КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 1998 г. N 7/2
О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО -
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления
реабилитационной работы и специального образования Д.С. Шилова,
коллегия констатирует, что за последние годы в Российской
Федерации отмечается увеличение количества безнадзорных детей,
нуждающихся в помощи государства.
По данным МВД России, в 1997 г. сотрудниками органов
внутренних дел выявлено 63,6 тысячи безнадзорных
несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году.
Одной из причин роста количества безнадзорных детей является
семейное неблагополучие. Обостряется проблема социального
сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, возросло за
последние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах
внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их
заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.
В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся,
воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам
образовательных учреждений, что также ведет к увеличению
количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации
несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как
уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и
наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и
преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными
образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый
тип образовательного учреждения - центры психолого -
педагогической и медико - социальной помощи детям (далее -
ППМС - центры). Создание нового типа образовательного учреждения
вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с
формированием гуманного отношения общества и школы к детям,
переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике
сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального
сопровождения развития личности ребенка.
Основой деятельности ППМС - центров является профилактика и
предупреждение психолого - педагогических и медико - социальных
проблем, связанных со становлением подрастающего человека.
В системе образования Российской Федерации создано свыше
400 центров психолого - педагогической и медико - социальной
помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности
стали возможны благодаря созданию реабилитационно - воспитательной
системы, в основу которой положены принципы гуманистической
педагогики.
Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный
признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его
достоинство, верить в его собственные силы и возможности,
создавать условия для его самосовершенствования - эти основные
идеи гуманистической педагогики К.Д. Ушинского остаются
актуальными и сегодня.
Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с
безнадзорными детьми ППМС - центры г. Москвы, Московской области,
г. Санкт - Петербурга, г. Губкина Белгородской области,
г. Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской,
Ростовской, Псковской, Тюменской, Ярославской областей,
Хабаровского края, других регионов России.
В работе с детьми группы риска по предупреждению их
безнадзорности основными направлениями деятельности центров
являются психолого - медико - педагогическое диагностирование и
консультирование, экстренная психологическая помощь, социально -
трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска,
психолого - педагогическая коррекция, содействие полноценному
психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и
межличностных проблем и социально - психологических конфликтов,
защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из
важных направлений деятельности ППМС - центров является оказание
своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации,
работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах
краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается
равнопартнерская, субъект - субъектная схема педагогического
взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция)
индивидуально - психологических особенностей, способствующих
школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их
обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска
занимают те ППМС - центры, в которых имеются приюты (стационары).
ППМС - центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально
ориентированной педагогической, психологической, социальной,
правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с
образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной
защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и
другими службами.
Значительную роль в деятельности ППМС - центров играют
психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие
достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно
компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать
качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные
особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и
попечителям максимально эффективно использовать средства и методы
воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность
специалистов центров и родителей формирует у детей положительную
учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества,
восстанавливает эмоциональную сферу.
Многие ППМС - центры непосредственно организуют обучение
несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего
образования. В таких случаях эффективно используются различные
формы и методы коррекционно - развивающего обучения. Большую роль
в социально - педагогической реабилитации детей с девиантным
поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое
обучение. При многих ППМС - центрах функционируют учебно -
производственные мастерские, где созданы рабочие места для
осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной
подготовки.
Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС - центров,
особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации,
детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной
подготовки кадров. Многие ППМС - центры включают своих работников
в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их
поэтапному профессиональному продвижению.
Таким образом, в настоящее время ППМС - центры решают проблемы
десятков тысяч детей, которые по разным причинам оказались вне
школы или могут оставить ее, если им не будет оказана
своевременная профессиональная психолого - педагогическая и
медико - социальная помощь и поддержка.
Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и
ощутимыми результатами работы ППМС - центров, имеют место
проблемы, требующие своего решения. Особо актуальной в настоящее
время является разработка и утверждение нормативно - правовой
базы деятельности ППМС - центров. В номенклатуру образовательных
учреждений ППМС - центры не включены из-за отсутствия типового
положения. Статус специалистов центров требует более четкого
юридического определения.
Острой является потребность в совершенствовании системы
подготовки кадров для ППМС - центров. В ряде случаев ППМС - центры
не имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения
совместной работы с детьми и подростками по профилактике их
школьной дезадаптации, безнадзорности и правонарушений,
недостаточно взаимодействуют с другими составляющими
реабилитационной службы в образовании.
Профилактическая деятельность образовательных учреждений не
получает необходимой научно - методической поддержки. Недостаточно
используется опыт работы ППМС - центров при организации
педагогической практики студентов, повышения квалификации
психологов, социальных и коррекционных педагогов, других
специалистов.
Нуждается в качественном улучшении и система информационного
обеспечения ППМС - центров. Требуемая информация чаще всего
оказывается недоступной для тех, кто в ней более всего нуждается -
для родителей, детей и педагогов. Особую тревогу вызывает
рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств,
обеспечивающих поддержку детей группы риска.
Необходима разработка и утверждение образцов отчетной
документации, критериев оценки деятельности ППМС - центров.
Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС -
центров, вследствие давности сроков их принятия, не всегда
соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения
с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и
подростков. Во многих ППМС - центрах остро стоит проблема
оснащенности материально - технической базы, укомплектования
кадрами, особенно социальных педагогов и юристов.
Коллегия решила:
1. Одобрить работу центров психолого - педагогической и
медико - социальной помощи с безнадзорными детьми и их
деятельность по профилактике школьной и социальной дезадаптации.
2. Отметить, что содержание и результативность работы
ППМС - центров по психолого - педагогической реабилитации
несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности подтверждает
необходимость развития сети учреждений указанного типа в
действующей системе образования.
3. Управлению реабилитационной работы и специального
образования (Д.С. Шилову):
3.1. Направить справку о работе ППМС - центров с безнадзорными
детьми в органы управления образованием субъектов Российской
Федерации для ознакомления и использования на практике.
3.2. С целью обобщения и распространения опыта работы с
безнадзорными детьми Хабаровского городского экспериментального
центра педагогической реабилитации провести в октябре 1998 г. на
базе указанного центра Всероссийское совещание - семинар
директоров центров психолого - педагогической и медико -
социальной помощи детям и подросткам.
3.3. Совместно с Управлением образовательных стандартов и
программ (Г.К. Шестаковым), отделом повышения квалификации и
переподготовки специалистов (В.В. Безлепкиным) подготовить
предложения по совершенствованию содержания подготовки и
профессиональной переподготовки педагогических кадров в вопросах
психолого - педагогического и медико - социального сопровождения
развития личности ребенка.
3.4. Совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации до 01.12.98 разработать критерии
эффективности деятельности ППМС - центров.
4. Органам управления образованием субъектов Российской
Федерации:
4.1. Определить меры по развитию сети ППМС - центров,
укреплению их материально - технической базы и укомплектованию
кадрами, совершенствованию деятельности на основе договоров о
сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного
взаимодействия.
4.2. Рекомендовать центрам психолого - педагогической и
медико - социальной помощи детям считать сферой особого внимания
решение проблем по предупреждению дезадаптации детей в
образовательных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и
ребенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное
психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение
развития личности ребенка, направленное на его адаптацию в
социуме.
4.3. С целью создания системы мер по профилактике школьной и
социальной дезадаптации повысить ответственность руководителей
образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся,
воспитанников, не оставлять без внимания каждый случай
самовольного оставления детьми образовательных учреждений,
организацию их занятости в летний период.
4.4. Обратить предметное внимание на работу с семьями группы
риска, установить их постоянное патронирование, на
межведомственной основе разработать и приступить к реализации
комплексной Программы "Семья".
4.5. Организовать работу по повышению квалификации и
переподготовке кадров специалистов ППМС - центров на базе
институтов повышения квалификации работников образования по
вопросам предупреждения школьной и социальной дезадаптации
обучающихся, оказания им профессиональной психолого -
педагогической и медико - социальной помощи.
4.6. При наличии достаточной сети ППМС - центров использовать
опыт органов управления образованием г. г. Москвы и Санкт -
Петербурга по созданию в регионах советов директоров ППМС -
центров для координации их деятельности и обмена опытом работы.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
|