СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 1998 г.
(Извлечение)
Распоряжением заместителя министра юстиции
Карачаево-Черкесской Республики от 6 августа 1997 г. No. 26
зарегистрирован Устав Кавказского сельского муниципального
образования, п. 2 ст. 21 которого изложен в следующей редакции:
"Глава Кавказского муниципального образования избирается
гражданами, проживающими на территории Кавказского сельского
муниципального образования, сроком на четыре года на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании из числа депутатов. Главой Кавказского сельского
муниципального образования может быть избран гражданин Российской
Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающий в Кавказском
сельском муниципальном образовании не менее одного года".
По заявлению главы Кавказской сельской администрации Рублева,
назначенного на эту должность 27 февраля 1992 г. главой
администрации района, распоряжением заместителя министра
юстиции Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 1997 г.
No. 26-а Устав того же муниципального образования был
зарегистрирован в новой редакции. Пункт 2 ст. 21 этого Устава
изложен следующим образом: "Глава Кавказского сельского
муниципального образования избирается из состава депутатов
сельского Совета при тайном голосовании сроком на четыре года.
Главой Кавказского сельского муниципального образования может быть
избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно
проживающий в Кавказском сельском муниципальном образовании не
менее одного года. При избрании главы муниципального образования
на заседании сельского Совета избранным считается кандидат,
получивший более половины голосов от списочного состава депутатов
сельского Совета. Если ни один из кандидатов не набирает
необходимого числа голосов, проводятся повторные голосования
по двум кандидатам, получившим набольшее число голосов".
В январе 1998 г. прокурор Карачаево-Черкесской Республики
обратился в суд с заявлением о признании названных распоряжений
заместителя министра юстиции республики недействительными по
мотивам несоблюдения установленной федеральным республиканским
законодательством процедуры принятия Устава и представления его на
регистрацию.
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в удовлетворении
заявления прокурору отказал.
В кассационном протесте прокурор поставил вопрос об отмене
решения суда, ссылаясь на неправильное толкование судом норм
права, регулирующих вопросы местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
17 апреля 1998 г. решение отменила и вынесла новое решение об
удовлетворении требования прокурора, указав следующее.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и ч. 1 ст. 14
Закона Карачаево-Черкесской Республики "О местном самоуправлении в
Карачаево-Черкесской Республике" устав муниципального образования
разрабатывается им самостоятельно и принимается представительным
органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Как установлено при рассмотрении дела судом, Устав
Кавказского сельского муниципального образования не принимался ни
представительным органом местного самоуправления, ни населением, а
был утвержден постановлением главы администрации пос. Кавказский.
Несмотря на несоответствие процедуры принятия Устава
требованиям федерального и республиканского законодательства.
Устав был зарегистрирован распоряжением заместителя министра
юстиции республики от 6 августа 1997 г. No. 26, а от 9 декабря
1997 г. No. 26-а - в новой редакции.
Отказывая прокурору в удовлетворении требования, суд первой
инстанции сослался на то, что Рублев назначен главой администрации
27 февраля 1992 г., до его переизбрания осуществлял полномочия
представительного органа местного самоуправления и вправе был
разработать и принять Устав муниципального образования, утвердив
его своим постановлением.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В силу ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
представительный орган местного самоуправления состоит из
депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании в соответствии с
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поэтому главу администрации, назначенного ранее или избранного
после вступления в действие данного Закона, нельзя отнести к
представительному органу местного самоуправления.
Кроме того, также неправильна ссылка суда первой инстанции на
ст. 59 упомянутого Закона и ст. 2 Федерального закона от 26 ноября
1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления". В названных нормах устанавливается, что главы
местных администраций, назначенные ранее на должность, сохраняют
полномочия именно глав администраций, а не представительных
органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах распоряжения заместителя министра
Карачаево-Черкесской Республики о регистрации Устава незаконны.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики отменила и
вынесла решение о признании недействительными распоряжения
заместителя министра юстиции Карачаево-Черкесской Республики от 6
августа 1997 г. No. 26 и от 9 декабря 1997 г. No. 26-а о
государственной регистрации Устава Кавказского сельского
муниципального образования.
|