МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 мая 1998 г. N 162
ОБ ИТОГАХ СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ
Решение задач, определенных Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки, требует компетентных,
высококвалифицированных специалистов, как руководителей, так и
врачей.
Проведенное 21 - 22 апреля 1998 года в г. Москве совещание
руководителей кадровых служб территориальных органов управления
здравоохранением и центров госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации в связи с этим отметило, что значительно
возрастает роль и ответственность работников кадровых служб
различного уровня, необходимость поиска новых организационных форм
работы, пересмотра и создания нормативной базы, единых
методологических подходов для практической реализации поставленных
задач.
Показатели кадрового обеспечения отрасли характеризуются
неравномерностью между территориями. Обеспеченность врачами на
10 тысяч населения колеблется с 23,5 в Республике Ингушетия до
61,5 - в Республике Северная Осетия, средними медработниками от
62,1 - в Республике Ингушетия до 127,2 - в Республике Калмыкия.
Особую тревогу вызывает явная диспропорция в обеспеченности
медицинскими специалистами городского и сельского населения
(соответственно 51,2 и 12,7 врачами, 114,2 и 63,1 - средними
медработниками). Эта тенденция прогрессирует последние годы.
Возрастает коэффициент совместительства, он составляет у
врачей 1,42, у средних медработников - 1,27. Снижается соотношение
врачей и сестринского персонала (1:2,4).
Продолжается отток квалифицированных специалистов из
государственных учреждений здравоохранения. Причина этих
явлений - низкая заработная плата, социальная неустроенность
медицинских работников.
Введение новых специальностей базового медицинского
образования пока не нашло должной поддержки у практического
здравоохранения. Подготовленные в вузах социальные работники,
медицинские психологи, медицинские сестры с высшим образованием,
менеджеры в большинстве случаев остаются невостребованными, в том
числе и специалисты, получившие подготовку по общей практике
(семейная медицина).
Медленными темпами осуществляется сертификация специалистов.
Только 16,6% врачей и 8,8% средних медработников имеют сегодня
сертификат. Причинами этого являются инертность руководителей
органов управления здравоохранением и центров госсанэпиднадзора,
недостаточное количество циклов, оканчивающихся выдачей
сертификатов и др. Некоторые сертификационные комиссии проводят
экзамен на платной основе, что недопустимо и дискредитирует идею
сертификации.
С 1992 года после введения единой тарифной сетки оплаты труда
резко возросли показатели аттестации специалистов на
квалификационные категории (с 20,2% до 42,9% - у врачей, с 13,0%
до 38,1% - у средних медработников).
Существующая в стране система повышения квалификации
специалистов в целом выполняет возложенные на нее функции и
обеспечивает регулярное обучение врачей и средних медработников.
Совещание также отметило, что состав руководителей кадровых
служб, в основном, стабилен, большинство имеют высшее образование
и опыт кадровой работы. Вместе с тем не решены вопросы
нормирования труда работников кадровой службы, повышения их
квалификации.
С целью выполнения задач, связанных с кадровым обеспечением
здравоохранения, приказываю:
1. Управлению кадров (Торопцев А.И.):
1.1. Подготовить и обсудить на Совете по кадровой политике при
министре здравоохранения в июле 1998 г. проекты Положений о
кадровой службе и специалисте кадровой службы и представить на
утверждение.
1.2. Представить на утверждение в июне 1998 г. Положение о
порядке формирования и работы с резервом на замещение должностей
руководителей.
1.3. Представить в июне 1998 г. предложения о ежегодном
издании сборника нормативных документов по кадровой работе.
2. Управлению планирования, финансирования и развития
(Точилова Н.Н.) совместно с Управлением кадров (Торопцев А.И.) до
1 декабря 1998 г. пересмотреть Типовые штаты руководящих
работников, специалистов, служащих и рабочих учреждений
здравоохранения, в том числе работников кадровых служб.
3. Управлению кадров (Торопцев А.И.), Управлению научных и
образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.),
Российской медицинской академии последипломного образования
(Мошетова Л.К.) до 1 октября 1998 г. разработать и утвердить
единые учебные планы и программы обучения работников кадровых
служб территориальных органов управления здравоохранением, центров
госсанэпиднадзора и учреждений здравоохранения.
4. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений
(Сергиенко В.И.):
4.1. Активизировать работу Координационных советов по
последипломному образованию.
4.2. При выделении мест в клиническую интернатуру и ординатуру
учитывать только совместные заявки медвузов и органов управления
здравоохранением территорий, закрепленных за вузами.
5. Управлению кадров (Торопцев А.И.), Управлению научных и
образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.) внести до
20 сентября 1998 г. предложения в Минтруд России и Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации по
изменению типового целевого контракта между студентом
(выпускником) и работодателем, утвержденного совместным
Постановлением Минтруда и Госкомитета России по высшему
образованию от 27.12.95 N 73/7, с целью усиления правовой
ответственности.
6. Руководителям органов управления здравоохранением и главным
врачам центров госсанэпиднадзоров в субъектах Российской
Федерации:
6.1. Принять меры по активизации работы по сертификации
медицинского и фармацевтического персонала и до 1 июля 1998 г.
определить сроки ее завершения.
6.2. Рассмотреть совестно с заинтересованными образовательными
учреждениями вопрос о возможности создания центров повышения
квалификации врачей и провизоров в субъектах Российской Федерации,
не имеющих на своей территории вузов.
7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя министра Г.Г. Онищенко.
Министр
О.В.РУТКОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
|