МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 14 апреля 1998 г. N Б-445у
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С целью установления единого порядка организации и проведения
калибровки средств измерений, применяемых на железных дорогах и не
подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору,
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
Ввести в действие с 01.05.98 прилагаемое Положение о системе
калибровки средств измерений на железных дорогах Российской
Федерации. Основные положения (ПР32.99-97), утвержденные МПС
России 8 апреля 1998 г. N ЦТех-546.
Первый заместитель Министра
И.С.БЕСЕДИН
Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
И.С.БЕСЕДИН
8 апреля 1998 г. N ЦТех-546
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(ПР32.99-97)
Разработаны ВНИИЖТ: заместитель Директора ВНИИЖТа
В.А. Матюшин; заведующий отделом стандартизации, метрологии,
средств испытаний и измерений Н.И. Ананьев; руководитель темы,
зав. лабораторией Ю.Я. Яныгин; ответственный исполнитель, ведущий
инженер М.П. Иванова.
I. Область применения
1. Настоящий документ устанавливает основные положения системы
калибровки средств измерений на железных дорогах Российской
Федерации, структуру системы калибровки, права и обязанности
входящих в нее метрологических служб и распространяется на все
предприятия и подразделения железных дорог, осуществляющих
калибровку средств измерений, применяемых для собственных нужд.
II. Нормативные ссылки
2. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии
со следующими документами:
Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства
измерений";
ПР 50.2.016-94 "Государственная система измерений (далее -
ГСИ). Требования к выполнению калибровочных работ";
ПР 50.2.017-94 "ГСИ. Положение о Российской системе
калибровки";
РД 32.75-97 "Порядок организации калибровочных работ и
контроля их качества в метрологических службах подразделений
железных дорог", утвержденным указанием МПС России от 26 марта
1997 г. N Б-364у.
III. Определения, обозначения и сокращения
3. В настоящем Положении используются следующие определения,
обозначения и сокращения:
Система калибровки на железных дорогах (далее - СКЖД) -
совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ,
направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не
подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и
действующих на основе установленных требований к организации и
проведению калибровочных работ.
Метрологическая служба (далее - МС) - совокупность субъектов
деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства
измерений.
Орган аккредитации - орган, осуществляющий аккредитацию
метрологических служб на право проведения калибровочных работ.
ДЦСМ - дорожный центр стандартизации и метрологии.
ГОМС - головная организация метрологической службы отрасли.
БОМС - базовая организация метрологической службы отрасли.
СИ - средство измерений.
ГМК и Н - государственный метрологический контроль и надзор.
Технический регламент - документ, устанавливающий
характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и
методы производства.
IV. Предмет деятельности
4. Предметом деятельности СКЖД является:
а) установление основных принципов и правил СКЖД,
организационное, методическое и информационное обеспечение
деятельности СКЖД;
б) аккредитация МС железных дорог на право проведения
калибровочных работ;
в) регистрация аккредитованных МС железных дорог на право
проведения калибровочных работ;
г) калибровка СИ;
д) контроль за выполнением требований, предъявляемых к
выполнению калибровочных работ аккредитованными МС.
V. Структура и функции субъектов СКЖД
5. В структуру СКЖД входят:
а) Центральный орган СКЖД - Управление технической политики
МПС России;
б) научно - методические центры, выполняющие организационные,
научные и информационные функции СКЖД, - ГОМС и БОМС;
в) МС железных дорог, включающих ДЦСМ;
г) органы аккредитации МС предприятий и подразделений железных
дорог - ДЦСМ.
Схема организационной структуры СКЖД приведена в Приложении к
настоящему Положению.
6. Центральный орган СКЖД осуществляет следующие основные
функции:
устанавливает основные принципы, правила СКЖД;
принимает решения об аккредитации ДЦСМ на право организации и
проведения калибровочных работ, регистрации их как органов по
аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог;
выдает аттестат об аккредитации ДЦСМ;
принимает решения об аккредитации МС железных дорог на право
проведения калибровочных работ и выдачу аттестата об аккредитации;
осуществляет контроль за деятельностью зарегистрированных
органов по аккредитации;
рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
организует проведение работ в области разработки методик
калибровки СИ, применяемых на железных дорогах;
осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами
Российской системы калибровки по вопросам обеспечения единства
измерений.
7. К основным функциям научно - методических центров СКЖД
относятся:
разработка технических регламентов и методических
документов, регулирующих калибровочную деятельность на железных
дорогах;
координация разработки методик калибровки, метрологическая
экспертиза и аттестация методик калибровки СИ;
утверждение и согласование разрабатываемых МС железных дорог
методик калибровки СИ;
участие в проведении метрологического контроля и надзора за
деятельностью аккредитованных МС и аккредитующих органов СКЖД;
участие в работе по регистрации органов аккредитации СКЖД;
создание базы нормативных документов и технических регламентов
по калибровочной деятельности.
8. К основным функциям ГОМС, как научно - методического
центра, относятся:
ведение в установленном порядке отраслевого реестра СИ,
допущенных к применению на железных дорогах и не попадающих в
сферу распространения государственного метрологического контроля и
надзора;
осуществление консультационной деятельности по вопросам
функционирования СКЖД;
разработка предложений по дальнейшему развитию и
совершенствованию СКЖД;
ведение реестра аккредитованных МС;
ведение отраслевого банка данных технических регламентов,
нормативных и методических документов в области калибровочной
деятельности СКЖД, а также функции, указанные в пункте 7
настоящего Положения.
9. К основным функциям ДЦСМ, как органов по аккредитации,
относятся:
аккредитация МС предприятий и подразделений железной дороги на
право проведения калибровочных работ;
оформление и выдача аттестата аккредитации МС предприятий и
подразделений железной дороги на право калибровки СИ,
представление материалов в ГОМС для внесения в реестр
аккредитованных МС;
осуществление контроля соблюдения требований к выполнению
калибровочных работ;
отмена или приостановление действия выданных от имени данного
органа по аккредитации аттестатов о калибровке СИ;
ведение учета аккредитованных ДЦСМ МС предприятий и
подразделений железной дороги;
организация повышения квалификации и аттестации работников МС
предприятий и подразделений железной дороги;
проведение метрологической экспертизы нормативных документов и
технических регламентов по калибровке СИ, разработанных МС
предприятий и подразделений железной дороги;
калибровка СИ для собственных нужд, оформление результатов
калибровки.
10. К основным функциям аккредитованных в СКЖД МС предприятий
и подразделений железных дорог относятся:
калибровка СИ для собственных нужд, оформление результатов
калибровки;
обеспечение надлежащего состояния средств калибровки, а также
другие функции, установленные настоящим Положением и другими
нормативными документами.
VI. Права, обязанности и ответственность субъектов СКЖД
11. Центральный орган СКЖД имеет право:
проводить контроль деятельности органов аккредитации СКЖД;
получать от органов аккредитации СКЖД информацию о результатах
аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог.
12. Центральный орган СКЖД обязан:
своевременно рассматривать и утверждать документы по
калибровочной деятельности;
своевременно рассматривать и принимать решения по апелляциям
субъектов СКЖД;
своевременно информировать субъектов СКЖД об изменениях в
организации и деятельности СКЖД;
принимать необходимые меры для развития и совершенствования
калибровочной деятельности на железных дорогах.
13. Центральный орган СКЖД несет ответственность за:
своевременное внедрение технических регламентов, нормативных и
методических документов в СКЖД;
правильность организации контроля деятельности органов
аккредитации СКЖД;
своевременное информирование субъектов СКЖД об изменениях в
организации и деятельности СКЖД;
развитие и совершенствование СКЖД.
14. Научно - методические центры СКЖД обязаны:
оказывать МС железных дорог необходимую помощь в организации
калибровочной деятельности;
своевременно представлять субъектам СКЖД необходимую
информацию в области калибровочной деятельности;
регулярно осуществлять анализ калибровочной деятельности
субъектов СКЖД с целью ее развития и совершенствования.
15. Научно - методические центры СКЖД имеют право:
представлять на утверждение в центральный орган СКЖД проекты
технических регламентов, методических и нормативных документов;
участвовать в проведении контроля деятельности субъектов СКЖД;
получать от субъектов СКЖД всю необходимую информацию для
осуществления анализа и координации калибровочной деятельности на
железных дорогах.
16. Научно - методические центры СКЖД несут ответственность
за:
полноту и правильность разработки нормативных документов и
технических регламентов, определяющих организацию и порядок
осуществления калибровочной деятельности на железных дорогах;
своевременное выполнение анализа калибровочной деятельности;
качество информационного обслуживания субъектов СКЖД.
17. ДЦСМ имеет право:
беспрепятственно посещать аккредитованные им МС для
осуществления контроля деятельности и качества калибровочных
работ;
аннулировать или приостанавливать действие Аттестатов
аккредитации на право калибровки СИ при отрицательных результатах
контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным
МС;
выдавать сертификаты о калибровке СИ и ставить калибровочные
знаки.
18. ДЦСМ обязан:
своевременно осуществлять контроль выполнения требований,
предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
оказывать МС необходимую помощь в организации калибровочной
деятельности;
своевременно предоставлять аккредитованным МС необходимую
информацию в области калибровочной деятельности.
19. ДЦСМ несет ответственность за:
своевременную аккредитацию МС по их заявкам;
своевременный контроль выполнения требований, предъявляемых к
МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
своевременное принятие мер, обеспечивающих выполнение
требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право
калибровки СИ;
своевременное представление сведений об аккредитации МС
предприятий и подразделений железных дорог в ГОМС.
20. Аккредитованные МС имеют право:
калибровать СИ для собственных нужд;
выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные
знаки;
аннулировать сертификаты о калибровке СИ, гасить оттиски
калибровочного знака в случае несоответствия действительных
значений метрологических характеристик нормированным или
обнаружения неисправностей СИ, делающих их эксплуатацию
невозможной, а также в других случаях, предусмотренных
нормативными документами и техническими регламентами;
проводить контроль состояния СИ и давать необходимые
предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных СИ;
посещать подразделения предприятий железных дорог,
эксплуатирующие и (или) хранящие СИ, подлежащие калибровке, в
соответствии с режимом, установленным на предприятии;
изменять сроки калибровки СИ с учетом их эксплуатационных
свойств и (или) условий эксплуатации.
21. Аккредитованные МС обязаны:
соответствовать требованиям аккредитации;
обеспечивать качество выполняемых калибровочных работ;
проводить калибровку СИ только по тем видам, которые входят в
область аккредитации;
вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной
калибровки;
использовать права аккредитованной МС только в срок действия
аттестата аккредитации;
обеспечивать уполномоченным представителям органа аккредитации
доступ в производственные помещения для проверки их соответствия
требованиям аккредитации и (или) для наблюдения за проведением
работ по калибровке СИ;
уведомлять в течение месяца орган аккредитации об изменениях в
статусе, структуре, технической оснащенности МС, которые могут
повлиять на качество калибровки или на область деятельности МС,
признанной при аккредитации;
соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения
калибровки;
калибровать или поверять свои средства калибровки в
установленные сроки.
22. Аккредитованные МС несут ответственность за:
состояние и применение СИ, подлежащих калибровке;
качество выполняемых калибровочных работ;
состояние и применение средств калибровки, используемых для
калибровки СИ.
Приложение
к Положению о системе калибровки
средств измерений на железных
дорогах Российской Федерации
от 8 апреля 1998 г. N ЦТех-546
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СКЖД
---------------¬ --------------------------------¬
¦ Научно - ¦ ¦ Центральный орган системы ¦
¦ методические ¦ +-------------------------------+
¦центры системы+------+Управление технической политики¦
+--------------+ ¦ МПС России ¦
¦ ГОМС И БОМС ¦ L---------------T----------------
L------T-------- ¦
¦ Регистрация органов по
¦ аккредитации
¦ ¦
¦ ----------------+-----------------¬
¦ ¦ Дорожные центры стандартизации ¦
¦ ¦ и метрологии ¦
¦ +----------T----------------------+
¦ ¦Калибровка¦Органы по аккредитации¦
+--------------+ средств ¦метрологических служб ¦
¦ ¦измерений ¦предприятий, подразде-¦
¦ ¦ ¦лений железной дороги ¦
¦ ¦ ¦ на право калибровки ¦
¦ ¦ ¦ средств измерений ¦
¦ L----------+----T------------------
¦ ¦
¦ Аккредитация
¦ ¦
¦ -------------+--------------¬
¦ ¦ Метрологические службы ¦
¦ ¦ предприятий и подразделе- ¦
¦ ¦ ний, аккредитованные на ¦
L-----------------+ право проведения калибро- ¦
¦ вочных работ ¦
L------------T---------------
¦
Калибровка
средств измерений
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПР32.99-97)
Заместитель Начальника
Управления технической
политики МПС РФ В.А. КОРОЛЬ
Заместитель Директора
проектно - конструкторского
бюро департамента локомотивного
хозяйства МПС РФ В.З. ЧИНИЛИН
Главный инженер проектно -
конструкторского бюро
департамента вагонного
хозяйства МПС РФ А.И. ГОЛЫШЕВ
Главный инженер проектно -
конструкторского бюро
департамента пассажирских
сообщений МПС РФ В.К. КОСТЫГОВ
Главный инженер проектно -
технологического конструкторского
бюро департамента пути и
сооружений МПС РФ М.А. ВОЛОДИН
Заместитель Начальника
проектно - конструкторского
бюро департамента
электрификации и энергоснабжения
МПС РФ Я.Д. ГУРАЛЬНИК
Главный инженер центральной
станции связи департамента
сигнализации, связи и
вычислительной техники
МПС РФ В.С. ВОРОНИН
------------------------------------------------------------------
|