ДОГОВОР
от 20 мая 1998 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Исходя из необходимости разграничения полномочий и
ответственности между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Амурской области;
учитывая природные, географические, социально - экономические
и национально - культурные особенности Амурской области;
в целях качественного улучшения социально - экономических и
политико - правовых условий жизни и деятельности населения
Амурской области,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации;
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Амурской области,
заключен настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Амурской области.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации Амурская область
обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 2
Исходя из географических, природных, экономических,
социальных, национально - культурных и иных особенностей Амурской
области, к предметам совместного ведения органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти
Амурской области относятся:
а) разработка, утверждение и реализация федеральных целевых
программ социально - экономического развития Амурской области;
б) вопросы воспроизводства и рационального использования
минерально - сырьевых, земельных, лесных, водных и биологических
ресурсов, проведения геолого - разведочных работ, эксплуатации
рекреационных ресурсов, создания сети особо охраняемых территорий;
в) межбюджетные отношения Российской Федерации и Амурской
области;
г) вопросы функционирования и развития топливно -
энергетического, транспортного комплексов, информационных систем,
связи на территории Амурской области в соответствии с федеральным
законодательством;
д) социально - экономическое развитие территорий Амурской
области, приравненных к районам Крайнего Севера, принятие мер по
обеспечению досрочного завоза продукции (товаров), создание
необходимых сезонных запасов топлива, продовольствия и товаров
народного потребления;
е) социальная защита населения Амурской области, включая
вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения, реализации
государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и
проживающих в местностях Амурской области, приравненных к районам
Крайнего Севера, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти
цели федеральным бюджетом;
ж) регулирование миграции на территорию Амурской области в
соответствии с федеральным законодательством в целях сохранения
социально - экономической и политической стабильности в
приграничном субъекте Российской Федерации;
з) восстановление и развитие производственных связей
предприятий Амурской области с предприятиями, расположенными на
территориях других субъектов Российской Федерации и государств -
участников Содружества Независимых Государств;
и) участие в реализации таможенной политики Российской
Федерации на территории Амурской области в части эффективного
использования таможенных платежей и сборов, собираемых на
территории Амурской области, для поддержки экспорта и развития
внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры Российской
Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также
вопросы создания и функционирования особой экономической зоны и
локальных таможенных зон на территории Амурской области в
соответствии с федеральным законодательством;
к) лицензирование отдельных видов деятельности на территории
Амурской области в соответствии с федеральным законодательством;
л) проведение согласованной кадровой политики при
осуществлении полномочий в сфере совместного ведения Российской
Федерации и Амурской области;
м) взаимодействие с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам создания и потребления информации социально -
экономического назначения, получаемой в процессе функционирования
наземных объектов космической инфраструктуры, размещенных на
территории Амурской области;
н) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории Амурской области
в соответствии с федеральным законодательством;
о) вопросы развития агропромышленного комплекса Амурской
области;
п) оценка состояния окружающей природной среды на территории
Амурской области и осуществление мер по ее восстановлению, охране
и обеспечению экологической безопасности;
р) создание условий для сохранения и развития национальной
самобытности, национального языка и культуры коренных
малочисленных народов Севера, обеспечение особого правового режима
природопользования и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, а также защита исконной среды их
обитания и образа жизни.
К предметам совместного ведения Российской Федерации и
Амурской области могут быть отнесены также иные вопросы путем
внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом
не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения
Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных
соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 3
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной власти Амурской области по конкретным
предметам совместного ведения, установленным статьей 72
Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2
настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями,
если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные
соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего
Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием
договора, а также в любое время после его вступления в силу.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Амурской области проекты федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации по предметам совместного
ведения;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором;
в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные
целевые программы социально - экономического развития Амурской
области;
г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на
территории Амурской области в объемах, установленных федеральным
бюджетом;
д) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в
том числе через территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти;
е) согласовывают с органами государственной власти Амурской
области кандидатуры руководителей федеральных предприятий,
учреждений и организаций, расположенных на территории Амурской
области, если иное не установлено федеральным законодательством;
ж) решают по предложению Амурской области вопросы об
образовании на территории области особой экономической зоны и
локальных таможенных зон в соответствии с федеральным
законодательством;
з) оказывают финансовую поддержку завозу продуктов (товаров)
на территории Амурской области, приравненные к районам Крайнего
Севера, в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом.
Статья 5
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Амурской области:
а) участвуют в разработке органами государственной власти
Российской Федерации проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и Амурской области;
б) осуществляют правовое регулирование по предметам
совместного ведения в соответствии с федеральным
законодательством;
в) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых
программ на территории Амурской области;
г) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов
государственной власти Амурской области в соответствие с настоящим
Договором;
д) устанавливают в соответствии с федеральным
законодательством условия лицензирования природопользования на
территории Амурской области;
е) участвуют в создании особой экономической зоны и локальных
таможенных зон, обеспечивают функционирование администрации особой
экономической зоны в соответствии с федеральным законодательством;
ж) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении
руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Амурской области, в соответствии с
федеральным законодательством;
з) обеспечивают соблюдение требований федерального
законодательства по вопросам образования, хранения и использования
запасов государственного резерва, расположенных на территории
Амурской области.
Статья 6
До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
органы государственной власти Амурской области вправе осуществлять
по этим вопросам собственное правовое регулирование.
При принятии соответствующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации нормативные
правовые акты Амурской области приводятся в соответствие с
федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Амурской области, не
приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 7
Если нормативными правовыми актами Российской Федерации,
действие которых распространяется на все субъекты Российской
Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для
субъектов Российской Федерации большие, чем установленные
настоящим Договором, то в отношении Амурской области применяются
положения указанных нормативных правовых актов Российской
Федерации.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти
в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих
настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего
Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми
актами Амурской области и настоящим Договором действуют нормы
настоящего Договора.
Статья 8
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти
Амурской области в соответствии со статьей 78 Конституции
Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех
случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном
законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления
соответствующих полномочий.
При передаче осуществления части полномочий в соответствующем
соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и
осуществления этих полномочий.
Статья 9
Органы государственной власти Амурской области имеют право
оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы,
отнесенные к ведению Амурской области, или не соответствуют
полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере
совместного ведения Российской Федерации и Амурской области, или
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и
полномочия Амурской области, установленные Конституцией Российской
Федерации и настоящим Договором.
Органы государственной власти Амурской области вправе также
вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене
либо приостановлении действия на территории Амурской области
частично или полностью правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, перечисленных в абзаце первом настоящей
статьи.
Статья 10
Органы исполнительной власти Амурской области могут быть
наделены полномочиями территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией
Амурской области с Правительством Российской Федерации или
уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Статья 11
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами,
относящимися к государственной собственности Амурской области,
регулируются нормативными правовыми актами Амурской области в
соответствии с федеральным законодательством.
Амурская область самостоятельно определяет систему органов
государственной власти Амурской области по управлению объектами
государственной собственности Амурской области.
Разграничение полномочий по вопросам использования земельных,
водных, биологических, минерально - сырьевых и иных природных
ресурсов на территории Амурской области производится отдельными
соглашениями в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 12
Амурская область вправе самостоятельно устанавливать и вводить
своими законами областные налоги и сборы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством
об общих принципах налогообложения и сборов в Российской
Федерации.
Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от
федеральных налогов в бюджет Амурской области, определяются
соглашением между Правительством Российской Федерации и
администрацией Амурской области, если они прямо не установлены
федеральным законом.
Финансирование федеральных расходов на территории Амурской
области может осуществляться через территориальные органы
федерального казначейства по Амурской области в установленном
порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в том числе за
счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории Амурской
области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
Статья 13
Амурская область вправе выступать самостоятельно, а также по
поручению органов государственной власти Российской Федерации
участником международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
субъектами иностранных федеративных государств, административно -
территориальными образованиями иностранных государств и иными
иностранными партнерами в соответствии с федеральным
законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Амурской области.
Статья 14
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Амурской области могут создавать совместные
комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 15
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего
Договора, а также споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Амурской области по предметам совместного
ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке,
установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным
законодательством.
Статья 16
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Амурской области могут иметь полномочные
представительства соответственно в г. Благовещенске и г. Москве.
Статья 17
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору
или заключения нового Договора.
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 18
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных
изданиях и вступает в силу со дня опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее
заключенные между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Амурской области
договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей
настоящему Договору.
Совершено в г. Москве 20 мая 1998 года в двух экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Глава администрации
Амурской области
А.БЕЛОНОГОВ
|