ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 апреля 1998 г. N 252
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Ростест - Москва утвержден головной организацией по
определению эффективности работ в области государственного надзора
за соблюдением требований стандартов и правил обязательной
сертификации (протокол совещания у председателя Госстандарта
России от 12 января 1998 г. N ГВ-1).
В соответствии с поручением, предусмотренным пунктом 5
указанного протокола, и планом НИР на 1998 год Ростест - Москва
разработал проект Методики определения эффективности работ по
государственному надзору за соблюдением требований стандартов и
правил обязательной сертификации, содержащей систему показателей
эффективности работ по государственному надзору, порядок их
расчета и форму статистической отчетности.
С целью установления единого методического подхода к
определению эффективности работ по государственному надзору за
соблюдением требований стандартов и правил обязательной
сертификации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения эффективности
работ по государственному надзору за соблюдением требований
стандартов и правил обязательной сертификации (далее - Методика) и
ввести ее в действие с 1 июня 1998 года.
2. Управлению государственного контроля и надзора
(В.К. Созинову) в двухнедельный срок разослать Методику в
территориальные органы Госстандарта России.
3. Руководителям территориальных органов провести апробацию
Методики и до 1 ноября 1998 года представить в Ростест - Москва
статистическую отчетность об эффективности работ по
государственному надзору за 9 месяцев 1998 года, а также
предложения по совершенствованию Методики.
4. Ростест - Москва (Б.С. Мигачеву):
до 15 ноября 1998 года представить на рассмотрение обобщенные
данные по оценке эффективности работ по государственному надзору
за 9 месяцев 1998 года;
до 15 декабря 1998 года представить на утверждение
доработанную Методику с учетом предложений территориальных органов
и замечаний управлений Госстандарта России, обобщенных Управлением
государственного контроля и надзора.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя председателя Госстандарта России
А.К. Джинчарадзе.
Председатель
Госстандарта России
Г.П.ВОРОНИН
Утверждена
Приказом Госстандарта России
от 30 апреля 1998 г. N 252
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Разработана Российским центром испытаний и сертификации
(Ростест - Москва).
Введение
Государственный надзор является одной из регулирующих функций
государственной власти в части обеспечения соблюдения субъектами
хозяйственной деятельности обязательных требований государственных
стандартов, правил обязательной сертификации, метрологических норм
и правил, а также иных нормативных актов технического
законодательства.
Для этого органы государственного надзора наделены
полномочиями по пресечению и устранению нарушений субъектами
хозяйственной деятельности обязательных требований государственных
стандартов и иных технических регламентов посредством запрещения
реализации недоброкачественных товаров (продукции, услуг) и
применением штрафных санкций, а также привлечением виновных лиц к
административной ответственности в целях защиты жизни и здоровья
граждан, окружающей среды и государственных интересов.
В этой связи в целом эффективность государственного надзора
выражается в максимизации обеспечения соблюдения обязательных
требований нормативных документов, что ведет к предотвращению
использования недоброкачественных товаров и минимизации упущенной
выгоды физических и юридических лиц.
1. Общие положения
Настоящая Методика содержит систему показателей эффективности
работ по государственному надзору за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов, правил обязательной
сертификации и за сертифицированной продукцией (работами,
услугами) - далее государственный надзор, осуществляемому
территориальными органами Госстандарта России, и порядок их
расчета с использованием банка данных автоматизированной
информационной системы (АИС) "Госнадзор".
Система указанных показателей предназначена для определения
эффективности работ по государственному надзору по России в целом,
отдельным регионам, центрам стандартизации, метрологии и
сертификации. При этом перечень показателей может быть дополнен
руководителями территориальных органов, исходя из практической
необходимости при определении эффективности государственного
надзора в том или ином регионе.
Методика также может быть использована работниками
Госстандарта России и его структурных подразделений, занимающихся
вопросами планирования и оценки деятельности территориальных
органов по государственному надзору.
2. Система показателей эффективности
э
Система показателей эффективности (П ) охватывает три группы
эффектов, а именно: социальный, экономический и технологический.
Каждый из них поддается расчету с использованием базы данных АИС
"Госнадзор", содержащий результаты государственного надзора,
осуществляемого территориальными органами Госстандарта России
(расчет прилагается).
2.1. Социальный эффект государственного надзора
Социальный эффект характеризуется следующими тремя
показателями:
2.1.1. Предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения
э
опасных и недоброкачественных товаров - П у.н. (млн. руб.).
2.1.2. Защита жизни и здоровья потребителей от употребления
э
опасной продукции - П защ. (натур. ед.).
2.1.3. Количество граждан, защищенных от опасных и
э
недоброкачественных продукции и услуг П з.гр. (чел.).
Предотвращенный ущерб определяется как суммарный объем в
денежном выражении запрещенных (приостановленных) к реализации
(поставке, продаже) продукции и услуг, при проверках которых
выявлены нарушения обязательных требований государственных
стандартов, в том числе по безопасности, и правил обязательной
сертификации.
Показатель защиты жизни и здоровья потребителей от возможного
употребления опасной продукции выражается суммарным объемом в
натуральном выражении запрещенных, приостановленных к реализации
(поставке, продаже) отдельных групп однородной продукции, при
проверках которых выявлены нарушения обязательных требований
государственных стандартов, в том числе по безопасности, и правил
обязательной сертификации (шт., м, кг, дал. и т.д.).
Количество граждан, защищенных от недоброкачественных и
опасных для их жизни и здоровья продукции и услуг определяется
отношением объема запрещенных к реализации продукции и услуг к
средней стоимости потребительской корзины.
Примечание. В дальнейшем предполагается использовать
экспертные методы оценки последствий от несоблюдения стандартов по
группам однородной продукции.
2.2. Экономический эффект государственного надзора
Экономический эффект характеризуется следующими тремя
показателями:
2.2.1. Поступление средств в доходную часть федерального
э
бюджета от примененных штрафов П д.б. (млн. руб.).
2.2.2. Компенсация затрат из федерального бюджета на
э
проведение государственного надзора П комн. (раз.).
э
2.2.3. Упущенная выгода - П уп. выг. (млн. руб.).
Этот показатель определяет доход или иное благо, неполученное
лицом вследствие причинения ему вреда, либо нарушения его права
неисполнением обязательств, по которому оно было кредитором.
Обычно представляет собой недополученную прибыль и подлежит
возмещению как составная часть убытков или безвозвратных потерь.
По российскому законодательству в состав убытков включают
недополученные кредитором доходы, которые он бы получил, исполни
должник обязательства.
Этот показатель относится непосредственно к субъектам
хозяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандартов,
а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с
кредитованием производственной деятельности.
Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной
продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной
деятельности на исправление брака (несоответствий), которые,
исходя из зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема
запрещенной к реализации продукции.
2.3. Технологический эффект государственного надзора
Технологический эффект характеризует организационно - правовой
механизм госнадзора, обеспечивающий его действенность и
результативность по обеспечению соблюдения требований стандартов и
правил обязательной сертификации, защите прав потребителей.
Технологический эффект характеризуется тремя показателями:
э
2.3.1. Уровень выявления нарушений - П нар. (%).
э
2.3.2. Уровень устранения нарушений - П устр. нар. (%).
2.3.3. Интенсивность деятельности по государственному
э
надзору - П ин. (количество проверок на одного госинспектора).
3. Статистическая отчетность об эффективности работ
по государственному надзору
----T--------------------------------T-----------T---------------¬
¦ N ¦ Наименование показателей ¦ Значение ¦Значение пока- ¦
¦п/п¦ эффективности госнадзора ¦показателей¦зателей за ана-¦
¦ ¦ ¦за отчетный¦логичный период¦
¦ ¦ ¦ период ¦ прошлого года ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦1. ¦Предотвращенный ущерб у потреби-¦ ¦ ¦
¦ ¦телей от приобретения опасных и ¦ ¦ ¦
¦ ¦недоброкачественных товаров ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦П у.н. (млн. руб.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦2. ¦Защита жизни и здоровья потреби-¦ ¦ ¦
¦ ¦телей от употребления опасной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции - П защ. (натур. ед. -¦ ¦ ¦
¦ ¦шт., м, кг, дал. и т.д.): ¦ ¦ ¦
¦ ¦............................... ¦ ¦ ¦
¦ Примечание. Приводят наименования групп однородной продукции,¦
¦определенных комитетом, или наиболее характерные, исходя из¦
¦результатов госнадзора. ¦
+---T--------------------------------T-----------T---------------+
¦3. ¦Количество граждан, защищенных ¦ ¦ ¦
¦ ¦от употребления опасной и недо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦брокачественной продукции и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг - П з.гр. (чел.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦4. ¦Поступление средств в доходную ¦ ¦ ¦
¦ ¦часть федерального бюджета от ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦примененных штрафов - П д.б. ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млн. руб.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦5. ¦Компенсация затрат из федераль- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного бюджета на проведение гос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦надзора - П комн. (раз) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Упущенная выгода - П уп. выг. ¦ ¦ ¦
¦ ¦(млн. руб.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦7. ¦Уровень выявления нарушений - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦П нар. (%) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦8. ¦Уровень устранения нарушений - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦П утр. нар. (%) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+-----------+---------------+
¦9. ¦Интенсивность деятельности по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ э ¦ ¦ ¦
¦ ¦госнадзору - П ин. (кол-во ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверок на 1 госинспектора) ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------------+-----------+----------------
Приложение
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения
опасных и недоброкачественных товаров:
э
П у.н. = Оз.д. (млн. руб.).
Оз.д. - суммарный объем в денежном выражении запрещенных
(приостановленных) к реализации (поставке, продаже) продукции и
услуг, при проверках которых выявлены нарушения обязательных
требований государственных стандартов, в том числе по
безопасности, и правил обязательной сертификации.
2. Защита жизни и здоровья потребителей от употребления
опасной продукции:
э
П защ. = Оз.н. (натур. ед.).
Оз.н. - суммарный объем в натуральном выражении запрещенных
(приостановленных к реализации (поставке, продаже) отдельных групп
однородной продукции, при проверках которых выявлены нарушения
обязательных требований государственных стандартов, в том числе по
безопасности, и правил обязательной сертификации (шт., м, кг, дал.
и т.д.).
3. Количество граждан, защищенных от опасных и
недоброкачественных продукции и услуг:
э Оз.д.
П з.гр. = ------ (чел.).
СТп.к.
СТп.к. - средняя стоимость потребительской корзины в
Российской Федерации или регионе (млн. руб.).
4. Поступление средств в доходную часть федерального бюджета
от примененных штрафов:
э
П д.б. = Ош. - Зг.н. (млн. руб.).
Ош. - общая сумма штрафов, примененных Госстандартом России к
предприятиям и должностным лицам за нарушение обязательных
требований государственных стандартов и правил обязательной
сертификации.
Зг.н. - объем затрат из федерального бюджета на проведение
государственного надзора.
5. Компенсация затрат из федерального бюджета на проведение
государственного надзора:
э Ош.
П комп. = ----- (раз).
Зг.н.
6. Упущенная выгода:
э
П уп. выг. = Оз.д. + Ош. + 0,12 x Оз.д. (млн. руб.).
0,12 - коэффициент затрат субъектов хозяйственной деятельности
на исправление брака (несоответствий).
7. Уровень выявления нарушений:
э Пнар.
П нар. = ------ x 100 (%).
Ппров.
Пнар. - количество предприятий, на которых при проверках
выявлены нарушения обязательных требований государственных
стандартов и правил обязательной сертификации.
Ппров. - количество предприятий, на которых проведены
проверки.
8. Уровень устранения нарушений:
э Пповт.
П устр. нар. = ---------- x 100 (%).
Пповт. пр.
Пповт. - количество повторно проверенных предприятий,
устранивших нарушения обязательных требований государственных
стандартов и правил обязательной сертификации, выявленных при
первичных проверках.
Пповт. пр. - количество предприятий, на которых проведены
повторные проверки.
9. Интенсивность деятельности по государственному надзору:
э Спров.
П ин. = ------ (проверок).
Иг.н.
Спров. - общее количество проверок, проведенных
государственными инспекторами.
Иг.н. - количество государственных инспекторов, осуществляющих
государственный надзор.
Исходные данные для расчета показателей эффективности берутся
из базы данных АИС "Госнадзор", кроме СТп.к. (п. 3), величина
которой берется из официальных данных Госкомстата России.
Генеральный директор
Ростест - Москва
Б.С.МИГАЧЕВ
Заместитель
Генерального директора
Е.А.АВСИЕВИЧ
|