ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-94
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской
Федерации Редченко Ю.Д.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Василенко Игоря Валентиновича о признании незаконными и
отмене п. 35 Приказа Министра обороны СССР N 75 от 1977 г., п. 2
Приказа Министра обороны СССР N 363 от 1980 г. и п. 34 Приказа
Министра обороны СССР N 285 от 1975 г. в части, касающейся условий
и порядка создания "закрытых военных городков" и ограничений
обмена жилыми помещениями в таких городках,
установил:
Василенко И.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации
с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что названные им
пункты оспариваемых Приказов Министра обороны СССР на день
издания, возможно, и являлись законными, но после принятия в
1983 г. Жилищного кодекса РСФСР, в 1991 г. Закона "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации", в 1992 г. Закона
Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном
образовании" они вступили с ними в противоречие и перестали
соответствовать действующему законодательству, в связи с чем
подлежат отмене.
В жалобе указываете на то, что п. 34 Приказа N 285 от
10 ноября 1975 г. запрещает обмен жилыми помещениями в закрытых
военных городках по основаниям, не предусмотренным ст. 73 ЖК
РСФСР.
Полагает, что после принятия Закона Российской Федерации "О
закрытом административно - территориальном образовании" условия и
порядок образования, а также правовой статус закрытых военных
городков должны соответствовать этому Закону. Однако установленные
названными выше Приказами Министра обороны СССР N 75 и N 363
условия и порядок создания "закрытых военных городков" не
соответствуют его положениям, в связи с чем нарушаются права
проживающих в этих городках лиц на получение льгот и компенсаций,
предусмотренных данным Законом в отношении возможности сдачи и
приобретения жилья по новому месту жительства.
В настоящее время он уволен с воинской службы, но не может
выехать к новому месту жительства в связи с запретом обмена
занимаемой им в закрытом военном городке жилой площади. Отселение
же из военного городка уволившихся со службы лиц из-за отсутствия
жилья ведется крайне медленно.
В судебное заседание Василенко И.В. не явился. Из имеющейся в
деле телеграммы следует, что он же возражает против рассмотрения
дела в его отсутствие.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации
Копытов О.Б. в судебном заседании с требованиями Василенко И.В. не
согласился и просил об оставлении их без удовлетворения, указав
при этом на то, что оспариваемые заявителем Приказы Министра
обороны СССР действующему законодательству не противоречат.
Обсудив доводы Василенко И.В., изложенные в заявлении,
выслушав возражения на них со стороны представителя Министерства
обороны Российской Федерации Копытова О.Б., исследовав материалы
дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении
заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит
заявление Василенко И.В. не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О
закрытом административно - территориальном образовании" закрытым
административно - территориальным образованием признается имеющее
органы местного самоуправления территориальное образование, в
пределах которого расположены промышленные предприятия по
разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового
поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные
и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых
необходим особый режим безопасного функционирования и охраны
государственной тайны, включающий специальные условия проживания
граждан.
Закрытое административно - территориальное образование
является административно - территориальной единицей.
Решение о создании закрытого административно -
территориального образования с установлением его административной
подчиненности принимается Верховным Советом Российской Федерации
(в настоящее время Президентом Российской Федерации) по
представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда
иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование
предприятий и (или) объектов.
Как установлено судом, оспариваемые заявителем Приказы приняты
Министерством обороны СССР в пределах своей компетенции и в
соответствии с требованиями Постановления Совета Министров СССР от
8 декабря 1980 г. N 1131 "О переселении из закрытых военных
городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и
органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке
обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы", предусматривающего переселение лиц,
утративших связь с армией и Военно - Морским Флотом, из жилых
помещений, находящихся в обособленных военных городках при
войсковых частях и в закрытых военных городках с системой
пропусков, расположенных в населенных пунктах.
Военные городки, как это следует из п. 35 Приказа Министра
обороны СССР N 75 от 22 февраля 1977 г., подразделяются на
открытые и закрытые.
Перечень закрытых военных городков утверждается командующими
войсками военных округов.
В силу п. 34 Приказа Министра обороны СССР N 285 от 10 ноября
1975 г. обмен жилыми помещениями в закрытых военных городках может
быть разрешен только с лицами, назначенными на службу или
поступившими на работу в войсковую часть, расположенную в данном
военном городке.
Приведенные выше положения оспариваемых Приказов Министра
обороны СССР, по мнению суда, действующему на этот счет
законодательству, в том числе Законам Российской Федерации "О
закрытом административно - территориальном образовании", "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 73
Жилищного кодекса РСФСР, не противоречат и оснований для их отмены
не имеется.
Утверждение заявителя о том, что порядок образования и
правовой статус закрытых военных городков должны соответствовать
требованиям Закона Российской Федерации "О закрытом
административно - территориальном образовании", не может быть
признано убедительным, поскольку закрытые военные городки и
закрытые административно - территориальные образования ни по
своему назначению, ни по правовому статусу какими-либо общими
признаками, характерными для каждого из них, не обладают, в связи
с чем распространение положений вышеуказанного Закона на закрытые
военные городки ни на чем не основано.
С учетом этого не может быть принята во внимание и ссылка
заявителя на судебную практику 1995 г.
Не противоречат оспариваемые Приказы Министра обороны СССР в
указанной части и Закону Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно ст. 4 данного
Закона жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках,
приватизации не подлежат. Возможность приватизации жилых помещений
в домах, находящихся в закрытых военных городках, оспариваемыми
Приказами Министра обороны СССР также не предусматривается.
Нельзя согласиться и с доводом заявителя о том, что п. 34
Приказа Министра обороны СССР N 285 от 10 ноября 1975 г. находится
в противоречии со ст. 73 ЖК РСФСР, поскольку в соответствии с
абзацем вторым п. 7 данной статьи законодательством Союза СССР и
РСФСР могут устанавливаться и другие, не названные в этой норме,
условия, при которых не допускается обмен жилыми помещениями.
В данном случае ограничение права обмена жилыми помещениями в
домах, находящихся в закрытых военных городках, предусмотрено
законодательством Союза СССР, что соответствует положениям п. 7
ст. 73 ЖК РСФСР.
При разрешении заявленного Василенко И.В. требования суд
принимает во внимание также и то обстоятельство, что он в
соответствии с действующим законодательством не лишен возможности
обратиться в соответствующий районный суд с конкретным иском о
защите своих жилищных прав (в частности, о предоставлении
безвозмездной ссуды на строительство, покупку жилья).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Василенко Игоря Валентиновича об отмене п. 35
Приказа Министра обороны СССР N 75 от 1977 г., пункта 2 Приказа
Министра обороны СССР N 363 от 1980 г. и п. 34 Приказа Министра
обороны СССР N 285 от 1975 г. в части, касающейся условий и
порядка создания закрытых военных городков и ограничений обмена
жилыми помещениями в таких городках, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
|