ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 1998 г. N 144/1027-II
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав сообщения председателя Избирательной комиссии
Свердловской области В.Д. Мостовщикова и члена Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной о
практике применения Избирательного кодекса Свердловской области
при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного
Собрания Свердловской области и ознакомившись с пояснительной
запиской по этому вопросу, Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации отмечает, что избирательные комиссии области,
руководствуясь Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и Избирательным кодексом Свердловской
области, обеспечили проведение выборов депутатов Законодательного
Собрания при высокой активности избирательных объединений.
Необходимо отметить, что в целом Избирательный кодекс
Свердловской области обеспечивает гарантии избирательных прав
граждан, однако в нем есть некоторые положения, не соответствующие
федеральному законодательству.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить работу Избирательной комиссии Свердловской
области, способствующую формированию современной правовой базы
проведения выборов, а также активную позицию Комиссии по защите
избирательных прав граждан и своевременному реагированию на
нарушения порядка проведения избирательной кампании, особенно на
стадии регистрации списков кандидатов, предвыборной агитации, а
также при осуществлении досрочного голосования.
2. Рекомендовать Избирательной комиссии Свердловской области
проанализировать с участием общественных объединений практику
применения Избирательного кодекса Свердловской области,
сосредоточить внимание на разработке предложений по внесению
изменений в избирательное законодательство области в целях его
совершенствования и приведения в соответствие с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", провести
работу по дополнительному разъяснению избирательным объединениям,
в том числе имеющим фракции в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, их полномочий по участию в
формировании избирательных комиссий, проведению агитационной
кампании, организации общественного контроля за ходом выборов.
3. Направить избирательным комиссиям субъектов Российской
Федерации для ознакомления и использования в практической работе
записку о практике применения Избирательного кодекса Свердловской
области при подготовке и проведении выборов депутатов
Законодательного Собрания Свердловской области (прилагается).
4. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.ИВАНЧЕНКО
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Приложение
к Постановлению
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 апреля 1998 г. N 144/1027-II
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
12 апреля 1998 года проводились выборы депутатов
Законодательного Собрания Свердловской области. В них приняло
участие более 35 процентов зарегистрированных избирателей. Выборы
депутатов Законодательного Собрания Свердловской области проводили
Избирательная комиссия области, 21 окружная, 80 территориальных и
2478 участковых избирательных комиссий, в состав которых были
назначены более 22 тысяч членов с правом решающего голоса.
Законодательное Собрание Свердловской области состоит из двух
палат: Областной Думы и Палаты Представителей.
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области
состоит из 28 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Каждые
два года половина депутатов Областной Думы переизбирается.
Выборы депутатов Областной Думы проводятся на основе системы
пропорционального представительства по общеобластному
избирательному округу, включающему в себя территорию Свердловской
области в целом.
Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской
области состоит из 21 депутата, избираемых сроком на два года.
Выборы депутатов Палаты Представителей проводятся на основе
мажоритарной избирательной системы относительного большинства по
одномандатным избирательным округам, образуемым на территории
Свердловской области.
Подготовка к выборам депутатов Законодательного Собрания
Свердловской области осуществлялась в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным
кодексом Свердловской области, Календарным планом основных
мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов
Законодательного Собрания, утвержденным Избирательной комиссией
Свердловской области.
Необходимо отметить, что Календарный план был составлен по
этапам избирательной кампании, а после завершения каждого этапа
Избирательная комиссия Свердловской области обсуждала на своих
заседаниях его итоги и принимала соответствующие решения.
Работа избирательных комиссий проводилась гласно, на
заседаниях присутствовали члены комиссий с правом совещательного
голоса, назначенные всеми зарегистрированными избирательными
блоками и объединениями. С января 1998 года председатель
Избирательной комиссии области В.Д. Мостовщиков принимал участие в
еженедельной 20-минутной телепередаче "Выборы-98" регионального
телевидения и 20-минутной радиопередаче, информируя избирателей о
ходе подготовки к выборам, отвечая на вопросы телезрителей и
радиослушателей. По каналам телевидения и радиовещания регулярно
освещались заседания Избирательной комиссии области. В
государственных и муниципальных периодических печатных изданиях
своевременно публиковались решения избирательных комиссий,
подлежащие обязательному опубликованию. Решения Избирательной
комиссии Свердловской области опубликованы в "Вестнике
Избирательной комиссии Свердловской области", который направлялся
всем организаторам избирательной кампании.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" формирование окружных и
территориальных избирательных комиссий по выборам в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется на основе поступивших предложений каждого из
избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В этой связи Избирательная комиссия Свердловской области
обращалась в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации с просьбой направить в ее адрес предложения
избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
по кандидатурам в состав избирательных комиссий по выборам
депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Ответ
поступил только от избирательного объединения "Наш дом - Россия",
и все его предложения были учтены.
Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает
порядок формирования избирательных комиссий в соответствии с
требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации". Практика применения Избирательного кодекса
подтвердила общую картину, характерную для всех регионов:
избирательные объединения, избирательные блоки, имеющие фракции в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
далеко не полностью используют предоставленные законом полномочия
по формированию состава избирательных комиссий.
Особенностью процедуры формирования окружных избирательных
комиссий в Свердловской области является активное участие в этом
процессе Избирательной комиссии области. Согласно пункту
3 статьи 17 Избирательного кодекса Свердловской области состав
окружной избирательной комиссии назначается совместным решением
представительных органов местного самоуправления муниципальных
образований, входящих в состав избирательного округа, с учетом
рекомендаций Избирательной комиссии Свердловской области. Эти
рекомендации, содержавшие поименный состав каждой комиссии, были
утверждены на заседании Избирательной комиссии Свердловской
области (Постановление от 9 января 1998 г. N 112/1).
Избирательная комиссия Свердловской области обеспечила
контроль процесса формирования нижестоящих избирательных комиссий
области. Так, в ходе рассмотрения вопроса "О соблюдении
законодательства при формировании окружных избирательных комиссий
по выборам депутатов Палаты Представителей Законодательного
Собрания Свердловской области и территориальных избирательных
комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания
Свердловской области" (Постановление от 30 января 1998 г. N 12)
Избирательная комиссия области утвердила численный и персональный
состав семи окружных избирательных комиссий, не сформированных
вовремя органами местного самоуправления. В этом же Постановлении
представительным органам ряда муниципальных образований было
предложено привести свои решения по формированию избирательных
комиссий в соответствие с законодательством.
Следует отметить высокую активность избирательных объединений
и избирательных блоков при выдвижении кандидатов в Законодательное
Собрание области. Так, в Палату Представителей Законодательного
Собрания Свердловской области было выдвинуто 165 кандидатов, в том
числе избирательными объединениями и блоками - 69 кандидатов.
В Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской
области на 14 депутатских мандатов были выдвинуты общеобластные
списки кандидатов от 13 избирательных блоков и объединений.
Избирательной комиссией Свердловской области и окружными
избирательными комиссиями при проведении проверки достоверности
подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков
кандидатов), осуществлялся контроль за применением нормы
федерального законодательства, согласно которой избиратель, ставя
подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем
фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
С учетом указанной нормы закона, избирательные комиссии
Свердловской области совместно со специалистами по графологической
экспертизе провели проверку представленных подписных листов в
поддержку избирательных объединений и отдельных кандидатов, по
результатам которой было отказано в регистрации 2 избирательным
объединениям - "Коммунисты РКРП - за власть трудящихся, за
Советский Союз" и "Уральское региональное общественное объединение
ЯБЛОКО" - и избирательному блоку "Союз патриотических сил".
Избирательные объединения "Коммунисты РКРП - за власть
трудящихся, за Советский Союз" и "Уральское региональное
общественное объединение ЯБЛОКО" подали в областной суд жалобы на
отказ в регистрации. Областной суд в удовлетворении жалоб этим
объединениям отказал.
20 апреля определением Верховного Суда Российской Федерации
избирательному объединению "Коммунисты РКРП - за власть
трудящихся, за Советский Союз" было отказано в удовлетворении
кассационной жалобы.
Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного
Собрания Свердловской области характеризовалась многочисленными
нарушениями федерального и областного законодательства о выборах,
в особенности порядка и правил ведения предвыборной агитации со
стороны кандидатов в депутаты, избирательных объединений и
избирательных блоков.
В Избирательную комиссию Свердловской области поступило более
70 жалоб от избирательных объединений, кандидатов в депутаты и
избирателей на нарушения правил ведения предвыборной агитации. Все
жалобы кандидатов в депутаты, избирательных объединений и
избирательных блоков на нарушения федерального и областного
законодательства о выборах рассматривались на заседаниях
Избирательной комиссии Свердловской области, и по каждой из них
приняты соответствующие решения. Избирательной комиссией
Свердловской области были сделаны предупреждения избирательным
объединениям, блокам и кандидатам в депутаты, нарушившим правила
ведения предвыборной агитации. Ряд материалов о нарушениях
федерального и областного законодательства о выборах и средствах
массовой информации был направлен в прокуратуру Свердловской
области для принятия мер. После предупреждений Избирательной
комиссии Свердловской области избирательными объединениями,
блоками были предприняты все меры по устранению допущенных
нарушений. Кроме того, за эти нарушения только по городу
Екатеринбургу привлечены к административной ответственности более
150 человек.
Анализ практики проведения предвыборной агитации в
Свердловской области (а также в других регионах, где в последнее
время проводились выборы) показывает, что нарушения, допускаемые
на этой стадии избирательного процесса, приобретают массовый
характер, а формы и методы агитации, используемые кандидатами, не
только не помогают избирателям принять осознанное решение, но
зачастую даже дискредитируют идею выборов. В связи с этим
возникает необходимость более детального и строгого
законодательного урегулирования порядка агитации, особенно в
отношении использования на платной основе негосударственных
средств массовой информации, а также теле- и радиоэфира.
В соответствии с федеральным законодательством и Избирательным
кодексом Свердловской области при Избирательной комиссии
Свердловской области создана и с 1 февраля 1998 года приступила к
работе контрольно - ревизионная служба, которая осуществляет
контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных
избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а
также за источниками поступления, правильного учета и
использования денежных средств избирательных фондов, проверяет
финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков с привлечением специалистов финансовых,
контрольных и правоохранительных органов. Необходимо отметить, что
при контрольно - ревизионной службе была создана рабочая группа
численностью более 40 человек. К работе в этой группе были
привлечены работники налоговой полиции, налоговой инспекции,
управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области,
контрольно - ревизионного управления Министерства финансов
Российской Федерации по Свердловской области.
В марте 1998 года Избирательной комиссией Свердловской области
были запрошены договоры об оплате кандидатами, избирательными
объединениями услуг типографий и ГТРК по изготовлению печатной
продукции и видеороликов. В настоящее время эти договоры
анализируются и проверяется их оплата через избирательные фонды
кандидатов, избирательных объединений.
При проведении избирательной кампании избирательные комиссии
области столкнулись с таким явлением, как чрезмерно активное
использование избирателями возможности досрочного голосования в
некоторых районах, а также с многочисленными фактами подкупа и
обмана избирателей.
О наличии этих нарушений свидетельствуют заявления избирателей
города Алапаевска и Октябрьского района города Екатеринбурга о
фактах их подкупа и обмана при досрочном голосовании, объяснения
лиц, осуществляющих агитацию за участие в досрочном голосовании и
доставку избирателей к местам голосования на личном
автотранспорте, протоколы задержания этих лиц, составленные
сотрудниками органов внутренних дел.
В Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга число
избирателей, проголосовавших досрочно, составило более 8 тысяч.
Избирательная комиссия области, расценив эти факты как
свидетельство воспрепятствования свободному волеизъявлению
избирателей, приняла меры по защите избирательных прав граждан:
своим Постановлением от 8 апреля 1998 года признала
недействительными избирательные бюллетени, поданные в период
с 28 марта по 8 апреля 1998 года в территориальных избирательных
комиссиях города Алапаевска и Октябрьского района города
Екатеринбурга избирателями, проголосовавшими досрочно на выборах,
назначенных на 12 апреля 1998 года, и направила материалы о
нарушениях порядка и правил досрочного голосования в областную
прокуратуру, которая возбудила по данному факту уголовное дело.
Постановлением Избирательной комиссии области
от 11 апреля 1998 года было решено провести специальный подсчет
голосов досрочно проголосовавших избирателей в участковых
избирательных комиссиях Орджоникидзевского района: бюллетени
опускались в отдельный избирательный ящик с обязательным
опечатыванием, а затем отдельно при подведении итогов голосования
участковыми избирательными комиссиями были установлены результаты
досрочного голосования, которые показали, что около 70 процентов
избирателей проголосовало за одного из кандидатов - А.А. Хабарова.
Этот факт свидетельствует о том, что досрочное голосование было
заранее организовано, так как в день голосования за А.А. Хабарова
проголосовало только 30 процентов избирателей.
Анализ использования института досрочного голосования
показывает, что необходимо совершенствовать федеральное и
региональное законодательство с целью исключения возможности
злоупотребления этим правом и манипулирования волей избирателей.
Требует правовой оценки распространившаяся практика участия
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации в региональных выборах в списках кандидатов от
избирательных блоков и объединений. Так, списки кандидатов от
избирательного объединения "Свердловская региональная организация
ВОПД "Наш дом - Россия" и избирательного блока "Промышленный союз"
возглавляли депутаты Государственной Думы (3 и 1 депутат
соответственно), которые при распределении отказались от
депутатских мандатов.
Выборы депутатов Палаты Представителей Законодательного
Собрания Свердловской области состоялись во всех округах, кроме
Орджоникидзевского избирательного округа N 9, где баллотировался
А.А. Хабаров. Здесь выборы не состоялись по причине превышения
числа голосов, поданных против всех кандидатов, над числом
голосов, поданных за кандидата А.А. Хабарова, набравшего наиболее
число голосов избирателей.
Пятипроцентный барьер при выборах депутатов Областной Думы
Свердловской области преодолели 7 из 10 избирательных блоков и
объединений.
Законодательное Собрание Свердловской области сформировано в
правомочном составе.
Оценивая в целом ход подготовки и проведения выборов в
Свердловской области, следует отметить, что Избирательный кодекс
послужил достаточно эффективной правовой базой для всех
избирательных действий.
Избирательные отношения в субъектах Российской Федерации
регулируются либо отдельными законами по каждому виду выборов (в
большинстве субъектов), либо кодифицированными актами (Республика
Коми, Вологодская, Камчатская, Ярославская области), либо
избирательными кодексами (Республика Башкортостан, Белгородская,
Воронежская, Свердловская области). Избирательный кодекс
Свердловской области был принят после вступления в силу
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
является в настоящее время актом, наиболее полно учитывающим
действующее федеральное законодательство. Он содержит ряд новаций
по сравнению с указанным Федеральным законом и в ряде случаев
более полно и точно регулирует общественные отношения. Так, в
статье 3 Избирательного кодекса более полно раскрывается
содержание понятия "избирательное право гражданина", выделен
раздел "Избирательный процесс", закреплены его стадии (ст. 12),
обязательность документальной формы избирательного процесса
(ст. 13).
Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает ряд
дополнительных гарантий избирательных прав граждан по сравнению с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, статья 69 Избирательного кодекса определяет порядок
открытия избирательного участка в присутствии наблюдателей не
менее чем за час до начала голосования. Статья 70 устанавливает
гарантии обеспечения голосования в случае опоздания или неявки
членов участковой избирательной комиссии. Специально оговорены
условия проведения голосования в чрезвычайных или неотвратимых
обстоятельствах: использование передвижных избирательных участков
(п. 3 ст. 71), участие наблюдателей и других представителей при
досрочном голосовании (п. 6 ст. 73) и некоторые другие.
Некоторые институты избирательного процесса нашли в
Избирательном кодексе Свердловской области более удачное и
перспективное решение, чем в федеральном законодательстве. Так,
пункты 5 и 6 статьи 71 позволяют использовать на избирательном
участке технические средства, в частности сканеры, для голосования
и подсчета голосов избирателей и устанавливают требования, которым
должен соответствовать этот процесс. Пункт 5 статьи 82
ограничивает возможность проведения повторных выборов депутатов
представительных органов в одном избирательном округе (не более
двух раз подряд) и дает право Избирательной комиссии Свердловской
области отложить эти выборы до проведения очередных.
Статья 84 (п. п. 3 и 6) устанавливает более строгие требования
к регистрации депутатов и других избранных лиц, исключающие
возможность получения двойного мандата депутата и исполнение
обязанностей, несовместимых с депутатскими полномочиями.
В то же время некоторые положения Избирательного кодекса
Свердловской области не соответствуют федеральному
законодательству, например, порядок утверждения схемы
избирательных округов, методика распределения депутатских мандатов
между общеобластными списками кандидатов и другие.
В целом можно признать опыт Свердловской области по
кодификации избирательного законодательства и применению
Избирательного кодекса вполне успешным. Однако не следует
рассматривать кодификацию избирательного законодательства как
ближайшую и обязательную задачу для всех субъектов Российской
Федерации.
Как применение кодексов, так и применение отдельных законов
имеет свои преимущества и недостатки. Так, избирательный кодекс
эффективен для применения при одновременном проведении двух и
более выборов. В то же время отдельные законы (тем более при
наличии модельных) позволяют более подробно и полно учесть все
особенности и детали различных видов выборов, что избавляет
избирательные комиссии от необходимости принятия большого
количества инструкций и разъяснений.
Законодательным органам государственной власти субъектов
Российской Федерации при активном участии избирательных комиссий
необходимо самостоятельно выбирать способ регулирования
избирательного процесса, сообразуясь с собственными потребностями
и возможностями, сложившейся устойчивой практикой применения
различных институтов избирательного права, уровнем правовой
культуры организаторов выборов и населения, наличием специалистов,
ученых - юристов, способных подготовить проект соответствующего
избирательного закона.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации
|