ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 1998 г. N 2501-II ГД
О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ МИРНОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МАНИФЕСТАЦИИ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Ознакомившись с заключением Комиссии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по изучению
обстоятельств применения насилия в отношении мирной студенческой
манифестации в городе Екатеринбурге 14 апреля 1998 года против
дальнейшего разрушения системы высшего образования под видом ее
реформирования, против несоблюдения Правительством Российской
Федерации прав учащейся молодежи и принимая к сведению информацию
заместителя министра внутренних дел Российской Федерации
В.И. Федорова, Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению заключение Комиссии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по изучению
обстоятельств применения насилия в отношении мирной студенческой
манифестации в городе Екатеринбурге и направить его в
Правительство Российской Федерации, Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации, Министерство
внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу
безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру
Российской Федерации для выработки конкретных мер, направленных на
устранение причин массовых волнений студенческой молодежи,
появления в ее среде радикальных настроений и совершения действий
экстремистского характера и на недопущение применения
правоохранительными органами насилия в отношении граждан,
выражающих справедливый протест против политики, ущемляющей их
конституционные права (заключение Комиссии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по изучению
обстоятельств применения насилия в отношении мирной студенческой
манифестации в городе Екатеринбурге прилагается).
2. Поддержать законные требования студентов России об
обеспечении закрепленных в статье 43 (часть 3) Конституции
Российской Федерации прав граждан на бесплатное получение высшего
профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях и обратиться к Президенту Российской
Федерации с предложением публично гарантировать гражданам
обеспечение возможности бесплатного получения высшего
профессионального образования.
3. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на
необходимость неукоснительного соблюдения Закона Российской
Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" и на недопустимость
преобразования системы высшего профессионального образования без
утвержденной Государственной Думой и одобренной специалистами в
области образования концепции реформирования системы высшего
профессионального образования. Считать неприемлемыми рекомендации
Временной межведомственной комиссии по реструктуризации бюджетных
обязательств от 11 марта 1998 года в части изъятия финансовых
ресурсов у образовательных учреждений.
4. Обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с
предложением провести проверку высших учебных заведений Российской
Федерации в целях осуществления прокурорского надзора за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области
предоставления гражданам гарантированного Конституцией Российской
Федерации и вышеуказанными законодательными актами права на
образование.
5. Поручить Комитету Государственной Думы по законодательству
и судебно - правовой реформе в первоочередном порядке подготовить
предложения о рассмотрении Государственной Думой законопроекта, в
котором следует развить и закрепить положения, регулирующие
порядок проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и
пикетирования, право на проведение которых гарантируется гражданам
Российской Федерации статьей 31 Конституции Российской Федерации.
6. Предложить Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации, Министерству юстиции Российской
Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по
образованию и науке разработать проект федеральной целевой
программы искоренения правового нигилизма среди учащейся молодежи.
7. Согласиться с выводами комиссии Министерства внутренних дел
Российской Федерации о превышении представителями
правоохранительных органов служебных полномочий во время
проведения студенческой акции протеста в городе Екатеринбурге
14 апреля 1998 года и считать целесообразным рекомендовать
правоохранительным органам провести обучение своих сотрудников
методам работы без применения специальных средств в экстремальных
ситуациях в условиях массового скопления граждан.
8. Опубликовать настоящее Постановление и заключение Комиссии
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
изучению обстоятельств применения насилия в отношении мирной
студенческой манифестации в городе Екатеринбурге в "Российской
газете".
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ МИРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МАНИФЕСТАЦИИ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
В соответствии с поручением Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Комиссией в составе депутатов
Государственной Думы Грущака Сергея Владимировича, Лозинской Жанны
Михайловны, Кругликова Александра Леонидовича, при участии
депутата Государственной Думы Коткова Анатолия Степановича и
представителя Совета Российской ассоциации профсоюзных организаций
студентов вузов (РАПОС) Потапова Вадима Олеговича, изучались
обстоятельства применения насилия при проведении студенческой
акции протеста в городе Екатеринбурге 14 апреля 1998 года.
Встречи с руководством Свердловской области и города
Екатеринбурга, студенческим активом, лидерами молодежных
профсоюзов, ректорами и преподавателями вузов, бойцами и офицерами
Свердловского ОМОНа, изучение документов и просмотр
видеоматериалов позволяют Комиссии представить Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации обоснованное
заключение.
Первое и главное:
акция протеста студентов города Екатеринбурга 14 апреля
1998 года явилась лишь частным проявлением разворачивающегося в
стране движения студенческой молодежи в защиту образования под
лозунгами: "Нет реформам высшей школы за счет студентов и
преподавателей"; "Защитим конституционное право на бесплатное
образование" и др. Многотысячные митинги, демонстрации студентов
14 апреля 1998 года состоялись в Москве, Воронеже (13 тыс.
участников), Санкт - Петербурге. Учащаяся молодежь требовала от
Президента Российской Федерации:
- смены курса реформ и придания им социальной направленности;
- финансирования образовательных учреждений в полном объеме и
в соответствии с федеральными законами.
Студенты настаивают на недопустимости финансовых, структурных
и иных преобразований высшей школы до полной стабилизации
социально - экономической ситуации в стране, на погашении всех
долгов в системе образования, отставке проводников идеи разрушения
системы высшего образования под ширмой ее "реформирования". Эти
требования выдвигались почти повсеместно в разном сочетании в день
проведения акции 14 апреля 1998 года.
Решение о проведении всероссийской акции протеста в защиту
системы высшего образования было принято Советом РАПОС на
заседании 12 марта 1998 года в г. Нижнем Новгороде и встретило
поддержку и понимание в студенческой среде. Активно к участию в
ней стали готовиться и в крупнейшем вузовском центре страны -
Екатеринбурге. Правление Свердловской ассоциации студенческих
профсоюзов 2 апреля приняло постановление о проведении
общегородского митинга. Было определено место проведения митинга
(Дворец молодежи), на что было дано согласие мэрии
г. Екатеринбурга лишь за день до акции. Неопределенность, отметим,
всегда чревата весьма не предсказуемыми последствиями, что и
произошло в конечном итоге. К акции готовились молодежь, актив
РАПОС, отчасти милиция, но не власть, озабоченная выборами в
Областную Думу, и итогами этих выборов. Студенты проводили пресс -
конференции, информировали население, а властные структуры
полагали возможным не замечать брожения в молодежной среде,
полагали, что выступление, как и прежде, не будет носить массового
характера. Однако ситуация на сей раз стала иной, чем год назад.
Стремительно возросли объем платных образовательных услуг,
стоимость проживания в общежитиях (в отдельных вузах
Екатеринбурга - до 200 рублей в месяц за койко - место, в УГТИ -
36 рублей в месяц при мизерной стипендии). Бесплатно в
Екатеринбурге имеют право лечиться лишь молодые люди в возрасте до
18 лет. И это при том, что лишь около 7 процентов студентов
признаны абсолютно здоровыми. Абсолютное большинство обучающихся в
вузах города отмечают, что испытывают постоянное чувство голода. В
Уральском государственном техническом университете - том самом,
который в 1955 году успешно и бесплатно, регулярно получая
стипендию, окончил первый всенародно избранный Президент России,
ныне обучается около 800 студентов, имеющих детей. Пособий они не
получают, как и большинство граждан страны.
Студенты - не слепые и видят, как ветшают учебные корпуса,
здания общежитий, приходят в негодность мебель и оборудование. В
том же Уральском государственном техническом университете, где
обучаются только на дневном отделении более 11 тысяч человек, под
угрозой закрытия находится профилакторий, износ зданий которого
составляет около 75 процентов.
На этом удручающем фоне, созданном самой властью,
Правительство Российской Федерации продолжает наращивать усилия по
претворению вызвавшей резко отрицательную реакцию вузовской
общественности, отвергнутой Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации концепции реформирования системы
высшего образования, которая была подготовлена под руководством
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
О.Н. Сысуева. Известно заявление заместителя министра финансов
А. Кудрина, содержание протокола Временной межведомственной
комиссии от 11 марта 1998 года по реструктуризации бюджетных
обязательств. Предполагая сократить финансирование вузов,
федеральная исполнительная власть ставит систему высшего
образования за грань выживания. По заявлениям руководства
Уральского государственного университета, реализация намеченных
Правительством Российской Федерации мер обернется тем, что этому
вузу хватит средств для относительно нормального функционирования
на 3 - 4 месяца при сокращении стипендиального фонда на
30 процентов и возрастании нагрузки на преподавателей. Это и
многое другое не могло оставить равнодушными студентов.
Исходя из изложенного, Комиссия Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации находит, что основными
виновниками студенческих волнений в стране являются Правительство
Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Главной
причиной выхода учащейся молодежи из аудиторий на площади и улицы
городов явилось проведение в стране несостоятельного социально -
экономического курса, в том числе и в сфере образования,
относительно которого Правительство Российской Федерации полагает
возможным не выполнять Федеральные законы "Об образовании" и "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Второе, что вынуждена констатировать Комиссия, так это то,
что, наряду с правовым нигилизмом Правительства Российской
Федерации в отношении системы высшего образования, возмущение
студентов вызвали и конкретные действия высших должностных лиц
Свердловской области. Как вызов обществу были расценены усилия
губернатора Э.Э. Росселя по возведению собственной резиденции,
ради переселения в которую из 22-этажного здания бывшего обкома
КПСС времен Б.Н. Ельцина он прибег к кредиту в 15 миллионов
долларов США под 19 процентов годовых. Возвращать кредит придется
за счет кармана налогоплательщиков, свертывания социальных
программ. Отсюда и лозунги студентов в ходе митинга и
несанкционированного шествия к городской мэрии и дому
Правительства Свердловской области: "Росселя - в студенческое
общежитие". Защита подобной власти от молодежи при помощи ОМОНа с
применением спецсредств стала катализатором нарастания протеста, а
у отдельных студентов - и агрессивности.
В третьих, комиссия отмечает, что, несмотря на зреющий протест
студентов, санкционированный мэрией митинг 14 апреля 1998 года был
полностью проигнорирован представителями исполнительной и
представительной власти Свердловской области и города
Екатеринбурга. Лишь депутат Областной Думы Т.Г. Мерзлякова сочла
необходимым принять участие в студенческой акции. Не будучи
услышанной властью по завершении санкционированного митинга,
значительная часть студентов испытывала чувство
неудовлетворенности его итогом и охотно откликнулась на призыв
неформальных "лидеров" к участию уже в несанкционированных
властями действиях: шествию к Мэрии и Городской Думе, а затем и к
дому Правительства Свердловской области.
Власти г. Екатеринбурга, дав разрешение на проведение
студенческого митинга у Дворца молодежи, и не подумали о
проведении согласительных процедур с его организаторами, не
приняли участия в самом митинге, не предусмотрели способов
взаимодействия студенческих отрядов по обеспечению порядка и
милиции, по недопущению возможных провокаций, вариантов
возвращения огромной массы студентов к местам компактного
проживания в студенческих городках. Все бремя ответственности было
возложено на не имеющих опыта проведения массовых мероприятий
лидеров Свердловской ассоциации студенческих профсоюзов и ГУВД.
Комиссия отмечает, что санкционированная часть студенческой
акции протеста в Екатеринбурге 14 апреля 1998 года прошла
достаточно организованно и не привела к каким-либо конфликтам.
Ситуация вышла из под контроля уже после завершения митинга.
Неуправляемая масса студентов от 1,5 до 2 тысяч человек собралась
у здания Мэрии и Городской Думы. То обстоятельство, что к стихийно
"митингующим" вышли депутаты Городской Думы, вступили с ними в
переговоры, сыграло, несомненно, позитивную роль. При наличии
5 постовых милиционеров вмешательство стражей правопорядка не
потребовалось. Тем не менее, события развивались по нарастающей.
Пока с представителями студенчества шли переговоры в Городской
Думе, основная масса участников акции протеста устремилась к
зданию правительства Свердловской области. Бесконтрольное
передвижение в центре города более чем тысячной толпы молодых
людей было абсолютно не предсказуемым. Принятое решение о
выдвижении резервов милиции было правильным. Приходится только
сожалеть, что ничего не ведающая власть, чиновники областной
администрации, укрывшись за щитами ОМОНа, оставила бойцов и
офицеров спецподразделения один на один с молодыми людьми. Не
будучи вновь услышанными, оказавшись лицом к лицу с людьми,
вооруженными спецсредствами (основной долг которых отнюдь не в
борьбе с голодными и обездоленными), участники несанкционированной
акции стали проявлять все возрастающую агрессивность.
В связи с этим Комиссия обращает внимание на то, что в среде
студентов присутствовала группа молодых людей с ярко выраженной
радикальной ориентацией. В вузах г. Екатеринбурга, в обстановке
нарастающего недоверия молодежи к безразличной к их нуждам власти,
образовался идеологический вакуум, который стремительно
заполняется при посредстве движений и партий крайне правой и
крайне левой ориентаций. На кадрах видеороликов, отснятых во время
акции студенческого протеста, бросались в глаза юноши с флагами
анархистов, нацболов г-на Лимонова. В вузах отмечают и наличие
сторонников "демсоюза" Новодворской. За несколько дней до акции
14 апреля в городе была распространена официально издаваемая
газета "Нордост", прямо призывавшая к шествию к дому правительства
Свердловской области. Высказывается мнение, что именно группы
молодежи радикальной ориентации выступили в роли провокаторов и
подстрекателей несанкционированных действий, а затем
спровоцировали и ОМОН, в бойцов которого из задних рядов
манифестантов полетели бутылки из-под пива, куски льда. Один из
бойцов был серьезно травмирован в голову и впоследствии
госпитализирован. У начальника ГУВД области генерала В.К. Краева
не оставалось выбора. Он отдал приказ на вытеснение манифестантов
без применения спецсредств. Трое бойцов превысили свои полномочия
и применили резиновые палки. Только активное вмешательство
офицеров предотвратило более серьезные последствия, которых можно
и нужно было избежать изначально. В целом бойцы ОМОН а действовали
профессионально и выдержанно. В отношении превысивших свои
служебные полномочия прокуратурой возбуждены уголовные дела.
Служебное расследование проведено комиссией МВД России, по итогам
которого приняты жесткие решения в отношении начальника ГУВД
г. Екатеринбурга, командира ОМОНа, ряда других лиц начальствующего
состава. Эти решения являются правильными и справедливыми.
Вместе с тем Комиссия Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает, что бойцов ОМОНа средства
массовой информации постарались сделать крайними в этой
неприглядной истории. Они - едва ли не самые ответственные за
происшедшее. На деле они выполняли приказ, к тому же весьма не
свойственный. Приходится констатировать, что из 41 тысячи
работников органов МВД в Свердловской области лишь около
2800 человек заняты следственно - оперативной работой. На каждого
следователя приходится по 75 - 80 уголовных дел. Наблюдается рост
карательного, репрессивного аппарата. Слабой является
профилактическая работа в среде молодежи, со студентами. В вузах и
средних специальных учебных заведениях не проводятся встречи и
отчеты о работе правоохранительных органов, не учитываются
пожелания в адрес милиции, ФСБ от преподавателей и учащейся
молодежи.
Комиссия не может умолчать и о том, что власть весьма
равнодушна не только к интересам студенчества, но и к тяготам
жизни и службы тех, кто защищает ее, в том числе и от разгневанных
студентов. Из 66 офицеров Свердловского ОМОНа 34 не имеют квартир.
Третий год заморожено строительство жилого дома, что выглядит
вопиющим фактом на фоне стремительно возведенной резиденции
губернатора. Семьи офицеров и бойцов ОМОНа живут в жутких и
стесненных условиях на 700 - 800 рублей в месяц с детьми и не
имеющими работы женами. Многие из них прошли через страшное
горнило чеченской бойни. Среди таковых есть и те, в отношении
которых ныне возбуждены уголовные дела за превышение полномочий
при разгоне несанкционированной манифестации у дома Правительства
Свердловской области.
Случившееся 14 апреля 1998 года в г. Екатеринбурге на
протяжении недели является предметом анализа на заседаниях
Правительства Свердловской области, Совета ректоров вузов города и
области, Управления внутренних дел, Мэрии и депутатов Областной
Думы и Городской Думы. Подали в отставку и отстранены от
должностей ряд чиновников высокого ранга (заместитель Председателя
Правительства области А.В. Гайда, координатор всех силовых
структур Э. Войцыцкий, председатель Комитета по делам молодежи
области В. Вишневский и др.). Теперь и у губернатора Э.Э. Росселя
нашлось время для многочисленных встреч со студентами, на которых
выражается поддержка их требований в адрес федеральных властей. И
если Правительство Российской Федерации, Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации,
правоохранительные органы и власти на местах не извлекут должного
урока из случившегося в г. Екатеринбурге, повторение подобных
событий неизбежно в гораздо больших масштабах и с более тяжкими
последствиями. Ведь при непринятии мер в одних рядах с
протестующими студентами могут оказаться и забытые правящим
режимом бойцы ОМОН, армейские офицеры, профессора вузов.
Докладывая Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации об общих выводах изучения обстоятельств
применения насилия во время студенческой манифестации 14 апреля
1998 года в городе Екатеринбурге, Комиссия готова и к конкретным
рекомендациям в адрес федеральных и местных органов власти. Многие
из них напрашиваются сами собой из приведенного анализа.
Председатель Комиссии,
депутат Государственной Думы
А.Л.КРУГЛИКОВ
|