МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
15 апреля 1998 г.
N 13-16/10
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ
АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В соответствии с Концепцией развития службы охраны здоровья
матери и ребенка, основанной на государственных и ратифицированных
международных документах, предусматривается к 2000 году обеспечить
снижение материнской смертности до 25-27 на 100000 живорожденных;
абортов - до 50 на 1000 женщин детородного возраста.
Для достижения этих целей необходимо повышение эффективности
использования ресурсов путем совершенствования организации
медицинской помощи, что является одним из основных направлений
Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации.
Структурная реформа здравоохранения предполагает реорганизацию
амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, в том числе
акушерско-гинекологической, основанную на внедрении современных
организационных форм и перинатальных технологий. Реорганизация
службы должна осуществляться не только с учетом демографических
показателей, но и показателей состояния репродуктивного здоровья,
состояния материально-технической базы лечебно-профилактических
учреждений, потребности населения в медицинской помощи,
региональных особенностей территорий.
При реструктуризации стационаров рекомендуется распределение
коечной мощности в зависимости от интенсивности
лечебно-диагностического процесса, при этом койки для интенсивного
лечения должны составлять до 20%, восстановительного лечения - до
45%, длительного лечения больных хроническими заболеваниями - до
20%, медико-социальной помощи - до 15%.
В целях разработки рекомендаций по совершенствованию
акушерско-гинекологической помощи в стране в соответствии с
задачами службы и направлениями Концепции проведено специальное
изучение статистических данных, результатов выборочных
исследований, а также опыта ряда территорий.
По данным официальной статистики в 1997 году
акушерско-гинекологическая служба системы Минздрава России
представлена родильными отделениями больниц различного уровня и
265 родильными домами, 61 перинатальным центром (из них 7 -
самостоятельных и 54 развернуты на базе действующих учреждений
родовспоможения и детства), 2027 женскими консультациями, более
чем 200 центрами планирования семьи и репродукции (из них 30 -
самостоятельных).
В то же время материально-техническая база многих
акушерско-гинекологических учреждений остается
неудовлетворительной. По данным последней паспортизации только 60%
акушерских и гинекологических коек расположены на площадях,
соответствующих санитарным нормам, до 15% коек расположены в
зданиях, непригодных к эксплуатации, обеспеченность площадями
амбулаторных акушерско-гинекологических учреждений составляет 70%.
Результаты специального изучения показали, что при
среднероссийском показателе коек патологии беременности в общей
структуре акушерских коек - 35,4%, в ряде территорий удельный вес
этих коек крайне низкий и составляет менее 20% при высоком уровне
акушерской и соматической патологии. По оперативным данным койки
для совместного пребывания матери и ребенка в целом по России
составляют лишь 13,4%, а в четверти территорий эти койки в
структуре акушерских коек не выделяются совсем.
Учитывая изложенное, а также в связи с неблагоприятными
тенденциями в состоянии репродуктивного здоровья населения,
прогнозируемым в ближайшие годы увеличением рождаемости проведение
реструктуризации акушерских коек необходимо осуществлять с
возможным сохранением штатов и объемов финансирования. Однако речь
идет не о формальном сохранении ресурсов, а о рациональной
переориентации их деятельности на профилактику абортов,
партнерскую подготовку к беременности и родам, оказание
медико-социальной помощи семье и др. При реструктуризации
необходимо полное обеспечение стационарным родоразрешением и
создание оптимальных условий для беременных, рожениц, родильниц и
новорожденных детей. При этом необходимо довести площади на
акушерскую койку до требуемых санитарных норм, ориентируясь на
максимально возможное индивидуальное размещение женщины во время
родов и после них, в том числе совместно с мужем и другими
родственниками, увеличить долю коек патологии беременности до
необходимой потребности, но не менее 50%.
Особое внимание уделить совершенствованию деятельности
акушерских стационаров на основе психологически комфортного
(физиологичного) родоразрешения, раннего прикладывания
новорожденных к груди, свободного режима вскармливания,
совместного пребывания матери и ребенка, ранней выписки, что
предусмотрено приказом Минздрава России от 26.11.97 N 345 "О
совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных
инфекций в акушерских стационарах" и соответствует рекомендациям
ВОЗ.
В целях обеспечения преемственности и совершенствования
специализированной помощи женщинам, в том числе в период
беременности, необходимо осуществлять интеграцию
родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью, в первую
очередь с многопрофильными больницами .
Особое место в системе охраны здоровья женщин и детей должны
занимать учреждения нового типа - перинатальные центры,
обеспечивающие медицинскую помощь по современным организационным и
лечебно-диагностическим технологиям наиболее тяжелому контингенту
беременных женщин и новорожденных детей. Создание этих учреждений
рекомендовано во всех регионах.
Что касается гинекологических коек, то их структура должна
определяться потребностями региона, а также развитием и внедрением
современных методов диагностики и лечения нарушений репродуктивной
функции женщины (лапаро- и гистероскопии, ЭКО и др.).
Учитывая особую роль женских консультаций в профилактике
осложнений беременности, родов, послеродового периода, а также в
оказании помощи гинекологическим больным, наиболее рациональным
является их размещение в составе лечебно-профилактических
учреждений, что предусмотрено приказом Минздрава России от
10.04.98 N 113 "О введении в действие Типового положения о женской
консультации". Этим документом регламентирована деятельность
женских консультаций в соответствии с современными требованиями.
При проведении реструктуризации следует предусматривать
расширение объемов медицинской помощи в стационарах дневного
пребывания и внедрение в них стационарозамещающих технологий.
Перечень показаний к пребыванию в дневных стационарах
акушерско-гинекологического профиля и организация их работы
регламентированы приказом Министерства здравоохранения РСФСР от
15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической
помощи населению РСФСР" (приложение 10), приказом Минздравмедпрома
России от 11.06.96 N 242 "О перечне социальных показаний и
утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности"
(пункт 11 приложения 3), приказом Минздрава России от 26.11.97
N 345 (приложение 5).
Несмотря на положительные тенденции в снижении абортов (их
абсолютное число в 1997 году уменьшилось по сравнению с 1992 годом
на 26,8%, на 33,0% снизился показатель распространенности абортов
на 1000 женщин фертильного возраста, на 52,9% - абсолютное число
криминальных абортов), их уровень остается еще высоким.
Положительным моментом действия программы "Планирование семьи", в
том числе имеющим большой экономический эффект, является
сокращение коек для производства абортов и создание условий для
проведения безопасного аборта.
Особую роль в организации работы по охране репродуктивного
здоровья населения должны занимать подразделения службы
планирования семьи и репродукции, сеть которой должна постоянно
развиваться. В соответствии с утвержденными Минздравом России
рекомендациями "Организация и развитие службы планирования семьи"
(1997 год), основными направлениями деятельности этих учреждений
являются профилактика абортов, внедрение современных средств и
методов контрацепции, информационно-образовательное обеспечение
этих мероприятий.
Следует считать ошибочным и вредным представление отдельных
специалистов о том, что аборт является одним из методов
контрацепции. Такая позиция наносит ущерб работе по охране
репродуктивного здоровья населения и влечет за собой неправильные
организационные решения.
Руководители органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, разрабатывая план мероприятий по реализации
Концепции развития здравоохранения и медицинской науки
административной территории, при реструктуризации коечного фонда,
наряду с рекомендациями Минздрава России, должны учитывать
региональные особенности и состояние здоровья населения.
Начальник Управления
охраны здоровья матери и
ребенка Минздрава России
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития Минздрава России
Н.Н.ТОЧИЛОВА
|