ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 1998 года
Дело N 89-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Зайцева В.Ю.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 10 апреля 1998 г.
кассационный протест прокурора Тюменской области на решение
Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г. по заявлению
областного прокурора о признании частично недействительным
распоряжения администрации Тюменской области.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения
представителя главы администрации Тюменской области Путилова Е.В.
и заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Корягиной Л.Л., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей
решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
16 октября 1996 г. состоялось распоряжение администрации
Тюменской области N 721-р "О назначении и выплате отдельным
категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций
расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных
средств и транспортное обслуживание", п. 1 которого определены
размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате отдельным
категориям инвалидов из числа ветеранов с 01.01.97:
- на санаторно-курортное лечение - 4-кратный минимальный размер
пенсии по возрасту;
- на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных
средств - 10-кратный минимальный размер пенсии по возрасту;
- на транспортное обслуживание - 15-кратный минимальный размер
пенсии по возрасту.
Одновременно названным распоряжением (п. 3) утвержден порядок
их назначения согласно приложениям N 1 и N 2.
Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании п. 1
распоряжения и п. 5 приложения N 2 недействительными.
По мнению прокурора, установленный фиксированный размер
денежных компенсаций исключает дифференцированное их начисление,
что противоречит требованиям закона и нарушает права инвалидов из
числа ветеранов.
Вместе с этим прокурор просил обязать администрацию Тюменской
области:
- привести оспариваемые положения нормативных актов в
соответствие с Федеральным законом "О ветеранах", Постановлением
Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 "О назначении
и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов
денежных компенсаций, расходов на санаторно-курортное лечение,
эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание",
введя их в действие с 10.07.95;
- принять меры к выплате причитающихся размеров компенсаций на
санаторно-курортное лечение и расходов на бензин или другие виды
топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и
на запасные части к ним, также на транспортное обслуживание всем
гражданам из числа ветеранов, имеющим право на данные компенсации,
начиная с 10.07.95.
Решением Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г. в
удовлетворении требования прокурора о признании недействительным
п. 5 приложения N 2 "О порядке назначения и выплаты отдельным
категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций и
расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое
обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а
также на транспортное обслуживание" к распоряжению администрации
Тюменской области N 721-р от 16.10.96 отказано.
В остальной части его требования удовлетворены.
В кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене
судебного решения в неудовлетворенной части заявления и
направлении дела в этой части в суд на новое разбирательство ввиду
неправильного толкования судом норм материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, оснований к его
удовлетворению не находит.
Исходя из положений п. 4 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации о разграничении компетенции Российской
Федерации и ее субъектов по вопросам установления мер социальной
защиты и социального обеспечения граждан и приоритете федерального
законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта
Российской Федерации принимаемые последними нормативные акты по
вопросам социальной защиты и социального обеспечения не должны
противоречить федеральному законодательству.
Вступившим в законную силу 25.01.95 Федеральным законом "О
ветеранах" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы
ветеранов, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются
недействительными.
Как установлено судом, утвержденный администрацией Тюменской
области 16.10.96 порядок (приложение N 1 и приложение N 2)
назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа
ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное
лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное
обслуживание соответствует Федеральному закону "О ветеранах" (п.
п. 11, 10) и принятому во исполнение этого Закона Постановлению
Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 "О назначении
и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов
денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение,
эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание (п.
4).
Доводы прокурора о необходимости дифференцированного подхода к
начислению причитающейся инвалидам денежной компенсации на
эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание
отдельно по каждому показателю расходов - на топливо, ремонт
автотранспорта, запасные части и т.п. - на законе не основаны, и
такого указания в названном выше Постановлении Правительства
Российской Федерации не содержится.
Но перечисленные в его 4-м пункте показатели - расходы на
топливо, запасные части, ремонт и т.д. - администрацией области,
как и следовало, учитывались в п. 5 приложения N 2 к распоряжению
N 721-р от 16.10.96 при определении конкретного размера денежной
компенсации, причитающейся выплате инвалидам, исходя при этом из
имеющихся в области средств (ст. 11 Закона "О ветеранах").
При таком положении вывод суда о законности п. 5 приложения N 2
к распоряжению администрации области и необоснованности требования
прокурора о признании его недействительным является правильным.
Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым на основании
ст. 294 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в интересах
законности выйти за пределы кассационного протеста и изменить
судебное решение по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора о незаконности п. 1
оспариваемого распоряжения областной администрации в части ввода
его в действие с 01.01.97, суд ошибочно в резолютивной части
решения признал этот пункт распоряжения недействительным в полном
объеме, т.е. в том числе и признанные им законными размеры
денежных компенсаций, подлежащих выплате инвалидам.
В связи с этим резолютивная часть решения по данному требованию
подлежит изменению и изложению в новой редакции.
Кроме того, обязывая областную администрацию привести в
соответствие с действующим законодательством п. 1 его распоряжения
и принять меры к выплате инвалидам причитающихся им денежных
компенсаций с 10.07.95, суд не учел, что в соответствии с п. 9
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от
27.04.93 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел
по заявлениям прокуроров о признании правовых актов
противоречащими закону" (в редакции Постановлений Пленума от
21.12.93 N 11 и 25.10.95 N 10) в случае удовлетворения заявления
прокурора о признании правового акта недействительным суду не
следует обязывать орган или должностное лицо отменить признанный
недействительным правовой акт, поскольку признание такого акта
недействительным не порождает правовых последствий со дня его
издания, о чем следует указать в резолютивной части решения".
С учетом изложенного указания суда, обязывающие администрацию
области к совершению определенных действий, подлежат из
резолютивной части исключению, имея при этом в виду, что
требования прокурора на этот счет не носили самостоятельного
характера и основывались лишь на признании распоряжения N 721-р от
16.10.95 частично недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 311, 294, п.
4 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тюменского областного суда от 11 декабря 1997 г.
изменить:
- резолютивную часть решения о признании недействительным
пункта 1 распоряжения администрации Тюменской области изложить в
следующей редакции:
"Признать недействительным со дня издания пункт 1 распоряжения
администрации Тюменской области N 721-р от 16.10.96 в части
определения срока его действия с 01.01.97";
- исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие
администрацию Тюменской области привести п. 1 распоряжения N 721-р
от 16.10.96 в соответствие с действующим законодательством с
определением размеров денежных компенсаций на санаторно-курортное
лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное
обслуживание на период с 10.07.95 по 1.01.97;
- исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие
областную администрацию "принять меры к выплате причитающихся
размеров компенсаций на санаторно-курортное лечение и расходов на
бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание
транспортных средств и на запасные части к ним, а также на
транспортное обслуживание всем гражданам из числа ветеранов,
имеющим право на данные компенсации, начиная с 10.07.95".
В остальной части решение суда оставить без изменения,
кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
|