ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 1998 г. N 11-07/10475
О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В связи с обращением МТУ по поводу разъяснения п. п. 2.4 и
2.14 письма ГТК России от 15.12.97 N 01-15/24204 сообщаем
следующее.
Согласны с мнением, что вопрос предоставления таможенных льгот
лицам, находившимся за границей более 6 месяцев, в случае отправки
транспортного средства в Россию отдельно следующим
(несопровождаемым) багажом при издании указанного разъяснения не
был решен окончательно, а таможенные органы во многих случаях
вынуждены формально отказывать в предоставлении льгот таким лицам.
В целях упорядочения применения таможенных льгот Оперативно -
организационным управлением совместно с Управлением федеральных
таможенных платежей был подготовлен проект распоряжения таможенным
органам (копия прилагается), которым предусмотрена возможность их
применения в указанных случаях при соблюдении перечисленных в
распоряжении условий. В настоящее время проект распоряжения
передан на визу заместителям председателя ГТК России
В.И. Мещерякову и В.А. Максимцеву для дальнейшего направления на
рассмотрение в Правовое управление. В случае наличия замечаний и
предложений по проекту распоряжения прошу направить их в
установленном порядке в ГТК России.
Что касается п. 2.14 названного письма ГТК России от 15.12.97,
то его содержание соответствует действующему законодательству, в
соответствии с которым до введения института таможенных брокеров в
качестве декларантов могут использоваться декларанты на основе
договора. Согласие с возможностью применения данного положения
было высказано заместителем председателя ГТК России - начальником
МТУ Лютовым Н.А. на подведении итогов Совета управления 13.02.98.
С учетом того, что организации - декларанты на основе договора уже
присутствуют в настоящее время во всех таможенных органах и
оказывают платные услуги владельцам транспортных средств
(практически не неся никакой ответственности), их деятельность
должна быть организована в соответствии с требованиями
законодательства. При этом указанные декларанты на основе договора
будут нести всю предусмотренную законодательством ответственность
за достоверность декларируемых сведений. В то же время считаем,
что данный вопрос требует дальнейшей проработки после анализа
практики его применения.
На основании изложенного, до внесения изменений в нормативные
акты ГТК России, поступающие в таможенные органы обращения,
подобные приложенной копии обращения гр. Ковтун О.Г., должны
рассматриваться таможенными органами в установленном порядке на
основании положений и норм действующих правил.
Заместитель
Начальника Оперативно -
организационного управления
В.П.ТАРАСОВ
Проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
ПРИ ВВОЗЕ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ОТДЕЛЬНО СЛЕДУЮЩИМ (НЕСОПРОВОЖДАЕМЫМ) БАГАЖОМ
В связи с поступающими в ГТК России запросами, касающимися
порядка производства таможенного оформления ввозимых в Российскую
Федерацию физическими лицами транспортных средств в соответствии с
п. п. 2.3, 2.4 и 2.6 Общих правил перемещения через таможенную
границу Российской Федерации транспортных средств физическими
лицами, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 416 с
изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от
30.01.97 N 35 (далее - Общие правила), при ввозе транспортных
средств в соответствии с договором о перевозке отдельно следующим
(несопровождаемым) багажом и в целях упорядочения применяемых при
таможенном оформлении таких транспортных средств льгот по уплате
таможенных платежей разъясняю и обязываю:
1. В соответствии с перечисленными пунктами Общих правил
транспортные средства могут ввозить в Российскую Федерацию
физические лица, претендующие на получение таможенных льгот, при
следовании через таможенную границу Российской Федерации после
пребывания за пределами Российской Федерации в связи с
обстоятельствами, указанными в данных пунктах Общих правил.
Указанные лица могут ввозить в Российскую Федерацию
транспортные средства как непосредственно при следовании через
таможенную границу, так и в соответствии с договором о перевозке
отдельно следующим (несопровождаемым) багажом, в том числе с
передачей полномочий в любой установленной российским
законодательством форме другому физическому лицу для использования
его в качестве перевозчика транспортного средства (далее - ввоз
транспортного средства ОСБ).
2. Льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные
перечисленными пунктами Общих правил, в случае ввоза транспортного
средства ОСБ предоставляются физическим лицам, следующим через
таможенную границу Российской Федерации, при одновременном
соблюдении следующих условий:
а) транспортное средство принадлежало физическому лицу во
время пребывания в иностранном государстве в связи с
обстоятельствами, указанными в п. п. 2.3, 2.4 и 2.6 Общих правил;
б) заключение договора о перевозке отдельно следующим
(несопровождаемым) багажом и отправка транспортного средства в
Российскую Федерацию либо передача указанных выше полномочий
другому лицу на перегон транспортного средства до места назначения
в Российской Федерации (за исключением случая передачи полномочий,
предусмотренного п. 5 настоящего распоряжения) производились за
пределами Российской Федерации:
при применении п. 2.3 - до истечения 1 года со дня первого
въезда лица на территорию Российской Федерации с заявленной
таможенным органам целью переселения на постоянное место
жительства в Российскую Федерацию;
при применении п. 2.4 - во время непрерывного пребывания лица,
претендующего на получение таможенных льгот, более шести месяцев
(182 суток);
при применении п. 2.6 - во время пребывания лица в связи с
осуществлением деятельности, предусмотренной приложением 1 к Общим
правилам, и выполнения других условий, предусмотренных данным
пунктом Общих правил;
в) страной назначения при ввозе транспортного средства ОСБ
является Российская Федерация. В том числе в случае,
предусмотренном п. 4 настоящего распоряжения, когда Российская
Федерация является страной назначения после перегрузки
транспортного средства в одной из третьих стран;
г) получателем транспортного средства является само лицо,
претендующее на льготу;
д) при возвращении в Российскую Федерацию после пребывания за
ее пределами в соответствии с обстоятельствами, указанными в
подпункте "б" настоящего пункта, лицо, претендующее на льготу,
производит уведомление о ввозе транспортного средства ОСБ
таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через
таможенную границу Российской Федерации (далее - пограничный
таможенный орган).
3. Уведомление о ввозе транспортного средства ОСБ пограничного
таможенного органа производится путем указания сведений о
транспортном средстве в таможенной декларации, форма которой
установлена законодательством для декларирования товаров,
перемещаемых физическими лицами (далее - декларация). При этом
указываются количество ввозимых транспортных средств - в графе
декларации, предназначенной ля заявления отдельно следующих от
владельца товаров, а также сведения, позволяющие идентифицировать
транспортное средство, - на оборотной стороне декларации, к
которым относятся:
- имеющиеся данные о транспортных и товаросопроводительных
документах (наименование и дата составления документов о
приобретении транспортного средства и отправке несопровождаемым
багажом либо передаче полномочий на ввоз транспортного средства
другим лицом);
- мрака, модель, год выпуска транспортного средства;
- идентификационный номер транспортного средства, вместе с
которым могут отдельно указываться номера кузова, шасси и
двигателя транспортного средства.
Декларация в указанных случаях заполняется в двух экземплярах.
4. После проверки заявленных сведений представленное
уведомление о ввозе транспортного средства ОСБ регистрируется
пограничным таможенным органом в журнале регистрации, форма
которого прилагается, с присвоением порядкового регистрационного
номера. Журналы регистрации ведутся в соответствии с правилами
работы с документами строгой отчетности.
Порядковый регистрационный номер указывается должностным лицом
таможенного органа наверху декларации в виде записи "рег. N ___.
ОСБ", заверяемой личной номерной печатью.
Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращается
декларанту, а второй остается в пограничном таможенном органе и
может использоваться для целей таможенного контроля при
производстве последующего основного таможенного оформления
транспортного средства.
5. В случае, если условия ввоза в Российскую Федерацию
транспортного средства в соответствии с договором о перевозке
отдельно следующим (несопровождаемым) багажом предусматривали
перегрузку в одной из третьих стран для последующего ввоза
транспортного средства в Российскую Федерацию другим видом
транспорта либо своим ходом, в качестве перевозчика транспортного
средства может быть как само лицо, претендующее на получение
таможенных льгот, так и другое лицо с передачей ему полномочий в
любой установленной российским законодательством форме для
использования в качестве перевозчика.
При этом, с учетом соблюдения условий, предусмотренных п. п. 2
и 3 настоящего распоряжения:
а) выезд лица, претендующего на получение таможенных льгот, из
Российской Федерации в одну из третьих стран для последующего
ввоза в качестве перевозчика транспортного средства в Российскую
Федерацию не учитывается при исчислении непрерывного времени
пребывания этого лица за пределами Российской Федерации для целей
применения таможенных льгот, предусмотренных п. 2.4 Общих правил;
б) передача полномочий другому лицу на ввоз транспортного
средства в Российскую Федерацию из одной из третьих стран лицом,
претендующим на получение таможенных льгот, может производиться на
территории Российской Федерации.
6. В случае возвращения в Российскую Федерацию после
пребывания в иностранном государстве в связи с обстоятельствами,
указанными в п. п. 2.3, 2.4 и 2.6 Общих правил, лиц, претендующих
на получение таможенных льгот, до ввоза транспортного средства в
Российскую Федерацию ОСБ последующие выезды таких лиц за пределы
Российской Федерации могут учитываться только в целях применения
льгот для ввоза других транспортных средств.
7. Транспортные средства, перемещаемые через таможенную
границу Российской Федерации физическими лицами, претендующими на
получение таможенных льгот в соответствии с п. п. 2.3, 2.4 и 2.6
Общих правил, в случае, если на момент таможенного оформления
указанных транспортных средств такие лица не проследовали через
таможенную границу Российской Федерации либо транспортные
средства, ввоз которых в Российскую Федерацию не был связан с
пребыванием лица за пределами Российской Федерации в связи с
обстоятельствами, указанными в перечисленных пунктах Общих правил,
подлежат таможенному оформлению в соответствии с п. 2.11 Общих
правил.
8. В случае излишнего взыскания таможенных платежей,
уплаченных ранее таможенным органам при ввозе на таможенную
территорию Российской Федерации транспортных средств, не
предназначенных для производственной или иной коммерческой
деятельности, физическими лицами после вступления в силу Общих
правил при соблюдении условий, предусмотренных настоящим
распоряжением, возврат излишне взысканных таможенных платежей
производится по заявлениям указанных лиц в течение одного года с
момента уплаты или взыскания таких платежей.
9. Начальникам пограничных таможенных органов при организации
регистрации, учета и хранении деклараций, оставляемых в таможенных
органах, обеспечить возможность оперативной проверки указанных в
них сведений.
Председатель Комитета
------------------------------------------------------------------
|