ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 1998 г. No. 7418/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 26.05.97, постановление
апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Республики
Коми по делу No. А29-813/97 и постановление Федерального
арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.97 по тому же
делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Акционерная холдинговая компания "Дороги России" обратилась в
Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству по
управлению имуществом Республики Коми о признании недействительным
решения Комитета по управлению государственным имуществом
Республики Коми от 19.08.93 No. 199 "Об утверждении плана
приватизации ДСПМК-1 "Сыктывкарская" и учреждения открытого
акционерного общества "ДСПМК "Сыктывкарская" в части включения в
уставный капитал акционерного кооперативного имущества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований на предмет спора, в соответствии со статьей 39
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
привлек открытое акционерное общество "Дорожно-строительная
передвижная механизированная колонна "Сыктывкарская" (ОАО "ДСПМК
"Сыктывкарская").
Решением от 26.05.97 в удовлетворении исковых требований
отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.97 решение
суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановлением от 25.07.97 также оставил названные судебные акты
без изменения.
Суды всех трех инстанций констатировали отсутствие
доказательств, которые подтверждали бы создание ДСПМК-1
"Сыктывкарская" за счет кооперативных средств. Утверждение истца о
том, что в имуществе этого предприятия государственная
собственность отсутствует, не вытекает из его годового отчета за
1976 год, совместного постановления Совета Министров Коми АССР и
правления Всероссийского объединения межколхозных строительных
организаций "Росколхозстрой" от 12.07.76 No. 352/9-12 (пункт 12),
а также заключения аудитора. Что касается протокола Федеральной
согласительной комиссии от 16.01.95, то он является одним из
доказательств, который должен оцениваться в совокупности с другими
собранными по делу материалами.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается все названные судебные акты
отменить и удовлетворить исковые требования.
Президиум считает, что судебные акты подлежат отмене с
направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна с
местонахождением в городе Сыктывкаре была организована совместным
постановлением Совета Министров Коми АССР и правления объединения
"Росколхозстрой" от 12.07.76 No. 352/9-12 с непосредственным
подчинением последнему.
Постановлением Совета Министров Коми АССР и объединения
"Росколхозстрой" от 15.12.77 No. 507-27/7 в городе Сыктывкаре
создано республиканское специализированное дорожно-строительное
объединение "Комидорспецстрой" (впоследствии - объединение
"Комиагродорстрой") в составе объединения "Росспецстрой"
(впоследствии - объединение "Росагропромдорстрой"),
правопреемником которого является акционерная холдинговая компания
"Дороги России". Пунктом 2 постановления предусмотрено, что
ДСПМК-1 "Сыктывкарская" входит в состав объединения
"Комидорспецстрой".
Уставом предприятия ДСПМК "Сыктывкарская", зарегистрированным
протоколом исполкома Сыктывкарского городского Совета народных
депутатов от 22.05.91 No. 5/252 параграф 58, предусмотрено, что
предприятие имеет в своей основе кооперативную форму
собственности.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом
Республики Коми от 19.08.93 No. 199 предприятие было преобразовано
в акционерное общество в порядке, предусмотренном Указом
Президента Российской Федерации от 01.07.92 No. 721
"Об организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений государственных предприятий
в акционерные общества".
Между тем особенности преобразования в акционерные общества
кооперативно-государственных (государственно-кооперативных)
предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном
комплексе предусмотрены постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 01.07.93 No. 5309-1.
Федеральная согласительная комиссия (протокол от 16.01.95),
рассмотрев материалы, представленные кооперативно-государственным
объединением "Комиагродорстрой" и входящими в его состав
подразделениями, приняла решение о том, что в их имуществе
государственная собственность отсутствует, и предложила
преобразовать ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество в
соответствии с Положением, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.03.94 No. 179.
Принятие решения названной комиссией после преобразования
предприятия "ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество "ДСПМК
"Сыктывкарская" не противоречит пункту 7 постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 01.07.93 No. 5309-1, согласно
которому все произведенные до введения в действие данного
постановления операции по разделу имущества
кооперативно-государственных (государственно-кооперативных)
предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном
комплексе, его передаче для использования на праве полного
хозяйственного ведения и приватизации подлежат переоформлению и
сохраняют свою силу в части, не противоречащей постановлению.
Отказывая истцу в иске, судебные инстанции сослались на
получение предприятием долгосрочной ссуды Госбанка СССР в сумме
598000 рублей, о чем свидетельствуют данные баланса за 1976 год и
отсутствие доказательств передачи объединением "Росколхозстрой" 82
тыс. рублей ДСПМК-1 "Сыктывкарская" для формирования уставного
фонда.
Однако судебными инстанциями не учтено, что пунктом 2
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93
No. 5309-1 установлен специальный порядок определения долей
государства и пайщиков в имуществе кооперативно-государственных
предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном
комплексе. Кооперативной долей в имуществе предприятий, созданных
по решению объединения "Росколхозстрой" за счет централизации
средств первичных организаций (без определения долей пайщиков) и
привлеченных средств, включая долгосрочные кредиты банков (в том
числе списанные государством), является имущество, находившееся на
их балансах по состоянию на 01.01.86.
Также не выяснено, кому было поручено наделить ДСПМК-1
"Сыктывкарская" оборотными средствами и материально-техническими
ресурсами постановлением Совета Министров Коми АССР и правления
объединения "Росколхозстрой" от 12.07.76 No. 352-9/12.
Без достаточных оснований судебные инстанции сослались на то,
что срок исковой давности по данному спору следует исчислять с
момента принятия решения Федеральной согласительной комиссией, то
есть начиная с 16.01.95.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации
течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос о
том, когда истец узнал о принятии Комитетом по управлению
государственным имуществом Республики Коми оспариваемого решения,
суд не исследовал. Между тем имеющаяся в деле переписка
свидетельствует о том, что о приватизации имущества ДСПМК-1
"Сыктывкарская" акционерная холдинговая компания "Дороги России"
знала задолго до решения Федеральной согласительной комиссии.
В связи с неисследованностью указанных обстоятельств дело
подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 26.05.97, постановление апелляционной инстанции от
25.07.97 Арбитражного суда Республики Коми по делу No. А29-813/97
и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского
округа от 13.11.97 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Республики Коми.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|