СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(Москва, 6 мая 1998 года)
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Президент
Республики Узбекистан И.А. Каримов, всесторонне проанализировав
состояние отношений и перспективы развития всего комплекса
сотрудничества между Россией и Узбекистаном, а также проведя
обстоятельный обмен мнениями по актуальным международным
проблемам, заявляют следующее.
1. Отношения между Россией и Узбекистаном поступательно
развиваются на принципах традиционной дружбы и доверия,
суверенного равенства и взаимной выгоды в соответствии с Договором
об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве
между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая
1992 г. и Декларацией о развитии и углублении всестороннего
сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан от 2 марта 1994 г.
Активизируются двусторонние контакты, делегационные обмены, в
том числе на высоком политическом уровне. Оживились
межпарламентские связи. Эффективно заработал механизм
Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Укрепляется договорно-правовая база российско-узбекских отношений.
Руководители России и Узбекистана убеждены в необходимости и
видят реальные возможности дальнейшего, все более динамичного
наращивания многопланового сотрудничества между двумя странами в
русле стратегического партнерства.
Россия позитивно оценивает важную роль Узбекистана в
Центрально-Азиатском регионе. Узбекистан признает стратегические
интересы России в Центральной Азии и считает, что российское
участие в региональных делах способствует поддержанию
политического баланса, экономическому развитию, укреплению
безопасности и стабильности в регионе. В этой связи углубление
взаимодействия между Россией и Узбекистаном, отвечая коренным
интересам обеих стран, является также и конструктивным фактором
международного масштаба.
2. Россия и Узбекистан придают первостепенное значение
расширению и углублению взаимовыгодных экономических связей.
Правительствам двух стран поручено подготовить соглашение об
углублении экономического сотрудничества между Россией и
Узбекистаном сроком на десять лет и соответствующую Программу
действий, предусмотрев создание благоприятных условий для
расширения торгово-экономических и научно-технических связей,
сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса,
активизации прямых связей между регионами и хозяйствующими
субъектами.
Необходимо совершенствовать правовое регулирование деловых
отношений, упорядочить систему взаиморасчетов. Стороны поручают
правительствам двух стран и Межправительственной комиссии по
экономическому сотрудничеству обеспечить необходимое
государственное содействие этим процессам.
Одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества -
создание межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ).
Важно ускорить выполнение Межправительственных соглашений о
транснациональной ФПГ "Ильюшин" и о сотрудничестве в области
производства и реализации самолетов Ил-114, Ил-114Т и Ил-76МФ.
Выход этих самолетов на регулярные трассы авиаперевозок следует
считать приоритетными задачами партнерских связей в области
высоких технологий.
Многообещающие перспективы открываются на этой базе и в связи
с обсуждением проектов создания на многосторонней и двусторонней
основе самолета Ан-70 и других самолетов следующего поколения.
Позитивный опыт партнерства в авиастроении будет активно
использоваться в целях создания финансово-промышленных групп и в
других сферах.
Стороны выражают обоюдную заинтересованность в укреплении
взаимовыгодных связей между предприятиями машиностроительной и
химической отраслей промышленности, аграрно-промышленных
комплексов, развитии производств по переработке
сельскохозяйственной продукции, открытии торговых домов.
Россия учитывает позицию Узбекистана, выступающего за
многовариантность транспортировки экспортных поставок нефти и
газа, включая их транзит через российскую территорию, и
подтверждает готовность продолжать предоставление соответствующих
услуг в необходимом объеме и ассортименте.
3. Важное место в российско-узбекских отношениях занимают
вопросы оборонной безопасности и военно-технического
сотрудничества. Стороны намерены развивать партнерские связи в
этих сферах на основе двусторонних соглашений.
Упрочению российско-узбекских отношений будет способствовать
углубление взаимодействия правоохранительных органов обеих стран.
Предстоит отладить сотрудничество в противодействии нелегальному
распространению наркотиков, торговле оружием, а также по другим
аспектам правоохранительной работы, представляющим обоюдный
интерес.
4. Народы России и Узбекистана исторически связаны
неразрывными узами духовной и культурной близости, тесным
переплетением человеческих судеб. Это предопределяет необходимость
развития сотрудничества в сферах культуры, науки, образования,
информации, поощрения контактов между людьми и общественными
организациями.
Соответствующим ведомствам дано поручение изучить вопросы,
связанные с регулированием правового статуса граждан одной страны,
постоянно проживающих на территории другой страны, а также
процесса переселения и защиты прав переселенцев.
Российская Сторона сохраняет заинтересованность в открытии
консульских учреждений в Узбекистане и подтверждает готовность
учесть возможные встречные пожелания Узбекской Стороны.
5. Россия и Узбекистан занимают совпадающие или близкие
позиции по актуальным международным проблемам и намерены углублять
конструктивное и систематическое внешнеполитическое взаимодействие
как на двусторонней основе, так и в рамках ООН, ОБСЕ и других
международных организаций и форумов. Они исходят из того, что
Организации Объединенных Наций принадлежит ключевая роль в
поддержании международного мира и безопасности при одновременном
возрастающем значении региональных организаций в урегулировании и
предотвращении межэтнических, межконфессиональных и других
конфликтов как между государствами, так и внутри них.
Россия позитивно оценивает выдвинутую Узбекистаном и
поддержанную другими государствами Центральной Азии инициативу
создания в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, и готова
содействовать ее продвижению под эгидой ООН в соответствии с
международной практикой. Россия и Узбекистан поддерживают идею
создания и в других регионах мира зон, свободных от ядерного и
иных видов оружия массового уничтожения.
6. Россия и Узбекистан подтверждают приверженность целям и
принципам Содружества Независимых Государств как интеграционного
инструмента равноправного партнерства и взаимовыгодного
сотрудничества его участников.
Действуя в духе договоренностей, достигнутых на заседании
Совета глав государств СНГ 29 апреля с.г., Стороны будут
добиваться укрепления и повышения эффективности Содружества в
целях более полного задействования его созидательного потенциала.
7. Стороны выразили принципиальную приверженность продвижению
Таджикистана по пути строительства правового, демократического,
светского государства. С удовлетворением отмечен прогресс на пути
к национальному примирению в Таджикистане после подписания 27 июня
1997 г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и
национального согласия в этой стране. Вместе с тем Россия и
Узбекистан как государства - гаранты Общего соглашения выражают
озабоченность по поводу того, что межтаджикские договоренности,
прежде всего по вопросам реинтеграции, разоружения и
расформирования вооруженных формирований Объединенной таджикской
оппозиции, реализуются со значительным отставанием от
согласованного графика.
Призывая участников мирного процесса в Таджикистане к
безусловному и четкому выполнению взятых ими обязательств, Россия
и Узбекистан считают важным активизировать взаимодействие на
двусторонней основе и в рамках международных усилий, в том числе
по линии ООН и ОБСЕ, в интересах полной и своевременной реализации
Общего соглашения.
8. Стороны выразили серьезную тревогу в связи со взрывоопасной
ситуацией в Афганистане. Дальнейшая эскалация напряженности в этой
стране, чреватая распространением религиозного экстремизма и
терроризма, ростом контрабанды оружия и наркотиков, исходом
беженцев, представляет угрозу национальным интересам и
безопасности государств региона.
Путь к миру в Афганистане лежит в плоскости конструктивного
диалога между противоборствующими Сторонами под эгидой Организации
Объединенных Наций и при активном содействии заинтересованных
государств, через создание широкопредставительного правительства с
учетом законных прав и интересов всех этнических, конфессиональных
групп населения и политических сил.
Россия и Узбекистан, поддерживая инициативы и усилия друг
друга, намерены сообща добиваться выполнения афганскими
группировками соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи и
Совета Безопасности ООН, незамедлительного прекращения
затянувшегося конфликта.
9. Президенты выразили удовлетворение содержанием и итогами
государственного визита И.А. Каримова в Российскую Федерацию,
который прошел в традиционной атмосфере дружбы и взаимопонимания.
Они отметили важное значение визита как этапного события в
отношениях между Россией и Узбекистаном.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов пригласил
Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина посетить Узбекистан с
государственным визитом. Приглашение с благодарностью принято.
Сроки визита будут согласованы дополнительно.
(Подписи)
------------------------------------------------------------------
|