ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 1998 года
Дело N 3-Г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
в судебном заседании от 28 апреля 1998 г. рассмотрела частную
жалобу Коми-республиканского отделения Общероссийского
общественного объединения "Народно-патриотический союз России" на
определение Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 1998 г. о
возобновлении исполнения решения Верховного Суда Республики Коми
от 19 марта 1997 г. и о назначении выборов в органы местного
самоуправления Республики Коми на 7 февраля 1999 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей определение
подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Коми-республиканское отделение ООД НПС России на основании п. 6
ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" 18 декабря 1996 г. обратилось в суд с
заявлением о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления Республики Коми в марте 1997 г. в судебном порядке,
ссылаясь на то, что Государственным Советом Республики Коми не
приняты нормативные акты о местном самоуправлении в республике;
что функции органов местного самоуправления осуществляют
должностные лица, назначаемые Главой Республики Коми, чем
нарушаются конституционные права граждан на местное
самоуправление.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 31
декабря 1996 г. производство по делу было приостановлено в связи с
направлением Верховным Судом Республики Коми запроса в
Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии ст. ст.
80, 92, 93, 94 Конституции Республики Коми, устанавливающих, что
государственное управление на местах в Республике Коми
осуществляют главы муниципальных образований, назначаемые на
должность вышестоящими должностными лицами органов исполнительной
власти Республики Коми, Конституции Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 7 февраля 1997 г. определение судьи
Верховного Суда Республики Коми от 31 декабря 1996 г. было
отменено.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19 марта 1997 г.
заявление ООД НПС России было удовлетворено; выборы в органы
местного самоуправления Республики Коми были назначены на 19
октября 1997 г.
В связи с принятием к рассмотрению Конституционного Суда
Российской Федерации запроса судьи о соответствии ст. ст. 80, 92,
93, 94 Конституции Республики Коми Конституции Российской
Федерации определением Верховного Суда Республики Коми от 20
августа 1997 г. исполнение решения Верховного Суда Республики Коми
от 19 марта 1997 г. было приостановлено до рассмотрения запроса
Конституционным Судом Российской Федерации.
15 января 1998 г. Конституционным Судом Российской Федерации по
делу о проверке конституционности ст. ст. 80, 92, 93, 94
Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31
октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике
Коми" было вынесено постановление, в п. 5 резолютивной части
которого Верховному Суду Республики Коми было указано на
необходимость пересмотра решения от 19 марта 1997 г. в связи с
новыми правовыми обстоятельствами, установленными Конституционным
Судом Российской Федерации по данному делу.
Определением Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 1998
г. исполнение решения от 19 марта 1997 г. было возобновлено; на
основании п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" суд назначил новую
дату проведения выборов представительных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
в Республике Коми - 7 февраля 1999 г., мотивировав назначение этой
даты тем, что именно на 7 февраля 1999 г. по инициативе
Правительства Республики Коми были назначены выборы в органы
местного самоуправления Законом Республики Коми от 11 февраля 1998
г. Совмещение муниципальных выборов с выборами депутатов
Государственного Совета Республики Коми, полномочия которых к тому
времени должны истечь, по мнению суда, должно положительно
сказаться на экономии финансовых средств в Республике, расходуемых
на проведение выборов.
В жалобе Коми-республиканского отделения ООД НПС России
поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с
нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит определение
подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что обращение Коми-
республиканского отделения ООД НПС России в суд в декабре 1996 г.
с требованием о назначении даты выборов в органы местного
самоуправления Республики Коми в соответствии с Федеральным
законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" было вызвано тем, что своевременно необходимая для
формирования органов местного самоуправления нормативно-правовая
база в Республике создана не была, в установленные федеральным
законодательством сроки выборы в органы местного самоуправления
проведены не были, а также тем, что функции органов местного
самоуправления исполнялись должностными лицами государственного
управления, чем нарушались конституционные права граждан избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления.
Суд признал эти требования обоснованными и назначил проведение
выборов в органы местного самоуправления на всей территории
Республики Коми на 19 октября 1997 г., определив тем самым срок
исполнения решения.
На время рассмотрения запроса суда в Конституционном Суде
Российской Федерации исполнительное производство по настоящему
делу было приостановлено и возобновлено уже после истечения
определенного судом срока исполнения решения от 19 марта 1997 г.
Поскольку при назначении выборов в органы местного
самоуправления определение даты их проведения является основным и
единственным материально-правовым требованием заявителей по
данному делу и должно производиться судом с учетом ряда
обстоятельств, имеющих правовое значение, в том числе наличия или
отсутствия местных законов о местном самоуправлении, наличия или
отсутствия ранее избранных представительных органов местного
самоуправления, сроки полномочий которых еще не истекли, а также
необходимых для подготовки к проведению выборов сроков, указанная
в решении суда дата выборов является безусловно обязательной для
всех субъектов спорного правоотношения и определяет конечный срок
исполнения судебного решения. Все необходимые для своевременного
исполнения решения действия, в том числе и принудительные, суд
обязан произвести в период подготовки и проведения выборов до
определенной в решении даты выборов. Неисполнение решения к
моменту истечения указанного в нем срока влечет за собой
невозможность его исполнения за пределами этого срока, поскольку
по своему характеру этот срок не может быть отнесен к разряду
процессуальных сроков, которые суд может продлить или восстановить
в порядке, предусмотренном ст. ст. 104, 105 ГПК РСФСР. В том
случае, если выборы не проведены в определенный судом день,
реализовать свои права избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления граждане могут либо путем обжалования в
порядке надзора ранее вынесенного решения, либо путем повторного
обращения в суд с требованием об определении новой даты
муниципальных выборов.
При указанных обстоятельствах Верховный Суд Республики Коми не
мог в определении установить новую дату проведения выборов в
органы местного самоуправления без повторного рассмотрения по
существу требований заявителя о назначении даты этих выборов и без
вынесения нового решения по этим новым требованиям, тем более что
в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15
января 1998 г. указано на необходимость пересмотра решения в связи
с тем, что при рассмотрении запроса суда в Конституционном Суде
Российской Федерации были установлены новые правовые
обстоятельства, не учтенные судом при рассмотрении настоящего дела
по существу судом первой инстанции.
В определении суда не указано, на основании каких
процессуальных норм он фактически отменил решение от 19 марта 1997
г. и вынес новое постановление об их проведении 7 февраля 1999 г.
Не определен порядок, в котором Конституционный Суд Российской
Федерации обязал Верховный Суд Республики Коми пересмотреть его
решение, и в самом постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 15 января 1998 г.
Пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления
может быть произведен не иначе как в порядке, установленном
процессуальным законодательством. В противном случае такой
пересмотр является незаконным.
В соответствии с ГПК РСФСР вступившее в законную силу решение
может быть пересмотрено либо при его проверке в порядке судебного
надзора, либо в порядке пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам. Перечень обстоятельств, являющихся вновь
открывшимися, приведен в ст. 333 ГПК РСФСР, является исчерпывающим
и расширительному толкованию не подлежит.
Установление Конституционным Судом Российской Федерации
правовых обстоятельств, существовавших на момент вынесения
судебного решения и известных суду при рассмотрении дела, не может
быть признано вновь открывшимся обстоятельством, являющимся
основанием для пересмотра решения тем же судом, который это
решение вынес.
Пересмотреть решение от 19 марта 1997 г. в порядке надзора
Верховный Суд Республики Коми не может в силу отсутствия у него
таких полномочий (п. 6 ст. 320 ГПК РСФСР).
Назначение новой даты выборов в органы местного самоуправления
суд произвел без учета указаний Конституционного Суда Российской
Федерации о том, что при повторном рассмотрении дела должны быть
учтены новые правовые обстоятельства, установленные в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15
января 1998 г. и препятствующие проведению муниципальных выборов в
органы местного самоуправления на всей территории Республики Коми.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то,
что новая дата выборов должна быть определена в разумные сроки и
применительно к временным рамкам, установленным в статьях 58
(пункт 1) и 59 (пункты 1 и 2) Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации". Назначение новой даты выборов на 7 февраля 1999 г. в
свете данных указаний постановления Конституционного Суда
Российской Федерации не может быть признано ни разумным, ни
укладывающимся во временные рамки, установленные в статьях 58
(пункт 1) и 59 (пункты 1 и 2) Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
При указанных обстоятельствах определение Верховного Суда
Республики Коми от 11 марта 1998 г. правильным быть признано не
может и подлежит отмене.
На основании п. 2 ст. 317 ГПК РСФСР Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 1998 г.
отменить, дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд
Республики Коми.
|