КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 1998 г. N 38-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ БУДНИКОВОЙ ЛИДИИ ВЛАДИМИРОВНЫ И ДРУГИХ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ЗАКОНАМИ О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1996 ГОД
И НА 1997 ГОД
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В.
Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д.
Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И.
Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И.
Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии
коллективной жалобы граждан Л.В. Будниковой, С.Н. Иванова, И.А.
Илюшева, Г.А. Мусатовой, Т.П. Суменко и Г.Ф. Тарасовой требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",
установил:
1. Заявители неоднократно обращались в Конституционный Суд
Российской Федерации с требованием проверить конституционность
статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1995 года "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1996 год" и статьи 4 Федерального
закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год". По их мнению, указанные нормы, как не
предусматривающие льготы по освобождению от уплаты страховых
взносов в соответствующие фонды (кроме Пенсионного фонда
Российской Федерации) для обществ с ограниченной ответственностью,
в которых 50 процентов от общего числа работающих составляют
инвалиды, по аналогии с общественными организациями, имеющими в
собственности предприятия, нарушают конституционный принцип
равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской
Федерации, и положения статей 34 (часть 1), 37 (часть 3) и 39
(часть 3) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял заявителей о несоответствии их
жалоб требованиям названного Закона. Однако в очередной жалобе,
поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации 10 февраля
1998 года, они настаивают на принятии Конституционным Судом
Российской Федерации решения по поставленным вопросам.
2. Из представленных материалов следует, что заявители являются
членами Саратовской областной общественной организации инвалидов
"ФОРТ", созданной 30 сентября 1995 года и подпадающей под понятие
общественной организации, закрепленное в статье 8 Федерального
закона от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях".
В июне 1996 года общественная организация инвалидов "ФОРТ"
учредила общество с ограниченной ответственностью - предприятие
"ИНДАУР", более 50 процентов от общего числа работающих которого
составляют инвалиды, включая заявителей. Уставный капитал
предприятия полностью состоит из вклада учредителя, предприятие не
отвечает по обязательствам учредителя, учредитель не отвечает по
обязательствам предприятия и несет риск убытков, связанных с его
деятельностью, в пределах стоимости уставного капитала (пункты
4.4, 4.5 Устава).
Заявители полагают, что общество с ограниченной
ответственностью "ИНДАУР" должно освобождаться от уплаты страховых
взносов в соответствующие фонды по аналогии с общественными
организациями, имеющими предприятия в собственности, на основании
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля
1993 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации на второе полугодие 1993 года", пункта 7 Постановления
Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года "О
порядке финансирования обязательного медицинского страхования
граждан на 1993 год" и последующих законодательных решений.
3. Утверждение заявителей не основано на действующем
законодательстве. Общество с ограниченной ответственностью
"ИНДАУР" было создано после вступления в силу 8 декабря 1994 года
главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с
соблюдением ее требований, как это предусмотрено статьей 6
Федерального закона от 30 ноября 1994 года "О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Поэтому
именно оно, а не общественная организация "ФОРТ", является
собственником принадлежащего ему имущества.
Общество с ограниченной ответственностью "ИНДАУР", как и другие
общества с ограниченной ответственностью, не освобождается от
уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, то
есть находится в равных с ними условиях. Следовательно,
утверждение заявителей о нарушении оспариваемыми нормами
конституционного принципа равенства при реализации прав,
закрепленных в статьях 34 (часть 1), 37 (часть 3) и 39 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, является произвольным, а их
жалоба не отвечает критериям допустимости по смыслу статей 96 и 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
4. Как следует из Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального
закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и
запросами судов, страховые взносы в названные фонды являются
финансовым обременением, фактически не отличающимся от налоговых
платежей. Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской
Федерации сохраняет юридическую силу.
Освобождение от уплаты страховых взносов по своему характеру
является льготой. Решение вопроса об установлении каких-либо льгот
в этой области, о расширении или сужении круга субъектов, на
которые они распространяются, относится к исключительной
компетенции законодателя, который, начиная с 1996 года, не
предоставляет обществам с ограниченной ответственностью, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих
инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общего
числа занятых (каковым является предприятие "ИНДАУР"), льготы в
отношении уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению коллективной жалобы
граждан Будниковой Лидии Владимировны, Иванова Сергея Николаевича,
Илюшева Игоря Алексеевича, Мусатовой Галины Александровны, Суменко
Таисы Павловны, Тарасовой Галины Федоровны как не являющейся
допустимой в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" и ввиду неподведомственности поставленных в ней
вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной коллективной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|