ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 1998 года
Дело N 26-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 16 апреля 1998 г. дело по
заявлению А. о признании незаконным постановления избирательной
комиссии Республики Ингушетия от 17 февраля 1998 г. по
кассационной жалобе А. на решение Верховного Суда Республики
Ингушетия от 27 февраля 1998 г., которым в удовлетворении
заявленных требований А. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.К.,
заключение прокурора Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
А., являющийся вынужденным переселенцем и с 1992 г. проживающий
в Республике Ингушетия, обратился в избирательную комиссию
Республики Ингушетия с запросом о том, имеет ли он право принимать
участие в выборах Президента Республики Ингушетия.
Постановлением избирательной комиссии от 17 февраля 1998 года
А. отказано в принятии участия в выборах Президента Республики.
Оспаривая данное постановление, А. обратился в суд с заявлением о
признании его незаконным.
Верховным Судом Республики Ингушетия постановлено указанное
выше решение.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что решение
суда не соответствует действующему законодательству, и ставит
вопрос о его отмене.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, А. является гражданином
Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации
каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией (п. 2 ст. 6).
В соответствии со ст. 32 п. 2 Конституции Российской Федерации,
а также ст. 58 Конституции Республики Ингушетии граждане
Российской Федерации и граждане Республики Ингушетия (все граждане
Республики Ингушетия), проживающие на ее территории, являются
гражданами Российской Федерации (ст. 21 Конституции Республики
Ингушетии), имеют право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
Указанное право избирать и быть избранным является одним из
основных конституционных прав гражданина.
Основные гарантии реализации гражданами указанного
конституционного права определены в Федеральном законе "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. В
соответствии с указанным Законом право гражданина избирать связано
с постоянным или преимущественным проживанием на определенной
территории Российской Федерации (п. 4 ст. 4, п. 2 ст. 17, п. 5 ст.
18). Как установлено материалами дела, заявитель с 1992 г.
проживает в Республике Ингушетия, является вынужденным
переселенцем (л.д. 8). В соответствии с Законом "О вынужденных
переселенцах" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995
г.) вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбирать
место жительства на территории Российской Федерации, а
соответствующие органы исполнительной власти обязаны оказывать ему
содействие в обустройстве на новом месте жительства (включать
вынужденного переселенца в соответствии с жилищным
законодательством в списки граждан на получение жилья, оказывать
помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в
индивидуальном жилищном строительстве и т.д.) (ст. ст. 6, 7).
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что
выбранное вынужденным переселенцем место жительства является его
постоянным местом проживания. Следовательно, выбранное А. место
жительства в Назрановском районе Республики Ингушетия является его
постоянным местом проживания. Ссылка суда на то, что местом
пребывания вынужденных переселенцев является их временное
проживание в местах поселения, не основана на законе.
Нельзя согласиться и с тем, что сохранившаяся регистрация А. по
месту его проживания в Республике Северная Осетия - Алания
является препятствием к признанию его жителем Республики
Ингушетия.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием
ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе
Российской Федерации (ч. 2 ст. 3).
Из материалов дела также усматривается, что избирательная
комиссия Республики Ингушетия не исключала возможности вынужденных
переселенцев из РСО - А принимать участие в выборах Президента
Республики Ингушетия (л.д. 15).
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела,
установлены на основании имеющихся материалов дела, допущена
ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия,
отменяя решение, считает необходимым вынести новое решение об
удовлетворении жалобы А.
Руководствуясь ст. 305 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
отменить решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 27
февраля 1998 г. и вынести новое решение, которым постановление
избирательной комиссии Республики Ингушетия от 17 февраля 1998 г.
об отказе А. в принятии участия в выборах Президента Республики
Ингушетия признать незаконным.
|