ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 1998 г. No. 6068/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на определение от 17.04.97 Арбитражного
суда города Москвы по делу No. 37-25.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Закрытое акционерное общество "Комплекс" обратилось в
Арбитражный суд города Москвы с иском к Квартирно -
эксплуатационному управлению города Москвы ГлавКЭУ Министерства
обороны Российской Федерации (далее - КЭУ города Москвы) о
взыскании с последнего убытков и штрафных санкций в связи с
неисполнением ответчиком условий контракта от 03.06.96 No. 581/96
по реализации инвестиционного проекта на территории управления
"Замоскворечье" Центрального административного округа Москвы.
Определением от 17.04.97 производство по делу прекращено на
основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, поскольку, по мнению суда, КЭУ города Москвы
не является юридическим лицом.
В апелляционной и кассационной инстанциях законность и
обоснованность судебного акта не проверялись.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается названное определение отменить и
направить дело на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, КЭУ города Москвы действует на
основании Положения о квартирно-эксплуатационной службе и
квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота,
утвержденного приказом Министра обороны СССР от 22.02.77 No. 75
(далее Положение).
Арбитражный суд формально подошел к оценке правового положения
КЭУ города Москвы, руководствуясь лишь письмом Квартирно -
эксплуатационного управления города Москвы от 11.02.97 об
отсутствии у ответчика статуса юридического лица, а также справкой
Московской регистрационной палаты о том, что КЭУ города Москвы в
Московском регистрационном реестре не значится. Суд не
проанализировал разделов названного Положения, где отражены
полномочия квартирно-эксплуатационных управлений военных округов,
к которым данным документом отнесено и КЭУ города Москвы.
Анализ норм указанных разделов позволяет сделать вывод о
создании и функционировании КЭУ города Москвы как учреждения по
существу обладающего признаками юридического лица, приведенными в
статьях 48, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
КЭУ города Москвы обладает организационным единством и
действует на основании общего положения об организациях данного
вида; финансируется за счет средств федерального бюджета по смете
Министерства обороны Российской Федерации; в соответствии с
установленными Положением целями его деятельности и заданиями
собственника осуществляет право владения, пользования и
распоряжения закрепленным за ним имуществом, финансируя
квартирно-эксплуатационные расходы, капитальное строительство и
капитальный ремонт включенных в план объектов (пункт 19, главы
XIII, XIV Положения).
КЭУ города Москвы вправе от своего имени заключать
предусмотренные пунктом 19 Положения гражданско-правовые договоры,
а именно: договоры с поставщиками квартирного и технического
имущества, материалов, топлива; договоры на капитальное
строительство и капитальный ремонт включенных в план объектов,
выполняя при этом функции заказчика.
В соответствии с указанными полномочиями ответчиком был
заключен контракт от 03.06.96 No. 581/96 с ЗАО "Комплекс" на
строительство жилого дома, расположенного по адресу: Москва,
Вишняковский переулок, 4, неисполнение условий которого привело к
обращению истца в арбитражный суд с требованием о взыскании
убытков и штрафных санкций.
Изложенное свидетельствует о том, что характер деятельности
КЭУ города Москвы предопределяет как его способность отвечать по
обязательствам своим имуществом (в пределах выделенных денежных
средств), так и его возможность предъявлять иски и выступать в
качестве ответчика в арбитражном суде.
Факт отсутствия регистрации КЭУ города Москвы как юридического
лица в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку
на момент его создания регистрации военных организаций не
требовалось.
При таких обстоятельствах следует признать, что КЭУ города
Москвы является юридическим лицом, в связи с чем определение от
17.04.97 подлежит отмене, а дело - передаче в Арбитражный суд
города Москвы для рассмотрения по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
определение от 17.04.97 Арбитражного суда города Москвы по
делу No. 37-25 отменить.
Дело направить для рассмотрения по существу в тот же
арбитражный суд.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|