ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1998 г. N 2378-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Постановления ГД ФС РФ от 11.11.1998 N 3218-II ГД)
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции
Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3 и статьями
36 - 39 и 105 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
прилагаемым запросом о толковании содержащегося в статье 111
(часть 4) Конституции Российской Федерации положения о трехкратном
отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной Думой.
2. Поручить депутату Государственной Думы Шаклеину Николаю
Ивановичу и доктору юридических наук Сырых Владимиру Михайловичу
представлять Государственную Думу при рассмотрении данного запроса
в Конституционном Суде Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления ГД ФС РФ от 11.11.1998 N 3218-II ГД)
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПРОС
О ТОЛКОВАНИИ СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В СТАТЬЕ 111 (ЧАСТЬ 4)
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕХКРАТНОМ
ОТКЛОНЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ КАНДИДАТУР ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
В соответствии со статьей 125 (часть 5) Конституции Российской
Федерации, с пунктом 4 части первой статьи 3, со статьями 36 - 39
и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" и с Постановлением Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации "Об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г. N
2378-II ГД Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) просит
Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование
содержащегося в статье 111 (часть 4) Конституции Российской
Федерации положения о трехкратном отклонении представленных
кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации
Государственной Думой.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в следующих
вопросах:
вправе ли Президент Российской Федерации представлять
Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства
Российской Федерации, которая уже была отклонена Государственной
Думой в порядке, предусмотренном статьей 111 (часть 3) Конституции
Российской Федерации;
какие правовые последствия влечет за собой повторное
рассмотрение Государственной Думой одной и той же кандидатуры на
должность Председателя Правительства Российской Федерации?
Статьи 83 (пункт "а"), 103 (пункт "а" части 1) и 111 (часть 1)
Конституции Российской Федерации устанавливают, что Председатель
Правительства Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В статье 111
(части 2, 3 и 4) Конституции Российской Федерации указаны основные
требования к процедуре получения согласия Государственной Думы. В
частности, предложение о кандидатуре Председателя Правительства
Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации не
позднее двухнедельного срока после отставки Правительства
Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения
кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения
представленных кандидатур Председателя Правительства Российской
Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации
назначает Председателя Правительства Российской Федерации,
распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Позиция Государственной Думы по поставленному в настоящем
запросе вопросу состоит в том, что по смыслу положений,
содержащихся в статьях 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б"), 103 (пункт
"а" части 1) и 111 Конституции Российской Федерации,
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской
Федерации только после того, как отклонит не менее трех
представленных им кандидатур на должность Председателя
Правительства Российской Федерации. При этом под кандидатурами
Председателя Правительства Российской Федерации по смыслу
положений статьи 111 (часть 4) Конституции Российской Федерации
должны пониматься разные лица. Представление одного и того же лица
в качестве кандидатуры Председателя Правительства Российской
Федерации не может считаться очередным представлением кандидатуры
и соответственно не влечет за собой последствий, предусмотренных
статьей 111 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации не содержит положение о том,
что Президент Российской Федерации вправе неоднократно
представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства
Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 111 (часть
2) Конституции Российской Федерации, однако часть 4 этой статьи со
всей определенностью говорит не о представленной кандидатуре, а о
представленных и отклоненных Государственной Думой кандидатурах
Председателя Правительства Российской Федерации, то есть речь идет
о представлении трех кандидатур, а не о трехкратном представлении
одной и той же кандидатуры.
В соответствии с вышеизложенным Государственная Дума просит
Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование
содержащегося в статье 111 (часть 4) Конституции Российской
Федерации положения о трехкратном отклонении представленных
кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации
Государственной Думой.
Приложения <*>:
--------------------------------
<*> Не приводятся.
1. Копия Постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "Об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г. N 2378-II ГД в 30
экземплярах.
2. Копия настоящего запроса в 30 экземплярах.
3. Текст статьи 111 (часть 4) Конституции Российской Федерации
в 30 экземплярах.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
|