ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 1998 г. N СШ-6-07/314@
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРАВИЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ,
ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ИМИ В ДОХОДЫ
БЮДЖЕТОВ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ
В соответствии с пунктом 5 Национального плана проверок
налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской
Федерации на 1998 год, утвержденного руководителем Госналогслужбы
России 05.01.98 по согласованию с Федеральной службой налоговой
полиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел
Российской Федерации госналогинспекциями была проведена работа по
проверке фондов имущества (комитетов по управлению имуществом) по
вопросам правильности распределения по нормативам, полноты и
своевременности перечисления ими в соответствующие бюджеты
средств, поступивших от приватизации государственного и
муниципального имущества за 1997 год и I квартал 1998 года.
Проверка осуществлялась в соответствии с программой,
направленной Госналогслужбой России в адрес госналогинспекций
16.02.98 N СШ-6-07/119@. Срок представления информации был
определен до 1 мая 1998 года.
По плану необходимо было проверить 1770 продавцов объектов
приватизации. В соответствии с представленной налоговыми
инспекциями по субъектам Российской Федерации информацией за
1997 год проведена проверка 1966 продавцов объектов приватизации,
из них выявлены нарушения у 303 продавцов, и за I квартал текущего
года - 1940 продавцов, из них выявлены нарушения у 154 продавцов.
Поступление в бюджетную систему доходов от приватизации в
1997 году составило 21287,2 млн. рублей, в том числе в федеральный
бюджет - 18077,9 млн. рублей. В I квартале 1998 года поступления
составили 930,2 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет -
464,7 млн. рублей.
По результатам проведенных проверок доначислено в бюджеты всех
уровней платежей (без учета пени) в 1997 году 1990,8 тыс. рублей,
в том числе в федеральный бюджет - 545,3 тыс. рублей, в I квартале
1998 года соответственно 436,9 тыс. рублей и 41,5 тыс. рублей.
Начисленные пени составили в 1997 году 6692,8 тыс. рублей, в том
числе в федеральный бюджет - 2879,8 тыс. рублей, в I квартале
1998 года соответственно 749,8 тыс. рублей и 512,3 тыс. рублей.
Взыскано 2862,8 тыс. рублей в 1997 году, в том числе в федеральный
бюджет - 232,8 тыс. рублей, и 103,4 тыс. рублей за I квартал
1998 года, в том числе в федеральный бюджет - 21,1 тыс. рублей.
Наиболее значительные доначисления с учетом пени в бюджеты
всех уровней за 1997 год произведены в Челябинской области -
2575,5 тыс. рублей, Нижегородской области - 1705,0 тыс. рублей.
Краснодарском крае - 773,0 тыс. рублей, Псковской области -
278,3 тыс. рублей.
Основными недостатками в работе органов приватизации,
занимающихся вопросами распределения и перечисления средств от
приватизации, выявленными в ходе проверок, являются:
- несоблюдение сроков перечисления в бюджет доходов от
приватизации (выявлено 49 госналогинспекциями);
- несоблюдение утвержденных нормативов распределения средств,
поступающих от приватизации (установлено 12 госналогинспекциями);
- непредставление или нерегулярное представление органами
приватизации сведений в налоговые органы для контроля за
поступлением доходов от приватизации в бюджет (Пензенская область,
Камчатская область, Республика Карелия, Республика Калмыкия и
другие);
- неправильное зачисление средств от приватизации на
соответствующий раздел и параграф бюджетной классификации
(Владимирская область, Свердловская область);
- отсутствие контроля за выполнением условий договоров
купли - продажи объектов, в части своевременности перечисления
покупателями средств в оплату договоров, неприменение финансовых
санкций к покупателям объектов приватизации за несвоевременное
перечисление средств на счета продавцов (Республика Карелия,
Липецкая, Саратовская, Новосибирская области).
Как показывают материалы проверок, учет средств, поступающих
от приватизации, ведется в разрезе приватизируемых объектов по
утвержденным формам в лицевых карточках, справках или журналах с
последующей разноской в обобщающие ведомости. Сведения об оплате
каждого объекта подтверждаются платежными поручениями и выписками
банка в соответствии с суммами, предусмотренными в договорах
купли - продажи объектов приватизации. Распределение средств от
приватизации производится пообъектно в разрезе видов продаж по
установленным нормативам в зависимости от даты заключения договора
купли - продажи. Органы приватизации представляют в налоговые
органы два раза в месяц, ежемесячно или ежеквартально отчеты о
доходах, полученных от приватизации, и их распределении, в
основном в произвольной форме. Перечисляемые по установленным
нормативам в бюджеты различных уровней доходы от приватизации
зачисляются на раздел 23 Классификации доходов и расходов бюджетов
Российской Федерации.
Положением о порядке уплаты, распределения, учета и контроля
за поступлением средств от приватизации государственной и
муниципальной собственности предусмотрено поступление доходов от
приватизации на специальные счета продавцов объектов приватизации.
Однако имеются случаи зачисления доходов от приватизации не на
специальные счета, а на расчетные счета (Псковская, Брянская,
Липецкая и ряд других областей).
По результатам проверок налоговые инспекции на местах сообщили
комитетам о необходимости открыть специальные счета.
В ряде регионов ведется активная работа по взаимодействию с
органами приватизации по обеспечению своевременного и полного
поступления в бюджеты всех уровней средств от приватизации. Так,
Госналогинспекцией по Челябинской области и областным комитетом по
управлению госимуществом заключено соглашение, предусматривающее
представление в налоговые органы информации по объектам,
подлежащим приватизации, графиков реализации пакетов акций,
принадлежащих государству.
Совместная работа налоговых органов с комитетами по управлению
имуществом осуществляется в Пермской, Ивановской и других
областях.
В ходе проверок выявлено несоответствие показателей о
поступлении доходов от приватизации, отраженных в налоговой
отчетности по форме 1-Н и статистической отчетности по форме
3-приватизация, которое объясняется тем, что государственная
статистическая отчетность отражает данные по средствам от
приватизации, которые распределены и должны быть перечислены в
бюджет, в то время как в налоговой отчетности аккумулируются
данные по фактически поступившим в бюджет средствам. Это
несоответствие затрудняет ведение аналитической работы по
наблюдению за процессом приватизации.
Несоответствие данных форм 1-Н и 3-приватизация отмечено в
Республике Марий Эл, Ханты - Мансийском автономном округе,
Воронежской и ряде других областей.
В связи с наличием таких фактов налоговым органам необходимо в
дальнейшем при проверках органов приватизации обращать внимание на
правильность заполнения ими формы 3-приватизация, а также следить
за тем, чтобы на раздел 23 Классификации доходов и расходов
бюджетов Российской Федерации зачислялись только доходы от
приватизации государственного и муниципального имущества и продажи
предприятий - должников.
Учитывая изложенное, Госналогслужба России поручает
госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации рассмотреть
имеющиеся недостатки и нарушения при проведении расчетов с
бюджетом органов приватизации и принять меры по их устранению, а
также усилить контроль за правильностью распределения, полнотой и
своевременностью перечисления продавцами объектов приватизации
доходов от приватизации.
Предложения налоговых органов по совершенствованию порядка
контроля за правильностью распределения, полнотой и
своевременностью перечисления органами приватизации средств от
приватизации будут рассмотрены и использованы при разработке
законодательных и нормативных актов по вопросам контроля за
поступлением доходов от приватизации.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.ШТАРЕВ
------------------------------------------------------------------
|