КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 1998 г. N 5/1
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
РАБОТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ИЖЕВСКА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления народного
образования администрации г. Ижевска А.И. Копинова и начальника
отдела дополнительного образования Минобразования России
А.К. Бруднова об опыте организации внеурочной работы и
дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях г. Ижевска, коллегия отмечает, что в Удмуртской
Республике создаются необходимые условия для работы
общеобразовательных учреждений как открытых социально -
педагогических систем, тесно взаимодействующих со всеми типами
образовательных учреждений, семьей, другими общественными и
государственными институтами в реализации интересов и прав
ребенка.
Неотъемлемой частью общеобразовательной системы г. Ижевска
являются внеурочная работа и дополнительное образование детей,
значительно обогащающие содержание основного общего образования,
условия для развития творческой одаренности учащихся, их
самореализации, раннего профессионального и личностного
самоопределения.
Содержательной и организационно - методической базой
обновления внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска стали Концепция
воспитания, разработанная Министерством народного образования
Удмуртской Республики, решения коллегии Минобразования России по
вопросам воспитания и развития дополнительного образования детей,
а также городская межведомственная Программа "Дети Ижевска", цель
которой - создание условий для жизнеобеспечения, жизнедеятельности
и развития детского сообщества.
Организация внеурочной работы и дополнительного образования
детей в 100 общеобразовательных учреждениях города, где обучаются
свыше 97 тысяч учащихся, характеризуется новизной подходов,
разнообразием моделей, что делает каждую школу уникальной,
самоценной, имеющей собственное "лицо". Школы города
взаимодействуют с 16 учреждениями дополнительного образования
детей, где развивают свои способности более 50% учащихся. Крепнет
сотрудничество с профессиональной школой. В 55 школах города
110 классов работают по системе "КЛАСС - ВУЗ".
В новой экономической и социокультурной ситуации органы
управления образованием, методическая служба, педагогические
коллективы общеобразовательных учреждений города направляют свои
усилия на сохранение единства и целостности образовательной
системы, опираются на традиции и проверенный временем
педагогический опыт организации внеурочной работы, качественное
обновление содержания, форм и методов дополнительного образования
детей. В центре внимания педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений г. Ижевска находятся гражданское,
правовое и патриотическое воспитание, формирование демократической
культуры обучающихся в системе школьного самоуправления. Все
большее место в жизни общеобразовательных школ занимают клубы по
интересам, любительские объединения, научные общества учащихся. Не
утрачивают своей актуальности и образовательной значимости туризм,
краеведение, работа школьных музеев. Детские общественные
организации, действующие в образовательных учреждениях и
сотрудничающие с общеобразовательными школами, объединяют более
10% учащихся.
Решение задач обновления внеурочной работы и развития
дополнительного образования учащихся подкреплено в г. Ижевске и
новым подходом к кадровому обеспечению этой сферы образования. В
педагогических коллективах общеобразовательных учреждений города
работают 617 педагогов дополнительного образования,
125 педагогов - психологов, 90 социальных педагогов,
98 педагогов - организаторов, 97 старших вожатых. Развивается
институт классного руководителя. Высокий уровень готовности
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
к организации внеурочной работы и дополнительного образования
обеспечивается целенаправленной деятельностью республиканского
института усовершенствования учителей и городского дома учителя.
В последние годы в г. Ижевске действиями городской
администрации созданы условия для объединения всех сил, способных
повышать педагогический потенциал социальной среды, развивать
общегородскую воспитательную систему. Внеурочной работе и
дополнительному образованию детей отведены в этом процессе ведущие
роли. Положительные прогнозы перспектив их дальнейшего развития
определяются такими факторами, как:
- интегрированный подход к вопросам функционирования систем
образования и культуры;
- программно - целевое планирование деятельности
образовательных учреждений на основе изучения постоянно
изменяющихся этнокультурных особенностей, интересов,
образовательных потребностей детей, с учетом современных
возможностей внеурочной работы, дополнительного образования и
социокультурного окружения;
- педагогическая поддержка обучающихся на основе уважения их
личности, свободы выбора, повышения роли психолого -
педагогической службы в обеспечении образовательного процесса;
- развитие и обогащение кадровой инфраструктуры
общеобразовательных учреждений для организации внеурочной работы и
дополнительного образования детей (педагог дополнительного
образования, педагог - организатор, социальный педагог);
- дифференцированная и научно обоснованная работа методической
службы с педагогическими и руководящими кадрами по вопросам
организации воспитательного процесса, распространению актуального
опыта;
- разнообразие форм взаимодействия школ с семьями обучающихся;
- всемерное развитие демократического, государственно -
общественного характера управления образованием, образовательными
учреждениями, уважение и поддержка их права на самостоятельность.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях дальнейшего
совершенствования внеурочной работы и дополнительного образования
детей в общеобразовательных учреждениях коллегия решила:
1. Поддержать опыт организации внеурочной работы и
дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях города Ижевска Удмуртской Республики.
2. Провести в мае 1999 года в г. Ижевске совместно с
Министерством народного образования Удмуртской Республики
Всероссийскую научно - практическую конференцию по проблемам
профессиональной готовности педагогов к организации внеурочной
работы и дополнительного образования детей.
3. Рекомендовать Управлению народного образования
администрации г. Ижевска (А.И. Копинову):
3.1. Продолжить работу по созданию городской образовательной
среды, обратив особое внимание на дальнейшее развитие содержания,
форм и методов профилактической работы с детьми из "групп риска".
3.2. Подготовить до 01.12.98 методические материалы об опыте
внеурочной работы и дополнительного образования детей
общеобразовательных учреждений города.
3.3. Повысить роль городского Дворца детского творчества в
информационно - методическом обеспечении городской системы
дополнительного образования детей.
4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
4.1. Довести опыт организации внеурочной работы и
дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях г. Ижевска до сведения муниципальных органов
управления образованием, общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования детей.
4.2. Проанализировать состояние внеурочной работы и
дополнительного образования в общеобразовательных школах, обратив
внимание на:
- сохранение и преемственность опыта и традиций в учебно -
воспитательной деятельности школ;
- развитие клубных форм организации внеурочной работы;
- повышение роли самих учащихся в организации
жизнедеятельности школы;
- развитие кадровой инфраструктуры внеурочной работы и
дополнительного образования детей; обеспечение систематического
дифференцированного повышения квалификации и методической
подготовки специалистов этой сферы;
- специфику и особенности внеурочной работы в сельской школе.
4.3. Добиваться адекватного финансирования, развивая
межведомственный подход к сфере внеурочной работы и
дополнительного образования детей.
5. Рекомендовать региональным институтам повышения
квалификации и переподготовки работников образования:
5.1. Создавать и укреплять научно - педагогическими кадрами
подразделения учебно - методического обеспечения системы
внеурочной работы и дополнительного образования детей.
5.2. Предусматривать в учебно - тематических планах и
программах курсов повышения квалификации и переподготовки учителей
общеобразовательных учреждений вопросы воспитания, организации
внеурочной работы и дополнительного образования детей.
5.3. Обобщать и распространять лучший опыт организации
внеурочной работы и дополнительного образования детей.
6. Отделу дополнительного образования (А.К. Бруднову):
6.1. Направить до 01.07.98 информацию об опыте организации
внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации для использования в
практической деятельности.
6.2. Организовать в 1998 году изучение состояния и перспектив
развития школьного самоуправления. Подготовить и издать в
I полугодии 1999 года методические рекомендации по данному вопросу
в помощь педагогическим коллективам общеобразовательных
учреждений.
6.3. Совместно с Управлением учебных заведений среднего
профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) подготовить в
IV квартале 1998 года предложения по включению в Перечень
профессий среднего профессионального образования специальности
"педагог - организатор" и приступить к разработке учебно -
методической документации по данной специальности.
6.4. Совместно с Управлением общего среднего образования
(М.Р. Леонтьевой) подготовить до конца 1998 года методические
рекомендации об организации деятельности любительских объединений,
клубов по интересам и предметных кружков в общеобразовательных
учреждениях.
6.5. Совместно с Управлением образовательных стандартов и
программ (Г.К. Шестаковым) при корректировке Программы "Научно -
методическое обеспечение системы образования" на 1999 год
предусмотреть методическую разработку проблем организации и
содержания внеурочной работы с учащимися.
6.6. Провести в 1998 - 2000 гг. всероссийские смотры
туристско - краеведческой и экскурсионной работы
общеобразовательных учреждений, а также школьных учебно - опытных
участков.
7. Академии повышения квалификации и переподготовки работников
образования (Э.М. Никитину) разработать до конца 1998 г. примерные
учебно - тематические планы и программы повышения квалификации и
переподготовки руководящих и педагогических работников
общеобразовательных учреждений по организации и содержанию
внеурочной работы и дополнительного образования детей.
8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Председатель коллегии
А.Н.ТИХОНОВ
|