ДОГОВОР
от 20 мая 1998 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Исходя из необходимости разграничения полномочий и
ответственности между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Воронежской области,
конституционного статуса Воронежской области как равноправного
субъекта Российской Федерации;
учитывая территориальные (приграничное положение),
географические (черноземье, наличие заповедников, заказников и
водной артерии с большим сбросом промышленных вод на территории
других субъектов Федерации),
экологические (наличие потенциально экологически опасных
промышленных объектов, включая промышленное Воронежское море, а
также территорий, радиационно загрязненных вследствие
чернобыльской катастрофы),
социально - экономические (наличие высокого экономического
потенциала оборонных отраслей промышленности, уникальных
высокотехнологических производств, высококвалифицированных научных
и производственных кадров, транспортного узла федерального и
международного значения, федеральных объектов агропромышленной
инфраструктуры, а также недостаток источников топливно -
энергетических ресурсов),
национально - культурные (разнообразие национального состава
населения области, в том числе наличие казачества, активная
миграция населения на территорию области) особенности Воронежской
области;
в целях качественного улучшения социально - экономических и
политико - правовых условий жизни и деятельности населения
Воронежской области,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны;
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Воронежской
области,
заключен настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Воронежской области.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации Воронежская область
обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 2
Исходя из географических, природных, экономических,
социальных, этнических, историко - культурных и иных особенностей
Воронежской области, к предметам совместного ведения органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти Воронежской области относятся:
а) создание условий для структурной перестройки экономики
Воронежской области;
б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Воронежской
области;
в) вопросы минимизации и преодоления последствий аварии на
Чернобыльской АЭС на территории Воронежской области;
г) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории области в
соответствии с федеральным законодательством;
д) вопросы обеспечения эффективного функционирования и
конверсии предприятий оборонного комплекса, расположенных на
территории Воронежской области, а также участие в реализации
производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и
реализации вооружений и военной техники;
е) вопросы развития агропромышленного комплекса Воронежской
области, включая восстановление плодородия черноземов, сохранение
и развитие сахарного комплекса, создания фонда зерна;
ж) лицензирование отдельных видов деятельности на территории
Воронежской области в соответствии с федеральным
законодательством;
з) организация прохождения альтернативной гражданской службы в
соответствии с федеральным законодательством;
и) осуществление согласованной кадровой политики при
осуществлении предметов совместного ведения и полномочий,
установленных настоящим Договором;
к) вопросы функционирования и развития топливно -
энергетического комплекса на территории Воронежской области в
соответствии с федеральным законодательством;
л) оценка состояния окружающей природной среды на территории
Воронежской области и осуществление мер по ее восстановлению,
охране и обеспечению экологической безопасности;
м) вопросы сохранения памятников исторического и культурного
наследия на территории Воронежской области;
н) вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из
органов внутренних дел, и членов их семей в соответствии с
федеральным законодательством.
К предметам совместного ведения органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Воронежской
области могут быть отнесены также иные вопросы путем внесения
изменений в настоящий Договор или подписания нового договора о
разграничении предметов ведения, при этом не допускается изъятие
или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и
предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и
72 Конституции Российской Федерации.
Статья 3
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной власти Воронежской области по конкретным
предметам совместного ведения, установленные статьей 72
Конституции Российской Федерации и перечисленные в статье 2
настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями,
если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные
соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего
Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием
Договора, а также в любое время после его вступления в силу.
Соглашения подписываются Председателем Правительства
Российской Федерации и главой администрации Воронежской области.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Воронежской области проекты федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации по предметам совместного
ведения;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором;
в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные
целевые программы социально - экономического развития Воронежской
области, в том числе ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС на территории области, конверсии оборонных
предприятий, развития агропромышленного комплекса, возрождения,
строительства, реконструкции и реставрации исторических городов
Воронежской области;
г) обеспечивают финансирование и реализацию федеральных
целевых программ на территории Воронежской области в части
федеральных полномочий и в объемах, установленных федеральным
бюджетом;
д) обеспечивают экономические условия содержания
мобилизационных мощностей оборонных предприятий Воронежской
области, в том числе компенсацию затрат предприятий на поддержание
мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете;
е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в
том числе через территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти;
ж) согласовывают с органами государственной власти Воронежской
области кандидатуры руководителей территориальных подразделений
федеральных органов исполнительной власти, федеральных
государственных предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Воронежской области, если иное не
установлено федеральным законодательством;
з) в соответствии с федеральным законодательством уведомляют
органы государственной власти Воронежской области о создании,
реорганизации и ликвидации территориальных подразделений
федеральных органов исполнительной власти на территории
Воронежской области;
и) учитывают мнение органов государственной власти Воронежской
области при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим
Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале
юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы,
расположенных на территории Воронежской области.
Статья 5
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Воронежской области:
а) участвуют в разработке органами государственной власти
Российской Федерации проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области;
б) осуществляют в пределах своих полномочий правовое
регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с
федеральным законодательством;
в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов
государственной власти Воронежской области в соответствие с
настоящим Договором;
г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых
программ по обеспечению эффективного функционирования и конверсии
оборонных предприятий, развитию агропромышленного комплекса,
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории Воронежской
области;
д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении и
освобождении руководителей территориальных подразделений
федеральных органов государственной власти, федеральных
государственных предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Воронежской области, в соответствии с
федеральным законодательством;
е) обеспечивают соблюдение требований федерального
законодательства в области формирования, хранения и использования
запасов материальных ценностей государственного резерва;
ж) разрабатывают и утверждают региональные программы охраны
окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и
сохранения биологического разнообразия на территории Воронежской
области;
з) решают вопросы административно - территориального
устройства области, образования и упразднения административно -
территориальных единиц и населенных пунктов области с соблюдением
конституционных принципов равенства прав и свобод граждан и
единства экономического пространства страны;
и) создают условия для привлечения иностранных инвестиций в
Воронежскую область в целях реализации федеральных и региональных
программ в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 6
До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
органы государственной власти Воронежской области вправе
осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование.
При принятии соответствующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные
нормативные правовые акты Воронежской области приводятся в
соответствие с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области,
не приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 7
Если нормативными правовыми актами Российской Федерации,
действие которых распространяется на все субъекты Российской
Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для
субъектов Российской Федерации большие, чем установленные
настоящим Договором, то в отношении Воронежской области
применяются положения указанных нормативных правовых актов
Российской Федерации.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти
в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих
настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего
Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми
актами Воронежской области и настоящим Договором действуют нормы
настоящего Договора.
Статья 8
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти
Воронежской области, в соответствии со статьей 78 Конституции
Российской Федерации, может иметь место по соглашению во всех
случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не
содержится прямого запрета на передачу осуществления
соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в
соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 9
Органы государственной власти Воронежской области имеют право
оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы,
отнесенные к ведению Воронежской области или не соответствуют
полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере
совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области,
или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и
полномочия Воронежской области, установленные Конституцией
Российской Федерации и настоящим Договором.
Органы государственной власти Воронежской области вправе также
вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене
либо приостановлении действия на территории области частично или
полностью правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, перечисленных в части первой настоящей Статьи.
Статья 10
Органы исполнительной власти Воронежской области могут быть
наделены полномочиями территориальных подразделений (агентств)
федеральных органов исполнительной власти по соглашениям,
заключенным главой администрации Воронежской области с
Правительством Российской Федерации или уполномоченным им
федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами,
относящимися к государственной собственности Воронежской области,
регулируются нормативными правовыми актами Воронежской области в
соответствии с федеральным законодательством.
Воронежская область самостоятельно определяет систему органов
государственной власти Воронежской области по управлению объектами
государственной собственности Воронежской области.
Разграничение полномочий по вопросам использования природных
ресурсов на территории Воронежской области, в том числе земельных,
водных, биологических, минерально - сырьевых ресурсов,
производится отдельными соглашениями в соответствии с федеральным
законодательством.
Статья 12
Воронежская область вправе самостоятельно устанавливать и
вводить своими законами областные налоги и сборы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством
об общих принципах налогообложения и сборов в Российской
Федерации.
Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от
федеральных налогов в бюджет Воронежской области, определяются
соглашением между Правительством Российской Федерации и
администрацией Воронежской области, если они прямо не установлены
федеральным законом.
Финансирование федеральных расходов на территории Воронежской
области может осуществляться через территориальные органы
федерального казначейства по Воронежской области в установленном
порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в том числе за
счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории
Воронежской области и подлежащих перечислению в федеральный
бюджет.
Статья 13
Воронежская область вправе выступать самостоятельно и по
поручению органов государственной власти Российской Федерации
участником международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
административно - территориальными единицами иностранных
государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными
партнерами в соответствии с федеральным законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Воронежской области.
Статья 14
Проекты нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти по предметам совместного ведения Российской
Федерации и Воронежской области подлежат согласованию с органами
исполнительной власти Воронежской области в порядке, установленном
соглашением между федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти Воронежской области, если иное
прямо не установлено федеральным законодательством.
Статья 15
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Воронежской области могут создавать
совместные и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 16
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Воронежской области могут иметь полномочные
представительства соответственно в г. Воронеже и г. Москве.
Статья 17
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору
или заключением нового договора.
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 18
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего
Договора, а также споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Воронежской области по предметам
совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо
в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством.
Статья 19
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных
изданиях и вступает в силу со дня опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее
заключенные между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Воронежской области
договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей
настоящему Договору.
Совершено в г. Москве 20 мая 1998 года в двух экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Глава администрации
Воронежской области
И.ШАБАНОВ
|