ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 30.09.2002 N 1044
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 апреля 1998 г. N 13-01/3352
ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
В 1997 году таможенными лабораториями выполнено
18307 экспертиз и исследований - в 1,76 раза больше, чем в
1996 году. Исследовано 179180 объектов, в 2,72 раза больше, чем в
1996 году. Отмечается также рост в 1,4 раза обращений других
правоохранительных и судебных органов в таможенные лаборатории о
производстве различных видов экспертиз.
Косвенный экономический эффект по результатам проведенных
экспертиз и исследований рассчитывался на основании полученных от
таможенных органов справок обратной связи. В 1997 году он составил
365075,03 миллионов неденоминированных рублей (в 1,5 раза больше
по сравнению с 1996 годом). Наибольшую долю полученного эффекта
составили: экспертиза обращенных в федеральную собственность
товаров - 31%, экспертиза криминалистических объектов - 32,5%,
исследования классификационных характеристик товаров в технологиях
ТО и ТК - 8,2%. На основании экспертных заключений из незаконного
оборота выведено 460,32 кг наркотических и сильнодействующих
средств, обращено в федеральную собственность золотых изделий -
54,8 кг, серебряных изделий - 133,6 кг, драгоценных и
полудрагоценных камней - более 100 кг.
В настоящее время таможенные лаборатории в основном
удовлетворяют потребностям таможенных органов в производстве
экспертиз и исследований товаров и вещественных доказательств.
В основном закончилось формирование в оперативных таможнях РТУ
экспертно - криминалистических подразделений.
Считаем и в будущем чрезвычайно актуальным дальнейшее развитие
экспертных и криминалистических подразделений таможенных органов
для наиболее полного экспертного и криминалистического обеспечения
контролирующей и правоохранительной функций таможенных органов.
Вместе с тем обращаем внимание, что является недопустимым
назначение товароведческих экспертиз и направление в ЦТЛ и ТЛ проб
и образцов товаров с заведомо известными характеристиками, не
вызывающими сомнений в достоверном декларировании товаров без
предварительного проведения осмотра этих товаров с привлечением
специалистов, что составило около 15 - 20% необоснованно
назначенных от общего количества проведенных экспертиз в
1997 году.
Только по результатам квалифицированно проведенного осмотра
может быть принято решение о назначении экспертизы.
Кроме того, объективность результатов экспертизы и
оперативность ее выполнения в значительной степени обусловлены
предоставлением эксперту, наряду с постановлением (поручением,
определением) о назначении экспертизы и объектами экспертизы,
дополнительных материалов, способствующих разрешению поставленных
вопросов (информации об упаковке и маркировке товара,
технологических инструкций производства и применения, описания
качественных и технических характеристик, заключений других
экспертных организаций и др.).
Обращаем внимание начальников таможенных органов и
региональных таможенных лабораторий на необходимость обеспечения
ими строгого исполнения требований, перечисленных в письме ГТК
России от 16.01.98 исх. N 01-15/837 "О соблюдении таможенного и
уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации
при производстве процессуальных действий с вещественными
доказательствами и документами".
Ставим в известность, что ЦТЛ и РТУ по БТП утвердили
совместную программу мероприятий по взаимодействию в вопросах
борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактике. Один из
пунктов этой программы предусматривает постоянный обмен между РТУ
по БТП и ЦТЛ информацией о несоблюдении законодательства и
нормативных актов ГТК России, допущенных при назначении и
производстве экспертиз.
Наиболее распространенными нарушениями при назначении
экспертиз являются: невыполнение установленных Приказом ГТК России
от 25.06.93 N 264 требований к оформлению поручений
(постановлений), представление в ТЛ проб (образцов) товаров без
надлежащего обеспечения сохранности упаковки, несоответствие
перечисленных в поручении (постановлении) объектов представляемым
на экспертизу (исследование), неправильное описание объектов без
указания их индивидуальных особенностей (в особенности изделий,
содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни),
несоответствие в постановлении о назначении экспертизы описания
направляемых на исследование объектов аналогичным характеристикам
в протоколе процессуального действия, в ходе проведения которого
они были изъяты, отсутствие сравнительных образцов печатей,
штампов, бланков при назначении криминалистических экспертиз.
В практике имеются случаи, когда должностное лицо таможенного
органа, назначая криминалистическую экспертизу, возлагает на
эксперта обязанность сбора сравнительных образцов, что является
недопустимым. Разъясняем, что в соответствии с п. 2.4 приложения 3
к Приказу ГТК от 25.06.93 N 264 "эксперт не вправе самостоятельно
собирать и использовать данные, не представленные ему в
установленном законом порядке".
В таможенных лабораториях при составлении заключения эксперта
в некоторых случаях также допускаются нарушения, связанные с
неполным описанием поступивших на исследование объектов и
документов, вольной интерпретацией поставленных вопросов, а в
отдельных случаях несоответствием выводов поставленному вопросу,
неотражением в заключении последовательности всех стадий
исследования, выходом эксперта за рамки своих прав разъяснениями
содержания положений законодательных и правовых документов и
другими разъяснениями правового характера.
Действующим законодательством определено, что предмет
экспертизы может относиться к любой отрасли науки, техники,
искусства, ремесла, за исключением вопросов правового характера,
являющихся компетенцией органов расследования, прокурора, суда. Из
этого следует, что запрещается ставить перед экспертом вопросы
правового характера, а эксперт не вправе решать вопросы,
относящиеся к правовой оценке действий лиц, давать оценку
проведенных должностными лицами таможенных органов процедурно -
процессуальных действий, а также другие вопросы, выходящие за
пределы его компетенции. Вместе с тем эксперт вправе указывать в
заключении на установленные в ходе экспертного исследования
обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему
не были поставлены вопросы.
В рамках укрепления взаимодействия в октябре 1997 года
проведен совместный семинар экспертов - криминалистов ЦТЛ, ТЛ, РТУ
по БТП, Московской и Западной оперативных таможен по вопросам
координации и взаимопомощи в производстве криминалистических
исследований, методического и технического обеспечения, выявления
подделок акцизных и специальных марок, документов таможенного
учета.
По итогам семинара считаем необходимым особо отметить
состояние таможенного контроля подлинности акцизных марок
алкогольной и табачной продукции.
Действующие акцизные марки не обладают достаточным уровнем
защиты от подделок. В последнее время на экспертизу ЦТЛ и ТЛ
поступают акцизные марки, выполненные на современном
полиграфическом оборудовании с высокой степенью сходства с
оригиналом, с соблюдением практически всех степеней защиты,
предусмотренных техническими условиями производства завода -
изготовителя. По мнению специалистов, массовому производству таких
подделок способствовало в значительной степени то, что акцизные
марки не менялись и их защита не совершенствовалась с начала их
выпуска в 1995 году.
Эксперты ЦТЛ и ТЛ, имея на вооружении самую современную
криминалистическую технику, все чаще сталкиваются с проблемами
дачи категорического вывода о подлинности марок. При обращении за
консультациями к разработчику марок, НИИ ГОЗНАКа, данные образцы
были квалифицированы как "суперподделки". В связи с этим
представляется необходимым обеспечивать более тщательную и
квалифицированную проверку подлинности акцизных марок при
таможенном оформлении и таможенном контроле с привлечением
специалистов и использованием технико - криминалистических
средств.
С целью оказания методической помощи при установлении
подлинности акцизных и специальных марок уже в ходе осмотра, на
стадиях таможенного оформления и таможенного контроля, ЦТЛ
разработаны, согласованы с РТУ по БТП и направлены в оперативные
таможни методики их криминалистических экспресс - исследований с
учетом имеющегося опыта выявления подделок.
Одновременно начальникам таможенных органов необходимо
проводить другие процессуальные и розыскные мероприятия по
проверке подлинности акцизных и специальных марок.
В настоящее время в связи с существующими проблемами
оперативного выполнения исследований большого количества объектов
ЦТЛ и РТУ по БТП реализуют комплекс мер по упорядочению
производства экспертиз изделий, содержащих драгметаллы и
драгкамни. Успешно решаются вопросы организации предварительной
диагностики товаров в таможнях центрального подчинения, обучения
инспекторов на базе ЦТЛ с выдачей квалификационного свидетельства,
оценки обращенных в федеральную собственность изделий совместно с
Гохраном.
Для повышения эффективности таможенного контроля переработки
товаров с привлечением профильных научно - исследовательских и
производственных организаций разработаны и направлены для
практического применения в региональные ТУ следующие методические
документы с нормативами выхода продуктов переработки российского
сырья:
нефтепродуктов - из сырой нефти;
алюминия - из глинозема;
труб - из слитков и сляба;
чугуна - из агломерата;
кабельной продукции - из катанки и слитков;
швейных изделий - из ткани;
подсолнечного масла - из семян подсолнечника.
Одновременно ЦТЛ определена невозможность идентификации
продуктов переработки ряда товаров российского происхождения (в
частности, кожевенного и древесного сырья), что нашло отражение в
решении ГТК России об ограничении выдачи лицензий на переработку
вне таможенной территории РФ (письмо ГТК от 06.01.98 N 01-15/147).
При оценке автомашин, предъявленных к таможенному оформлению,
в ходе таможенного контроля, производства расследования по делам о
НТП и дознания по уголовным делам надлежит использовать
разработанную ЦТЛ и утвержденную ГТК России инструкцию по оценке
стоимости автотранспортных средств для расчета таможенных
платежей.
Просим довести до всех должностных лиц, занимающихся
назначением и производством экспертиз, что в основу всего анализа
экспертных исследований, проведенных по поручениям
(постановлениям) таможенных органов, должна быть заложена
последовательность проверки заключения по определенным правилам.
Отражение всех стадий исследования в заключении эксперта
позволяет составить суждение о том, насколько полно проведена
экспертиза. Каждая стадия имеет свое назначение и основное
содержание. Отсутствие описания в какой-либо из стадий без
объяснения со стороны эксперта уже должно вызывать сомнение в
отношении правильности его действия, так как под отсутствием
описаний может скрываться некомпетентность эксперта.
Анализируя экспертное заключение необходимо уяснять: исчерпаны
ли экспертные возможности, которые должны быть полностью
реализованы на каждой стадии.
В анализ подготовительной части экспертного заключения входит
проверка таких обстоятельств.
1. Правильно ли поняты экспертом поставленные вопросы? Если
формулировка вопросов скорректирована или сужена, то в тексте
должно быть объяснение этому: либо вопросы неполные или
неправильные, либо не входят в компетенцию данной экспертизы.
2. Отражено ли в заключении с достаточной полнотой как
ознакомление эксперта со всеми необходимыми материалами дела,
объектами исследования, так и тщательный их осмотр, установление
особенностей, дающих основание эксперту в предстоящем исследовании
применять те или иные методы и вспомогательные средства? Анализ
заключения с этой точки зрения позволяет судить, все ли материалы
и информация, заложенная в них, были использованы экспертом, какие
из них были взяты за основу.
3. Какие методы, эксперименты, вспомогательные средства
применял эксперт в исследовании? Должностное лицо таможенного
органа вправе требовать, чтобы эксперт в своем заключении просто и
понятно, наглядно описал сущность примененных им методов,
вспомогательных средств, экспериментов. В противном случае сложно
разобраться в его действиях и оценить их.
При оценке стадии исследовательской части заключения
необходимо рассмотреть выделенные экспертом признаки с
качественной и количественной стороны и решить: достаточно ли
количество этих признаков, характерны ли они для всего объекта,
правильно ли они оценены.
Если в задачу экспертизы входит сравнительное исследование, то
эта стадия работы эксперта должна быть подробно описана. Причем
описаны должны быть не только совпадения признаков, но и различия.
Если различающихся признаков много, а совпадающих - незначительное
количество и при этом вывод эксперта о тождестве положительный, то
такой вывод эксперта должен анализироваться наиболее тщательно.
Анализ выводов экспертного заключения - завершающая стадия
оценки экспертного заключения. Какими бы ни были выводы экспертов
(положительные, отрицательные, предположительные), они должны быть
проанализированы. Известно, что любой вывод эксперта сопряжен с
субъективными отношениями, поэтому оцениваться они должны в
совокупности с другими доказательствами по делу.
Важно анализировать не только и не столько форму вывода,
сколько фактические данные, обнаруженные в процессе исследования,
обосновывающие такой вывод.
Законом (ст. ст. 71, 80, 81 УПК РСФСР, 322, 326 ТК Российской
Федерации) предусмотрено, что оценка заключения эксперта должна
производиться по существу и в целом, вне отрыва элементов
исследования друг от друга, в их логической связи.
Несоответствие вопроса и ответа - результат того, что эксперт
использовал ненадлежащие сравнительные материалы, либо применил
устаревшие методики, нормативы, шкалы оценок, либо не разобрался в
документации, представленных материалах.
Оценка заключений экспертов всегда доступна и может быть
правильно осуществлена. Выводы искусствоведческой, пробирной и
ряда других специфических экспертиз можно также безошибочно
оценить, если иметь представление об уровне развития той науки, в
области которой проводилось исследование, и подвергнуть все
исследование логическому анализу и сопоставлению.
Изучение дел о НТП и уголовных дел показывает, что в процессе
оценки экспертных заключений и их выводов допускаются типичные
ошибки и упущения, а именно:
1) признание выводов эксперта верными без проведения
какой-либо оценки;
2) анализируется заключение не по существу, а с формальной
стороны, больше внимания уделяется оформлению, соблюдению
процессуальных требований, чем полноте, качеству и объективности
исследования;
3) из-за недостаточной осведомленности о возможностях
экспертизы, незнания содержания методики конкретной экспертизы
делаются ошибочные оценки, проводятся повторные или дополнительные
экспертизы, что отрицательно сказывается на качестве и сроках
расследования таможенных правонарушений;
4) в заключении экспертизы оценивается только вывод, не
анализируется при этом мотивировка и аргументация этого вывода, не
оценивается весь ход исследования и обнаруженные в процессе
исследования фактические данные;
5) положительный вывод эксперта принимается не как
доказательство, подлежащее оценке, а как установленный факт;
6) заключения экспертизы являются одним из важнейших видов
доказательств, однако придание им исключительного значения, без
учета совокупности других доказательств и вопреки требованиям
таможенного и уголовно - процессуального законодательства приводит
к неправомерному обвинению невиновных лиц, необоснованному
признанию юридических лиц совершившими нарушение таможенных
правил.
Важно подчеркнуть, что заключение эксперта, выполненное по
постановлению должностного лица таможенного органа, в производстве
и на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных
правил, не является для него обязательным, однако, согласно
ст. 326 ТК РФ, несогласие с заключением эксперта должно быть
мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по
рассмотрении дела. Одновременно в соответствии с руководящим
письмом ГТК от 02.04.96 N 01-15/5792 должностное лицо таможенного
органа обязано сообщить причины непринятия заключения эксперта в
соответствующем разделе "Сведений по результатам проведенной
экспертизы", направляемом в таможенную лабораторию по каждому
факту ее проведения по поручению (постановлению) таможенного
органа. На основании указанных сведений ЦТЛ и ТЛ совместно с РТУ
по БТП и другими заинтересованными управлениями ГТК России
осуществляют анализ состояния учета таможенными органами
результатов экспертных исследований и обоснованности принимаемых
по ним решений.
Объективное отношение к оценке экспертных заключений,
своевременное устранение указанных ошибок будет способствовать
успешному выявлению, раскрытию и расследованию таможенных
правонарушений, правильному определению размеров подлежащих
взысканию таможенных платежей.
В настоящее время научно - технический потенциал, достигнутый
таможенными лабораториями, во многом позволяет обеспечить
объективность и доказательность принимаемых решений, что должно
находить отражение в выполнении таможенными органами требований
ГТК России, изложенных в Приказе от 10.07.96 N 426, о
приоритетности назначения экспертиз в таможенные лаборатории в
соответствии с перечнем проводимых ими экспертно -
исследовательских работ.
Доведение начальниками таможенных органов и таможенных
лабораторий настоящего письма до всех должностных лиц, на которых
возложены задачи по выявлению и расследованию таможенных
правонарушений, назначению и производству экспертиз,
криминалистическому и экспертному обеспечению таможенных органов,
имеет своей целью повышение эффективности исполнения этих задач и
снижение количества случаев нарушений требований ТК Российской
Федерации, УПК РСФСР, нормативных и методических актов ГТК России,
ЦТЛ и РТУ по БТП.
Начальник Регионального
таможенного управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
М.В.ВАНИН
Начальник Центральной
таможенной лаборатории
В.А.СОЛОЖЕНЦЕВ
Приложение 1
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Центральная таможенная лаборатория
121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5
Код 095-, телефон/факс 449-88-20
Северо - Западная таможенная лаборатория
197228, г. Санкт - Петербург, ул. Савушкина, 71А
Код 812-, телефон 325-15-70; 325-15-75; факс 325-15-72
Северо - Кавказская таможенная лаборатория
344006, г. Ростов - на - Дону, ул. Пушкинская, 104/32, к. 92
Код 8632-, телефон 66-60-44; 66-80-44, факс 66-49-52
Западно - Сибирская таможенная лаборатория
630015, г. Новосибирск, ул. Королева, 40
Код 3832-, телефон 79-59-10; факс 77-85-67, 79-59-66
Дальневосточная таможенная лаборатория
690048, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12
Код 4232-, телефон/факс 46-06-87, 46-00-56
Западная таможенная лаборатория
241020, г. Брянск, ул. 2-ая Аллея, 12
Код 0832-, телефон/факс 74-87-27
Калининградская таможенная лаборатория
236000, г. Калининград, Гвардейский проспект, 30
Код 0112-, телефон/факс 21-04-34
Поволжская таможенная лаборатория
603007, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 7; а/я 153
Код 8312-, телефон/факс 66-46-73
Восточно - Сибирская таможенная лаборатория
664039, г. Иркутск, ул. Гоголя, 53
Код 3952-, телефон 43-07-00; 43-02-77, факс 43-42-59
Уральская таможенная лаборатория
620066, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 16; п/я 384
Код 3432-, 49-75-56; факс УТУ 61-50-56
Башкирская таможенная лаборатория
150006, г. Уфа-06, бульвар Ибрагимова, 63
Код 3472-, 25-16-56; факс 25-16-39
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ЭКСПЕРТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ,
ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ
(ПО СОСТОЯНИЮ НА МАРТ 1998 Г.)
1. Экспертизы в целях классификации товаров согласно ТН ВЭД
СНГ:
а) мясо, готовые продукты и субпродукты, продукты животного
происхождения (из гр. 02, 05, 16);
б) рыба и готовые рыбопродукты (из гр. 03 и 16);
в) молочная продукция (0401 - 0406);
г) продукты растительного происхождения (гр. 09, 11, 13, 14);
д) жиры и масла животного и растительного происхождения
(гр. 15);
е) сахар и изделия из сахара (гр. 17);
ж) какао и продукты из него (гр. 18);
з) продукты переработки плодов и овощей (гр. 20);
и) разные готовые пищевые продукты (гр. 19, 21);
к) алкогольные и безалкогольные напитки (гр. 22);
л) остатки и отходы пищевой промышл., корма для животных
(гр. 23);
м) табак и заменители табака (гр. 24);
н) минеральные продукты (гр. 25, 26, 27);
о) продукция химической промышленности (гр. 28 - 35, 38);
п) полимеры, пластмассы, каучук (39, 40);
р) необработанные шкуры и кожа, мех и изделия из него
(гр. 41 - 43);
с) древесина и изделия из нее, уголь (гр. 44, 45);
т) бумага и картон, изделия из них (гр. 48);
у) текстильные материалы и изделия (гр. 52, 54 - 57, 59, 61 -
63);
ф) обувь, головные уборы (гр. 64, 65);
х) изделия из камня, гипса ... (гр. 68, 70);
ц) жемчуг, драгметаллы и драгкамни (гр. 71);
ш) недрагоценные металлы и изделия из них (гр. 72 - 83);
щ) машины, оборудование и механизмы (гр. 84, 85);
ы) средства наземного транспорта (гр. 86, 87);
э) инструменты и аппараты ... (гр. 90);
ю) разные промышленные товары (гр. 94 - 96).
2. Материаловедческая и химическая экспертиза (установление
природы, структуры и химического состава материала (неизвестного
объекта)).
3. Технологические экспертизы:
а) определение норм выхода продуктов переработки: нефти и
нефтепродуктов, мокросоленых шкур и кожи, руд и концентратов,
отходов и лома, глинозема, слитков, сляба, агломерата и катанки
металлов, леса кругляка и баланса, ткани, крови человеческой,
семян подсолнечника;
б) определение возможности идентификации по заявленным в
лицензии способам идентификации.
4. Сортификационные экспертизы: сорт, марка, вид,
натуральность и другие качественные характеристики товаров из п. 1
настоящего Перечня, определяющие их идентификацию и влияющие на
стоимостные характеристики.
5. Геммологическая экспертиза качества и стоимости (скупочной
и рыночной) изделий, содержащих драгметаллы и драгкамни.
6. Определение принадлежности к товарам и технологиям двойного
назначения, экспорт которых контролируется (приложение 7 к Приказу
ГТК от 31.01.98 N 43).
7. Определение принадлежности товаров (веществ) к опасным
отходам (Приказ ГТК от 26.12.96 N 781).
8. Идентификация наркотических средств и СДЯВ.
9. Идентификация озоноразрушающих веществ (Приказ ГТК от
31.05.96 N 336).
10. Автотехническая экспертиза (определение даты выпуска
автотранспортного средства, объема двигателя, остаточной стоимости
в стране происхождения).
11. Подтверждение страны происхождения на основе изучения
товаросопроводительных документов и технологических инструкций,
расшифровки штрих - кода, исследования составляющих товара,
наличия защиты от фальсификации (в основном бытовая техника,
табачные изделия, вина, шины, одежда и обувь, кофе, шоколад,
парфюмерная продукция).
12. Технико - криминалистическая экспертиза документов
(идентификация соответствия акцизных марок продукции ГОЗНАКа,
бланков, печатей, штампов, сертификатов происхождения
представляемым образцам, идентификация подлинности валюты).
13. Оценочная экспертиза потребительских качеств и оптовой
рыночной стоимости обращенных в федеральную собственность товаров.
14. Экспертиза товаров на соответствие требованиям
безопасности качества и экологической безопасности (за исключением
микробиологических исследований).
15. Сертификация обращенных в федеральную собственность
товаров (ЦТЛ аккредитована в системе ГОСТ Р в качестве Центра
сертификации различных наименований пищевой продукции, алкогольных
и безалкогольных напитков, табачных изделий, нефти и
нефтепродуктов, электрических бытовых приборов).
|