ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 1998 г. N ВП-6-12/263@
Государственная налоговая служба Российской Федерации в связи
с многочисленными запросами о предоставлении налоговых льгот
организациям, зарегистрированным в закрытых административно -
территориальных образованиях, в том числе осуществляющим
деятельность не по месту регистрации, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от
14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном
образовании" (в редакции Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)
формирование бюджета закрытого административно - территориального
образования (ЗАТО) осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей,
установленных указанным Законом, одной из которых является то, что
в доходы закрытого административно - территориального образования
зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) федеральные
налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения,
плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во
внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" органы
государственной власти национально - государственных,
национально- и административно - территориальных образований
дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять
только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации в их бюджеты. При этом в
соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ст. 1
Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы
местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
представительные органы местного самоуправления вправе
устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их
уплате в соответствии с федеральными законами.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что Закон
Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном
образовании" регулирует особенности местного самоуправления, а
правовой статус местного самоуправления определен Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
следует, что согласно указанным нормативным актам представительные
органы местного самоуправления ЗАТО вправе предоставлять льготы
лишь по местным налогам и сборам. Это подтверждается письмом
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.12.97
N 19-26-97 "О деятельности налоговых органов в ЗАТО" (направлено
письмом Госналогслужбы России от 15.01.98 N ВК-6-16/26 "О
недостатках в работе налоговых органов, функционирующих в закрытых
административно - территориальных образованиях"), в котором
указано на нарушение главами администраций п. 5 ст. 19 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" в случае освобождения ряда налогоплательщиков от уплаты
федеральных налогов. По искам прокуроров незаконные решения
признаны недействительными в судебном порядке.
Кроме того, статьей 47 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1998 год" установлено, что со дня
вступления в силу данного Федерального закона дополнительные
льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в
качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых
административно - территориальных образований, предоставляются
органами местного самоуправления соответствующих образований по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет
юридическими лицами, зарегистрированными в 1998 году в качестве
налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно -
территориальных образований, подлежат зачислению на специально
открытые счета в территориальных отделениях Федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации,
расположенных в закрытых административно - территориальных
образованиях, с последующим их направлением на обеспечение
финансирования расходов бюджетов соответствующих административно -
территориальных образований сверх сумм, указанных в статьях 45 и
46 указанного Федерального закона.
Исходя из изложенного выше, при проведении налоговыми органами
работы по обеспечению полноты и своевременности поступления
налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты
необходимо уделять должное внимание соблюдению налогоплательщиками
налогового законодательства и правомерности представления им
налоговых льгот.
В случаях нарушения установленного порядка предоставления
налоговых льгот госналогинспекциям по субъектам Российской
Федерации надлежит информировать Госналогслужбу России с
определением суммы льгот, незаконно предоставляемых
налогоплательщику. Информацию следует направлять в Управление по
налоговому законодательству и взаимодействию с законодательными
органами.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
------------------------------------------------------------------
|