УТРАТИЛ СИЛУ - ПИСЬМО ПФ РФ от 16.06.99 N ЕВ-09-27/5575
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 1998 г. N ЕВ-09-28/4022
В ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗЪЯСНЕНИЮ
В дополнение к письму от 17 марта 1998 г. N ЕВ-09-28/1860
Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет следующее.
В связи с признанием Конституционным Судом Российской
Федерации Постановлением от 24 февраля 1998 г. N 7-П пунктов "б" и
"в" ст. 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 год"
неконституционными возник правовой пробел в регулировании тарифа
страховых взносов, взимаемых с таких категорий плательщиков
страховых взносов в ПФР, как индивидуальные предприниматели,
адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Статья 79 Федерального конституционного закона от 21 июля
1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
устанавливает, что в случае возникновения правового пробела в
результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации
постановления должна действовать норма Конституции Российской
Федерации. В рассматриваемом случае это часть 1 статьи 19, исходя
из которой индивидуальные предприниматели, адвокаты,
частнопрактикующие нотариусы, относящиеся к той же категории
плательщиков страховых взносов в ПФР, что и частные детективы (для
которых сохранен тариф 28 процентов, что следует из сравнительного
анализа пункта "б" статьи 1 Федерального закона от 5 февраля
1997 г. N 26-ФЗ и пункта 1 резолютивной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г.
N 7-П), и как равные перед законом, обязаны нести равное бремя
расходов по содержанию пенсионеров, а также часть 3 статьи 17, в
соответствии с которой осуществление прав одними лицами
(индивидуальными предпринимателями, адвокатами,
частнопрактикующими нотариусами) не должно происходить за счет
нарушения прав других лиц (частных детективов).
ПФР разъясняет, что при возникновении спорного правоотношения
между ОПФР и указанными категориями плательщиков в соответствии с
п. п. 2, 3 Постановления N 8 Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 31 октября 1995 г. при осуществлении правосудия
подлежат применению нормы Конституции Российской Федерации как
акта прямого действия, в данном случае это часть 1 статьи 19 и
часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
ПФР разъясняет, что до законодательного установления тарифа
страховых взносов, взимаемых в ПФР с гонораров адвокатов, доходов
нотариусов, занимающихся частной практикой, и индивидуальных
предпринимателей, исходя из норм статьи 79 Федерального
конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ, должны
действовать нормы Конституции.
Не может быть применен при перерасчете сумм страховых взносов
за 1997 - 1998 гг. тариф в размере 5 процентов, установленный для
данной категории плательщиков Федеральным законом Российской
Федерации от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ, так как указанный Закон
принимался на 1996 год и утратил силу в связи с истечением срока
его действия. Не может быть применен и тариф в размере 1 процента,
который уплачивают наемные работники, так как данная категория
плательщиков страховых взносов к работающим по найму не относится.
Таким образом, перерасчет страховых взносов в ПФР не может
быть осуществлен в связи с отсутствием установленного
законодателем тарифа страховых взносов для индивидуальных
предпринимателей, адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.
Заместитель Председателя
Правления
Е.Я.ВАСИЛЬЕВ
_______________________________________
"Экономика и жизнь", N 26, 1998
|