ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 1998 г. N 36-6-98
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ ГРАЖДАН,
НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Генеральной прокуратурой Российской Федерации организована
проверка законности мер, принятых по материалам и уголовным
делам о фактах смерти граждан, в том числе самоубийств, в
помещениях органов внутренних дел 16-ти субъектов Российской
Федерации: Чувашская Республика, Алтайский, Краснодарский,
Хабаровский края, гг.Москва и Санкт-Петербург, Кировская,
Московская, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Самарская,
Свердловская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области.
По данным МВД России, в 1996-1997 гг. в помещениях милиции
и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации
скоропостижно скончались, погибли и покончили жизнь
самоубийством свыше 1600 человек. Однако эти данные не отражают
истинного положения дел, о чем свидетельствуют сведения,
поступившие по запросам Генеральной прокуратуры Российской
Федерации из бюро судебно-медицинских экспертиз г.Москвы и
Московской области, о трупах, доставленных в морги из органов
внутренних дел. Эти сведения (списки) позволили установить еще
около 100 фактов наступления смерти граждан в зданиях и
помещениях милиции в двух названных регионах.
Изучение показало, что многие прокуроры городов и районов,
руководители прокуратур субъектов Федерации не придают подобным
происшествиям должного значения, примирились с ущемлением прав
граждан, не реагируют остро и принципиально на нарушения
законности.
Почти повсеместно отсутствует полная информация о фактах
смерти граждан в помещениях органов внутренних дел, не налажено
систематическое поступление сообщений из дежурных частей.
Большинством прокуроров субъектов Федерации поручение
Генеральной прокуратуры выполнено формально и поверхностно. Не
принято исчерпывающих мер к установлению всех фактов
скоропостижной смерти и самоубийства граждан, доставленных в
органы внутренних дел. Не использованы возможности местных бюро
судебно-медицинских экспертиз и материалы служебных
расследований по линии МВД России, не проведена сверка с
дежурной службой милиции.
Так, из докладной записки прокурора г.Москвы следовало, что
за два последних года произошло 32 случая скоропостижной смерти
граждан в подразделениях и помещениях ОВД. В то же время, по
данным управления дежурной службы Главного штаба МВД России, в
столице зарегистрировано 88 таких случаев. По ряду происшествий
проверки вообще не проводились, а некоторые материалы оказались
утерянными.
Прокурору г.Москвы в этой связи было поручено провести
дополнительную проверку, установить причины расхождений,
истребовать материалы по вновь вскрытым фактам и проверить
законность принятых по ним решений.
Аналогичные поручения направлялись также прокурорам
г.Санкт-Петербурга, Свердловской, Ростовской и некоторых других
областей. В результате после вмешательства Генеральной
прокуратуры в упомянутых регионах дополнительно выявлено 52
случая смерти граждан, в том числе с признаками насилия.
Больше всего граждан умерло в медвытрезвителях, ИВС,
дежурных частях, комнатах административно задержанных.
Самоубийства совершались путем повешения с использованием
деталей одежды. Скоропостижная смерть наступала чаще всего от
отправления этиловым спиртом, острой коронарной недостаточности,
других заболеваний, связанных со злоупотреблением спиртными
напитками, и неоказания гражданам своевременной медицинской
помощи.
Наступлению смерти граждан в органах внутренних дел нередко
способствовало невыполнение сотрудниками ОВД ведомственных
приказов, инструкций. В дежурную часть, медицинский вытрезвитель
доставлялись пьяные, находившиеся в бессознательном состоянии,
лица с признаками острого отравления, наркотического опьянения,
с опасными телесными повреждениями и другими явно выраженными
симптомами, свидетельствующими о тяжелом состоянии доставленных.
Отсутствовал надлежащий контроль со стороны руководства
внутренних дел за несением службы дежурными нарядами.
Ослаблен прокурорский надзор за законностью задержания
граждан, неукоснительным соблюдением их прав, свобод и
конституционных гарантий.
Во многих случаях граждане задерживаются и доставляются в
подразделения органов внутренних дел без достаточных на то
оснований, причем не всегда это задержание оформляется
документально. Практически в каждом втором случае в материалах и
уголовных делах, представленных в Генеральную прокуратуру,
отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность задержания
и доставления в милицию граждан. Серьезные нарушения законности
допускаются в изоляторах временного содержания, куда нередко
помещаются административно задержанные. С другой стороны, лиц,
находящихся в тяжелой степени алкогольного опьянения, оставляют
в ИВС. При этом прокуроры в своих заключениях и сообщениях,
адресованных в Генеральную прокуратуру, в подавляющем
большинстве случаев считают задержание граждан (которые
впоследствии умерли в помещениях органов внутренних дел)
законным.
Участились случаи смерти граждан, наступившей в результате
физического насилия со стороны работников милиции. По данным МВД
России, за преступления, связанные с превышением власти и
служебных полномочий, в 1996-1997 гг. привлечено к уголовной
ответственности более тысячи сотрудников органов внутренних дел.
Прокуратурой Ульяновской области было возбуждено уголовное
дело по факту смерти гражданина Каргина в помещении служебного
кабинета ОМОН Димитровградского ГУВД Ульяновской области.
Расследованием установлено, что Каргин по сфальсифицированным
документам был незаконно задержан и доставлен в ГУВД. В ходе
допроса ему было нанесено в общей сложности около 30 телесных
повреждений, от которых он скончался в кабинете. Виновные
осуждены к лишению свободы.
Прокуратурой Динского района Краснодарского края
расследуется уголовное дело по ст.ст.111, 286 УК РФ в отношении
оперуполномоченных, братьев Мирошник, которые с применением
насилия незаконно доставили гр.Амелечко А.К. в пункт милиции
станицы Пластуновской, где причинили ему телесные повреждения,
от которых он скончался.
По фактам смерти граждан, наступившей в результате
превышения своих полномочий работниками милиции, возбуждены и
расследуются уголовные дела органами прокуратуры гг.Москвы,
Санкт-Петербурга, Алтайского края, Самарской, Пензенской,
Ульяновской областей. По выявленным нарушениям прокурорами ряда
регионов внесены представления руководителям органов внутренних
дел.
Однако во многих случаях проверка материалов в порядке
ст.109 УПК РСФСР проводилась на таком низком уровне, что сделать
вывод о наличии или отсутствии состава преступлений со стороны
работников милиции не представляется возможным. Именно в связи с
неполнотой проверки Генеральная прокуратура РФ была вынуждена
отменить 65 постановлений об отказе в возбуждении уголовного
дела, в том числе с возбуждением дела - в 8 случаях.
Только по Московской области отменено 11 постановлений, по
г.Москве - 25, причем прокуроры названных регионов нарушений не
пресекли, с незаконными постановлениями согласились.
Так, Исаев А.В. был доставлен 3 апреля 1997 г. в
медицинский вытрезвитель N 2 УВД САО г.Москвы в нетрезвом
состоянии. На следующий день Исаева поместили в больницу, где он
скончался от закрытой черепно-мозговой травмы. Однако никакой
проверки фактически не проводилось, к материалам не приобщен
даже акт судебно-медицинского исследования. Генеральной
прокуратурой в этой связи возбуждено уголовное дело по признакам
ст.111 УК РФ.
Абрамов М.В. скончался 6 сентября 1997 г. в ИВС
Павлово-Посадского ОВД Московской области от острой сердечной
недостаточности. Согласно заключению судебно-медицинского
эксперта на теле умершего обнаружены множественные телесные
повреждения прижизненного характера, обстоятельства образования
которых не выявлены. Не опрошен ни один сокамерник Абрамова, ни
один сотрудник милиции. К материалам приобщено заявление вдовы
погибшего о том, что мужа избили в милиции, однако и она не
опрошена. Не проверялась обоснованность ареста Абрамова.
Постановление отменено Генеральной прокуратурой, возбуждено
уголовное дело.
В ряде мест по материалам исследуемой категории проверки в
отношении работников милиции проводились сотрудниками органов
внутренних дел с принятием процессуальных решений. По всем 7
материалам, поступившим в Генеральную прокуратуру из Пензенской
области, проверки проводились и решения принимались только
работниками милиции.
Укоренилась и иная порочная практика, когда основная часть
проверочных действий выполняется сотрудниками ОВД, а следователи
прокуратуры или помощники прокуроров только принимают решения в
порядке ст.109 УПК РСФСР. В Новгородской области имели место
случаи, когда решения об отказе в возбуждении уголовного дела
принимались работниками прокуратуры даже на основании рапортов
сотрудников ОВД своим руководителям без проведения проверочных
действий и при отсутствии необходимых для правильного вывода
данных.
Сообщая об изложенном, предлагаю:
1. Организовать надлежащий учет фактов смерти граждан,
наступившей в зданиях и помещениях органов внутренних дел.
Использовать в этих целях сведения дежурных служб милиции,
материалы служебных проверок, информацию бюро
судебно-медицинской экспертизы, жалобы и заявления граждан.
2. Обеспечить безусловный выезд на места происшествий по
таким фактам работников прокуратур, проведение ими проверочных
действий и принятие решений в порядке ст.109 УПК РСФСР.
3. При наличии данных, свидетельствующих о возможном
доведении умершего до самоубийства или о замаскированном
убийстве, возбуждать уголовные дела.
4. Во всех случаях, связанных со смертью граждан в
помещениях органов внутренних дел, проверять законность
доставления, задержания и нахождения умершего в органах
внутренних дел.
5. Прокурорам Чувашской Республики, Хабаровского края,
гг.Москвы и Санкт-Петербурга, Кировской, Московской,
Новгородской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Тульской,
Ярославской областей провести служебные расследования в
отношении должностных лиц, в том числе руководителей прокуратур,
которые формально и поверхностно выполнили поручение Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, не обеспечили надлежащий
прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан, не
приняли исчерпывающих мер к выявлению и пресечению нарушений
законности.
О мерах реагирования проинформировать Генеральную
прокуратуру РФ к 25.06.98.
6. Прокурорам субъектов Российской Федерации результаты
проведенной работы по устранению нарушений, указанных в данном
информационном письме, отразить отдельным разделом в годовом
докладе за 1998 год.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса М.Б.Катышев
|