МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 1998 г. N 22-01-01
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации
Минфин России рассмотрел Постановление Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 20 марта 1998 г.
N 2317-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации,
в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации о первоочередных мерах по
выводу России из кризиса и обеспечению социально - экономического
развития страны" и в части, относящейся к компетенции
министерства, сообщает.
Принцип реальности федерального бюджета законодательно
закреплен Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", а также
определен в принятом Государственной Думой во втором чтении
проекте Бюджетного кодекса. В настоящих условиях использование
принципа "расходы по доходам" при формировании федерального
бюджета является залогом обеспечения реальности федерального
бюджета. В случае отказа от указанного принципа расходы бюджета
могут быть сформированы в отрыве от объема доходов, что приведет к
неконтролируемому росту дефицита федерального бюджета.
Исполнение бюджета, составленного по предлагаемым в обращении
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
принципам, потребует либо эмиссионного финансирования дефицита
бюджета за счет прямых кредитов Банка России, либо привлечения
дополнительных денежных средств путем их заимствования на
внутреннем и внешнем рынках. Однако увеличение уровня монетизации
экономики путем дополнительной эмиссии, превышающей спрос на
деньги, вызовет резкое увеличение совокупного спроса, который при
существующей в настоящее время производственной системе не сможет
быть обеспечен соответствующим быстрым ростом совокупного
предложения. Последующий вслед за этим рост цен может серьезно
нарушить процесс адаптации экономических агентов к работе в
условиях снижающейся инфляции и повлечет за собой новый виток
инфляции, что в свою очередь приведет к росту доходности по
государственным ценным бумагам, росту расходов по обслуживанию
государственного долга, а также вызовет отток иностранных
инвесторов с российского рынка. Данные негативные явления, в свою
очередь, приведут к потере возможности получения льготных кредитов
международных финансовых организаций и осуществления внешних
заимствований, являющихся наиболее привлекательными в связи с
длительными сроками их использования и низкими процентными
ставками.
Политика, нацеленная на увеличение внутренних и внешних
заимствований, будет способствовать наращиванию размера
государственного долга, обслуживание которого в 1998 году составит
по предварительной оценке 31,4% расходной части бюджета.
Таким образом, отказ от принципа "расходы по доходам" при
формировании федерального бюджета будет иметь серьезные негативные
последствия и сведет на нет прежние усилия Правительства
Российской Федерации по обеспечению финансовой стабилизации в
стране.
Относительно вопросов защиты внутреннего рынка и отмены
необоснованных льгот в таможенном законодательстве сообщаем
следующее:
Законом Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
определены основные принципы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрены
меры по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли.
Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по
защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами" устанавливается порядок
ведения и применения мер по защите экономических интересов
Российской Федерации при осуществлении внешней торговли как
инструментов внешнеторговой политики, регулирования и защиты
внутреннего рынка Российской Федерации.
В течение последних лет Правительство Российской Федерации
проводит политику регулирования импорта алкогольной продукции и
оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации,
в связи с чем принимаются соответствующие нормативные правовые
акты.
Кроме того, в соответствии с Заявлением Правительства и
Центрального банка Российской Федерации об экономической и
структурной политике на 1998 г. одними из основополагающих задач в
области структурной политики на 1998 год являются упорядочение
системы лицензирование импорта алкогольной продукции и сокращение
числа льгот по уплате импортных пошлин, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном
тарифе".
Осуществление жесткого государственного контроля в финансово -
кредитной сфере осуществляется путем обеспечения стабильности цен
и устойчивости национальной валюты; устойчивости банковской
системы и защищенности интересов вкладчиков; нормализации
финансовых потоков и расчетных отношений. Условием решения этих
задач является соблюдение необходимого размера золотовалютного
запаса, регулирование уровня дефицита федерального бюджета,
определенных пропорций внешнего и внутреннего долга страны, уровня
сбалансированности платежного баланса, развитие российского
финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также обеспечение
активизации инвестиционной деятельности.
Что касается усиления контроля за использованием бюджетных
средств, то в соответствии с подписанным Заявлением Правительства
и Центрального банка Российской Федерации об экономической и
структурной политике на 1998 г. предусматривается ужесточить
контроль за расходами федерального бюджета, обеспечить их
рационализацию исходя из определения приоритетов в области
расходов. В том числе:
- для контроля и совершенствования управления кассовыми
расходами планируется перевод в апреле 1998 года всех федеральных
ведомств, за исключением Министерства обороны Российской
Федерации, на исполнение бюджета через систему федерального
казначейства. В настоящее время через казначейскую систему
финансируются более 2/3 всех указанных в ведомственной структуре
расходов бюджетной классификации Российской Федерации министерств
и ведомств;
- для установления контроля за расходами федерального бюджета
и укрепления платежной дисциплины предусматривается введение
обязательного представления бюджетными организациями документов,
подтверждающих принятие бюджетных обязательств, в соответствующие
органы федерального казначейства;
- для обеспечения полноты и прозрачности операций с
государственными средствами, начиная со второго квартала 1998 г.,
намечено ежеквартальное предоставление отчетности по валовому
движению средств, имеющих бюджетный характер и поступающих на
внебюджетные счета всех бюджетополучателей, а также по списанию
средств с этих счетов.
Статс - секретарь,
Первый заместитель Министра
В.А.ПЕТРОВ
------------------------------------------------------------------
|