МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 апреля 1998 г. N 01-50-478/32-10
В ответ на депутатский запрос от 3 апреля 1998 года по
вопросам, входящим в компетенцию Минобразования России, сообщаем
следующее:
1. Министерством финансов Российской Федерации перед
Минобразованием России задача экономии 6 млрд. рублей в 1998 году
из федерального бюджета не ставилась. В ходе работы Временной
межведомственной комиссии по реструктуризации бюджетных
обязательств (далее - Комиссия) обсуждались возможные источники
бюджетных и внебюджетных средств, а также меры по экономии
энергетических ресурсов, позволяющие в условиях бюджетных
ограничений обеспечить установление необходимых лимитов и оплату
коммунальных услуг образовательными учреждениями.
2 - 3. Минобразование России не планирует сокращения
педагогических и научно - педагогических кадров в учебных
заведениях, финансируемых из федерального бюджета, так же, как и
сокращения стипендиального фонда. Образовательным учреждениям
выделяются и будут выделяться бюджетные средства для формирования
фонда оплаты труда и стипендиального обеспечения студентов в
полном объеме в соответствии с лимитами, устанавливаемыми Минфином
России на основе росписи расходов в соответствии с утвержденным
федеральным бюджетом.
4. Возможность взимания платы со студентов за пользование
учебной базой, оборудованием, книжным фондом никогда не
рассматривалась и не обсуждалась. Поскольку в соответствии с
законодательной нормой, установленной п. 4 ст. 42 Закона
Российской Федерации "Об образовании", образовательные учреждения
"самостоятельно... устанавливают порядок и размеры оплаты за
проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые
и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным
процессом". Комиссией действительно рассматривался вопрос оплаты
студентами услуг социальной сферы вузов. Однако реализация этой
нормы связана с отменой или приостановкой действия ряда положений
Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (например, п. 3 ст. 16). В настоящее
время министерство не планирует никаких действий, направленных на
подготовку предложений по изменению законодательства в области
образования по вопросам социальной защиты обучаемых.
5. Министерство планирует сокращение в 1998 году приема
студентов на обучение за счет средств федерального бюджета на 10%,
однако в этом случае уменьшения общего числа студентов ни в
абсолютном, ни в относительном виде (на 10 тыс. человек населения
Российской Федерации) не произойдет в результате изменения
демографической ситуации, восстановления, а также перевода с
обучения с полным возмещением затрат в установленном порядке (п. 9
ст. 16 Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании").
6. Министерство в полном соответствии с положениями
Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством об
образовании готовило и впредь намерено готовить учредителю высших
учебных заведений - Правительству Российской Федерации
предложения, согласованные с органами исполнительной и
законодательной власти субъектов Российской Федерации,
направленные на реорганизацию образовательных учреждений в
интересах повышения качества образования и подготовки специалистов
в соответствии с образовательными потребностями молодежи и
требованиями региональных рынков труда. Реорганизация никогда не
снижает, а, как правило, повышает статус образовательных
учреждений (университет, колледж), ни в какой мере не содержит в
себе элементов приватизации и не ведет к снижению числа обучаемых
и численности профессорско - преподавательского состава.
7. По предложениям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в Комиссию были вынесены предложения по
созданию пяти университетов (см. Приложение), работа по реализации
которых ведется в установленном законодательством порядке, включая
обсуждения в коллективах вузов.
В заключение считаем необходимым отметить, что ни министр, ни
заместители министра общего и профессионального образования
Российской Федерации не допускали и не намерены допускать
некорректных высказываний об исключительной ответственности
Государственной Думы за сложившееся положение с финансированием
системы образования.
Министр
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ
К РЕОРГАНИЗАЦИИ
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Создаваемые высшие ¦ Реорганизуемые высшие учебные ¦
¦ учебные заведения ¦ заведения ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Поморский государственный ¦Архангельский государственный техни- ¦
¦университет ¦ческий университет, Поморский госу- ¦
¦ ¦дарственный университет ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Брянский государственный ¦Брянская государственная инженерно - ¦
¦университет ¦технологическая академия, Брянский ¦
¦ ¦государственный педагогический ¦
¦ ¦университет, Брянский государственный¦
¦ ¦технический университет ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Московский энергетический ¦Московский государственный вечерний ¦
¦институт (технический ¦металлургический институт, Московский¦
¦университет) ¦энергетический институт (технический ¦
¦ ¦университет) ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Ростовский архитектурно - ¦Ростовский государственный ¦
¦строительный университет ¦строительный университет, Ростовский ¦
¦ ¦государственный архитектурный ¦
¦ ¦институт ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦Самарский государственный ¦Самарский государственный ¦
¦университет ¦педагогический университет, Самарская¦
¦ ¦государственная экономическая ¦
¦ ¦академия, Самарский государственный ¦
¦ ¦университет ¦
L--------------------------+--------------------------------------
|