КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 1998 г. N 6/1
О СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В РАМКАХ
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Заслушав и обсудив сообщение начальника отдела повышения
квалификации и переподготовки специалистов В.В. Безлепкина о
создании федеральной системы переподготовки в рамках системы
социальной адаптации военнослужащих, коллегия отмечает, что в
настоящее время в Российской Федерации имеются необходимые условия
для проведения этой работы на современном качественном уровне.
Разработана соответствующая нормативно - правовая база,
являющаяся основой для функционирования образовательных
учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки
военнослужащих.
В соответствии с Постановлениями Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 844 "Об
утверждении программы подготовки и переподготовки по гражданским
специальностям увольняемых с военной службы в связи с сокращением
Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих российских
войск, выводимых из Федеративной Республики Германии, и членов их
семей" и от 23 октября 1993 г. N 1081 "О программе переподготовки
кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и
конверсии военного производства в Российской Федерации" (в рамках
совместного с Европейским союзом проекта TACIS) в г. г. Москве,
Санкт - Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске,
Краснодаре, Ростове, Таганроге, Нижнем Новгороде, Новгороде,
Ярославле, Тамбове, Воронеже, Владивостоке функционируют
27 учебных центров, созданных на базе высших учебных заведений.
Все учебные центры оснащены за счет средств российской стороны
и европейских партнеров современным учебно - производственным
оборудованием и обладают высококвалифицированными профессорско -
преподавательскими кадрами, прошедшими соответствующую подготовку
за рубежом, с большим опытом переподготовки офицеров и членов их
семей на гражданские специальности. Всего начиная с 1994 г. в этих
центрах прошли переподготовку около 60 тыс. военнослужащих. Более
80% офицеров нашли себе место работы с помощью существующих в
центрах служб профориентации и трудоустройства. В настоящее время
в них обучается около 6 тыс. слушателей.
В реализации указанных программ участвовали более
30 организаций и учреждений: Главное управление кадров
Министерства обороны Российской Федерации, Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации, Федеральная
служба занятости Российской Федерации (ныне входящая в состав
Министерства труда и социального развития Российской Федерации),
ведущие российские вузы и организации, при которых созданы учебные
центры.
Несмотря на отсутствие финансовых средств из федерального
бюджета Российской Федерации, в период с 1993 по 1997 гг. за счет
средств, выделяемых германской стороной, Европейским сообществом,
а также Минобразованием России, Минтрудом России и базовыми
высшими учебными заведениями, удалось реконструировать и
подготовить к установке оборудования учебные и производственные
здания и сооружения.
Учитывая, что Минобразование России выполнило обязательства по
программе (проект TACIS), а также то обстоятельство, что
Правительством Германии закончено финансирование других проектов
по переподготовке военнослужащих в Российский Федерации, при
подготовке бюджета 1996 года Комиссия Европейского союза выделила
2 млн. ЭКЮ для работы всех российских центров, в том числе
организованных и по другим программам.
Таким образом, сложившаяся система позволяет в настоящее время
на качественном уровне обеспечить своевременную переподготовку
военнослужащих на гражданские специальности.
Вместе с тем вопрос дальнейшего функционирования системы
переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей остается
напряженным, несмотря на то, что Федеральная целевая программа
переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998 - 2000 годы
утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
3 февраля 1998 г. N 153, однако средств на ее реализацию нет, а
процесс сокращения личного состава Вооруженных Сил приобретает все
более масштабный характер.
Значительное число проблем возникает при трудоустройстве
уволенных и увольняемых военнослужащих.
Необходимо также провести учет всех действующих в Российской
Федерации учебных центров по переподготовке военнослужащих,
провести экспертизу их уставных и лицензионных материалов, анализ
организации, содержания и качества учебного процесса в учебных
центрах по переподготовке военнослужащих.
С целью обеспечения эффективного использования финансовых и
материальных ресурсов предлагается внедрить в систему
переподготовки военнослужащих именные образовательные сертификаты.
В этих целях в текущем году целесообразно провести эксперимент
в 2 - 3 регионах Российской Федерации.
В целях наиболее оптимального учета и систематизации работы,
проводимой субъектами Российской Федерации по обучению
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, необходимо
создать информационно - аналитическую систему с базой данных о
размещении, численности, возрастном и профессиональном составе
увольняемых с военной службы, обо всех образовательных
учреждениях, реализующих программы переподготовки военнослужащих,
об особенностях региональных рынков труда и их возможностях по
трудоустройству бывших военнослужащих.
Требуется также провести комплексный анализ потребностей
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей в подготовке и переподготовке по гражданским специальностям
с учетом уже имеющейся у них квалификации, особенностей спроса на
специалистов в различных регионах страны, возможности
трудоустройства в зависимости от профиля и уровня полученной
подготовки.
Необходимо также продолжить работу по организации целевой
подготовки и переподготовки преподавателей для образовательных
учреждений, осуществляющих профессиональное обучение
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей, а также проведение семинаров с руководителями и работниками
этих учреждений по вопросам планирования и организации учебного
процесса.
Назрела необходимость осуществить мероприятия по переводу
региональных учебных центров по переподготовке военнослужащих,
функционирующих в составе высших учебных заведений, с постепенным
переходом их на работу по принципу самоокупаемости. Эти
мероприятия планируется завершить до 2000 года.
Необходимо также рассмотреть вопрос о переподготовке
военнослужащих (прапорщиков, мичманов), не имеющих высшего
военного образования, а также о переподготовке военнослужащих для
нужд системы образования.
Отсутствие Федерального закона "О дополнительном
профессиональном образовании" значительно сказывается на
взаимодействии федеральных и местных органов управления в
разделении полномочий в проведении государственной политики в
области переподготовки и повышения квалификации специалистов,
структурной организации и рационального размещения образовательных
учреждений, принятия обоснованных решений при их реорганизации и
ликвидации.
В целях дальнейшего совершенствования работы в этой области и
создания федеральной системы переподготовки в рамках системы
социальной адаптации военнослужащих Коллегия решила:
1. Одобрить, в основном, проводимую работу в области
переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей в условиях реформирования Вооруженных
Сил Российской Федерации.
2. Согласиться с предложением отдела повышения квалификации и
переподготовки специалистов о сохранении сложившейся системы
переподготовки военнослужащих и дальнейшем развитии сети
региональных учебных центров по переподготовке военнослужащих на
базе высших учебных заведений.
3. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(Безлепкину В.В.):
3.1. В целях оптимизации системы переподготовки военнослужащих
представить в Минобороны России и Минтруд России до 30 августа
1998 г. предложения в план совместной работы по созданию
федеральной системы переподготовки военнослужащих в Российской
Федерации.
3.2. Осуществить до 2000 года мероприятия по переводу учебных
центров по переподготовке военнослужащих, функционирующих в
составе высших учебных заведений, на работу по принципу
самоокупаемости.
3.3. В целях наиболее оптимального учета и систематизации
работы, проводимой субъектами Российской Федерации по обучению
военнослужащих, рассмотреть вопрос и подготовить до 20 декабря
1998 г. предложения о создании на базе Регионального учебного
центра по переподготовке военнослужащих "МАТИ" - Российского
государственного технологического университета информационно -
аналитической системы с базой данных о размещении, численности,
возрастном и профессиональном составе увольняемых с военной
службы, обо всех образовательных учреждениях, реализующих
программы переподготовки военнослужащих, уволенных или увольняемых
в запас.
3.4. Совместно с Минтрудом России в IV квартале 1998 г.
определить на территории каждого субъекта Российской Федерации
базовое учреждение высшего профессионального образования для
проведения профориентационной работы с военнослужащими.
3.5. Продолжить в 1998 году работу по организации целевой
подготовки и переподготовки преподавателей для образовательных
учреждений, осуществляющих профессиональное обучение
военнослужащих.
3.6. Провести в III квартале 1998 г. семинар руководителей и
работников образовательных учреждений, осуществляющих
профессиональную переподготовку военнослужащих, по вопросам
планирования и организации учебного процесса.
3.7. Разработать и представить до 1 октября 1998 г. на
утверждение руководству методические рекомендации по организации
профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих
увольнению или уволенных в запас, в местах их компактного
проживания.
3.8. Обеспечить реализацию мероприятий Федеральной целевой
программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих
(офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
3 февраля 1998 г. N 153:
3.8.1. Провести до 20 сентября 1998 г. учет всех действующих
на территории Российской Федерации учебных центров по
переподготовке военнослужащих и их лицензионных документов, а
также провести экспертизу их уставных документов.
3.8.2. Принять участие в разработке положения и порядка
использования именных образовательных сертификатов для организации
переподготовки военнослужащих на гражданские специальности.
3.8.3. Подготовить и представить до 1 февраля 1999 г. в
Минтруд России предложения по методике формирования региональных
программ обеспечения занятости и переподготовки граждан, уволенных
с военной службы.
3.8.4. В IV квартале 1998 г. принять участие и обобщить
результаты эксперимента, проводимого в текущем году совместно с
Минтрудом России, по организации процесса переподготовки
военнослужащих через систему именных образовательных сертификатов.
3.8.5. Подготовить и представить в Минтруд России в
III квартале 1998 г. предложения в учебно - методический
справочник для военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной
службы.
3.8.6. Совместно с Минтрудом России и Минобороны России до
1 января 1999 г. принять участие в проведении комплексного
исследования потребности военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей в профессиональной
переподготовке по гражданским специальностям с учетом уже
имеющейся у них квалификации, особенностей спроса на специалистов
в различных регионах страны.
3.9. Совместно с Минобороны России решить до конца 1998 года
вопрос по обеспечению переподготовки профессорско -
преподавательского состава сокращаемых военно - учебных заведений
на гражданские специальности.
3.10. Совместно с Управлением учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимовым П.Ф) и Управлением
начального профессионального образования (Бутко Е.Я.) рассмотреть
вопрос и представить до 1 октября 1998 г. предложения руководству
о переподготовке военнослужащих (прапорщиков, мичманов), не
имеющих высшего военного образования.
3.11. Совместно с Академией повышения квалификации и
переподготовки работников образования (Никитиным Э.М.) рассмотреть
вопрос и представить до 1 октября 1998 г. предложения руководству
о целевой переподготовке военнослужащих для нужд системы
образования (преподавателей физической культуры, ОБЖ, социальных
педагогов, педагогов дополнительного образования).
3.12. Подготовить до 20 июля 1998 г. проект запроса в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о
прохождении проекта Федерального закона "О дополнительном
профессиональном образовании".
4. Руководителям образовательных учреждений, осуществляющих
профессиональную переподготовку военнослужащих, установить тесные
контакты с региональными службами занятости по определению
профилей переподготовки военнослужащих на гражданские
специальности с учетом потребностей рынка труда.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя Министра В.М. Жураковского.
Председатель коллегии
А.ТИХОНОВ
|