ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 мая 1998 г. Дело N КА-А40/1120-98
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.98, оставленным
без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда
от 07.04.98 признаны недействительными, решение от 05.12.97
N ЮК\5409 и предписание N ЮК/5410 Государственного
антимонопольного комитета о нарушении Государственным комитетом по
связи информатизации РФ Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ТОО
"Телекомпания НТВ" (в настоящее время ОАО "Телекомпания НТВ").
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том,
что решение и предписание ГАК России не соответствуют действующему
законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы
телекомпании НТВ, в связи с чем подлежат признанию
недействительными.
При этом суд сослался на ст. ст. 10, 12, 13 ГК РФ; ст. 21 ФЗ
"О связи"; Указ Президента РФ N 1019 от 06.10.95 и п. 1 ст. 7
Закона РСФСР "О конкуренции...".
В кассационной жалобе ГАК РФ просит об отмене состоявшихся по
делу судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм
материального права: ст. 21 ФЗ "О связи", Постановления
Правительства РФ "О перечнях услуг связи, на которые
осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)" от
07.08.95 N 793, Указа Президента РФ от 06.10.95 N 1019, Указа
Президента РФ N 55 от 21.01.98, п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР
"О конкуренции..." и норм процессуального права: ст. ст. 52, 57,
125 АПК РФ.
Проверив материалы дела выслушав представителя заявителя,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ОАО
"Телекомпания НТВ" и Госкомсвязи РФ, возражавших против отмены
обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными,
суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения
от 10.02.98 и постановления Арбитражного суда г. Москвы от
07.04.98 по делу N А40-38559/97-2-405, вынесенных в соответствии с
требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Судом установлено, что 05.12.97 ГАК РФ принял решение, которым
признал, что действия Министерства связи РФ, выразившиеся в
издании распоряжения от 18.01.96 N 253 (телеграммы) об
установлении "Телекомпании НТВ" с 01.01.96 государственных тарифов
по оплате предоставляемых услуг по распространению телепрограмм,
нарушают п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках". На основании
данного решения 08.12.97 ГАК РФ выдал предписание Госкомсвязи РФ
о прекращении данного нарушения.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного
органа или органа местного самоуправления, не соответствующий
закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и
охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан
судом недействительным.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела,
оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к
правильному выводу о том, что принятые ГАК РФ решение и
предписание не соответствуют действующему законодательству и
нарушают права и интересы ОАО "Телекомпания НТВ", обратившегося в
суд за защитой своих прав в соответствии со ст. 4 АПК РФ.
Согласно ст. 21 Закона "О связи" тарифы на услуги связи
устанавливаются на договорной основе. В отдельных случаях,
предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг
связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут
регулироваться государством.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, Законами РФ "О связи"
(ст. 5) и "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности..." органы исполнительной власти не вправе
произвольно предоставлять льготы по оплате услуг связи одним
телерадиокомпаниям в ущерб и за счет других компаний иной формы
собственности.
Таким образом, в случае регулировки тарифов со стороны
государства, они должны быть одинаковыми для всех
телерадиокомпаний.
Телеграмма N 253 от 18.01.96 не устанавливала государственные
тарифы, которые в соответствии с вышеназванным Законом определяют
сами стороны на договорной основе. При заключении договоров об
оплате услуг связи организации исходят из Постановления
Правительства РФ от 07.08.95 N 793 и Указа Президента РФ от
06.10.95 N 1019.
Данной телеграммой Минсвязи России рекомендовало предприятиям
связи ориентироваться на тарифы по оплате услуг связи на уровне
государственных.
Основанием к изданию указанной телеграммы, как следует из ее
текста, явился Указ Президента РФ N 2259 от 22.12.93 "Об
эксплуатации восьмого частотного канала телевидения и сети его
распространения", п. 2 которого предписывает Министерству связи РФ
обеспечить трансляцию программ телекомпании НТВ по 8-му частотному
каналу телевидения с сохранением сети и условий его
распространения.
Данные условия были закреплены в п. 7 Постановления
Правительства РФ от 04.06.92 N 380, который предписывал взимать с
ВГТРК, включая подведомственные ей объединения, предприятия и
организации (8-й канал был подведомственен ВГТРК), плату за все
виды услуг органов связи по регулируемым государственным ценам и
тарифам.
Указом Президента РФ N 1019 от 06.10.95 "О совершенствовании
телерадиовещания в РФ" для общероссийских телерадиоорганизаций
предусматривалась оплата ими услуг связи на основе тарифов,
предусмотренных для бюджетных организаций.
Из материалов дела усматривается, что Телекомпания НТВ
подпадает под статус "общероссийская", к которому по Указу
Президента РФ N 1019 относятся предприятия, осуществляющие вещание
на территории более чем половины субъектов РФ.
Телекомпания НТВ в 1997 году осуществляла вещание на
территории 83-х субъектов РФ, что подтверждается справкой от
18.12.97 (л. д. 20 т. 1).
Довод заявителя о неправомерном в силу издания после принятия
ГАК РФ оспариваемых решений, применении судом Указа Президента РФ
N 55 от 21.01.98 "О внесении изменений в Указ Президента РФ N 1019
от 06.10.95, которым Телекомпания НТВ признана общероссийской
телерадиовещательной организацией, не может являться основанием к
отмене обжалуемых судебных актов.
Данный Указ не внес каких - либо изменений в ранее
действовавшее законодательство по вопросу регулирования тарифов на
услуги связи.
Он лишь подтвердил конституционное положение об обеспечении
равных условий хозяйственной деятельности для всех
телерадиовещательных организаций и признал за НТВ общероссийский
статус, который данная компания и имела, как было отмечено выше.
Нельзя согласиться с утверждением заявителя относительно
предоставления Минсвязи РФ телеграммой от 18.01.96 N 253 льготы
для Телекомпании НТВ по оплате услуг организаций связи.
В Федеральном законе "О связи" разграничиваются понятия:
"государственное регулирование тарифов" (ст. 21) и "льготы,
преимущества при пользовании связью" (ст. 30) Государственное
регулирование тарифов является не льготой, а одним из методов
регулирования государством деятельности естественных монополий.
Несостоятельными являются и доводы ГАК РФ о том, что
предоставление Телекомпании НТВ государственных тарифов поставило
данную телекомпанию в преимущественное положение по отношению к
другим телекомпаниям, в частности к ОРТ, на которую возложена
обязанность по освещению деятельности органов государственной
власти.
На Телекомпанию НТВ также государством возложена обязанность
освещать информационные передачи, что прямо предусмотрено выданной
НТВ лицензией.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что ГАК РФ
не представил доказательств нарушения Госкомсвязи антимонопольного
законодательства: п. 1 ч. 1 ст. 7 закона "О конкуренции...".
Дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с
соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный
арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.98 и
постановление апелляционной инстанции того же суда от 07.04.98
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
|