МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 1998 г. N 89/34-16
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
НА ВЫБОР ПРОГРАММ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации поступает информация о фактах нарушения прав
дошкольных образовательных учреждений при выборе ими программ и
педагогических технологий. В отдельных регионах установилась
негативная практика жесткого регламентирования образовательной
деятельности дошкольных учреждений, принудительного навязывания
педагогическим коллективам определенных программ и технологий.
Имеют место случаи, когда экспертная оценка деятельности ДОУ
проводится формально, без всестороннего учета качественных
показателей его работы, на основе статуса программ, по которым
строится образовательный процесс.
В связи с этим Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации разъясняет, что основным правовым
механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация -
комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие
требованиям государственного образовательного стандарта. В
настоящее время до введения государственного образовательного
стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию
и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении (приложение к Приказу Министерства
образования Российской Федерации от 22.08.96 N 448).
Государственные органы управления образованием, в том числе
Минобразование России, обеспечивают разработку примерных
образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу
федерального уровня, содержится в информационных письмах
Минобразования России от 24.03.95 N 42/19-15, от 29.01.96
N 90/19-15, от 18.07.97 N 112/36-14. Эта информация ориентирует
дошкольные учреждения на новые развивающие программы, помогает
педагогам выбрать программу (программы) из спектра вариативных,
указывает на соответствие этих программ требованиям
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской
Федерации "Об образовании", а также ст. 19 Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677) дошкольное
образовательное учреждение самостоятельно как в выборе
образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и
во внесении изменений и разработке собственных программ в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта.
Рекомендация к использованию программы (гриф) не является
единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в
ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной
деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на
основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации.
Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при
условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение
Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания
и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Минобразование России обращает особое внимание руководителей
органов управления образованием на необходимость всемерной
поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве
самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для
использования в практической деятельности.
Первый заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
|