ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 1998 года
Дело N 18-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Толчеева Н.К.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 14 мая 1998 года дело по
жалобам Д., Г., П., С. на действия Законодательного Собрания
Краснодарского края о продлении срока полномочий депутатов первого
созыва по кассационным жалобам Д., С., П. на решение
Краснодарского краевого суда от 4 марта 1998 года, которым в
удовлетворении жалоб отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., объяснения заместителя председателя
Законодательного Собрания Краснодарского края Громова В.П.
(доверенность от 24.02.98 N 01-35), заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М.,
полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
Д., Г., П., С. обратились в суд с жалобами на действия
Законодательного Собрания Краснодарского края, указывая на то, что
пунктом 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 5 июня 1996 г. "О
внесении изменений и дополнений в Государственный устав
Краснодарского края" Законодательное Собрание Краснодарского края,
избранное на два года, незаконно продлило свои полномочия на два
года без согласия избирателей, что нарушает их права избирать и
быть избранными в данный представительный орган государственной
власти.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просят Д., П., С., ссылаясь на отсутствие у Законодательного
Собрания права распространять действие нового положения
Государственного устава Краснодарского края, определяющего срок
полномочий депутатов Законодательного Собрания в 4 года, на
депутатов первого созыва.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и
возражений на них, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для
отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "н" части 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов организации
системы органов государственной власти и управления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Регулирование отношений в этой сфере осуществляется
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 76
Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. N
1723, принятым в связи с отсутствием федерального закона по
вопросу организации выборов, был установлен сокращенный
двухгодичный срок легислатуры в субъектах Российской Федерации.
Указом от 2 марта 1996 г. N 315, правомерность которого
подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 30 апреля 1997 г., временное ограничение двухгодичным
сроком полномочий представительных органов признано недействующим
при создании собственной правовой базы субъектами Российской
Федерации, подтверждены их полномочия, вытекающие из Конституции
Российской Федерации, по самостоятельному формированию своих
органов законодательной власти, определению сроков их полномочий и
назначению даты выборов, предусмотрено сохранение полномочий
законодательных (представительных) органов государственной власти
до начала работы вновь избранных.
Государственным уставом Краснодарского края, принятым 10 ноября
1993 г., было установлено, что органом законодательной власти
Краснодарского края является Законодательное Собрание, избираемое
на срок полномочий, определяемый законодательством Российской
Федерации (п. 1 ст. 41). Таким образом, базовым правовым
документом, обладающим большей юридической силой по отношению к
другим правовым актам на краевом уровне, была введена норма,
отсылающая по вопросу определения срока полномочий к
законодательству Российской Федерации. Равнозначным правовым актом
на региональном уровне срок полномочий депутатов представительного
органа не определялся до принятия Закона, положение которого
оспаривают заявители.
В связи с отменой на федеральном уровне сокращенного, в
сравнении с прежним регулированием, двухгодичного срока
легислатуры в субъектах Российской Федерации Законодательное
Собрание Законом Краснодарского края от 5 июня 1996 года внесло
изменения и дополнения в пункт 1 ст. 41 Устава, согласно которым
Законодательное Собрание избирается сроком на 4 года, данное
положение распространяется на депутатов Законодательного Собрания
первого созыва.
Законодательное Собрание в силу подпункта "а" пункта 2 ст. 43
Государственного устава Краснодарского края правомочно было внести
указанные изменения и дополнения. Установление четырехгодичной
периодичности выборов, как и распространение данного положения на
депутатов первого созыва, не противоречит федеральному
законодательству, названному Уставу, не нарушает прав заявителей
избирать и быть избранными в представительный орган
государственной власти края с соблюдением закрепленных в этом
Уставе порядка и сроков формирования данного органа власти.
При таком положении судом обоснованно отказано в удовлетворении
жалоб заявителей.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 4 марта 1998 года
оставить без изменения, а кассационные жалобы Д., Г., П., С. - без
удовлетворения.
|