КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 1998 г. N 46-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 76 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД" И ПРИНЯТЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМ РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В.
Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д.
Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И.
Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И.
Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.И. Олейника,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
установил:
1. Группа депутатов Государственной Думы (более одной пятой от
общего числа депутатов) обратилась в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке конституционности
статьи 76 Федерального закона от 26 февраля 1997 года "О
федеральном бюджете на 1997 год" в части наделения Правительства
Российской Федерации правом осуществлять секвестр расходной части
федерального бюджета, а также принятых в соответствии с данным
Законом распоряжений Правительства Российской Федерации от 30
апреля 1997 г. N 647-р и от 11 октября 1997 г. N 1432-р, которыми
органам исполнительной власти и иным получателям средств
федерального бюджета поручено осуществлять финансирование исходя
из измененного объема ассигнований. Заявители считают, что
федеральный законодатель, возложив на Правительство Российской
Федерации осуществление секвестра расходов бюджета, нарушил статью
10 Конституции Российской Федерации.
2. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год"
зафиксированы финансовые обязательства государства на 1997 год.
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997
г. N 647-р и от 11 октября 1997 г. N 1432-р приняты во исполнение
данного Федерального закона. Указанные акты утратили силу по
истечении 1997 года, т.е. до вынесения Конституционным Судом
Российской Федерации решения по вопросу о принятии обращения
депутатов Государственной Думы к рассмотрению.
Между тем согласно части второй статьи 43 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" в случае, если акт или его отдельные положения,
конституционность которых оспаривается, утратили силу к началу
рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской
Федерации производство может быть прекращено, за исключением
случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные
права и свободы граждан.
Соблюдение и защита прав и свобод граждан обеспечиваются за
счет государственного бюджета. Однако в нормах Федерального закона
"О федеральном бюджете на 1997 год" и распоряжениях Правительства
Российской Федерации, которые оспариваются в запросе, не
содержится положений, нарушающих конкретные конституционные права
и свободы граждан.
Таким образом, данный запрос, по смыслу Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" о принятии запроса депутатов Государственной Думы к
рассмотрению, запрос о проверке их конституционности, по смыслу
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", не соответствует критерию допустимости.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой и
частью второй статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания о проверке
конституционности статьи 76 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 год" и распоряжений Правительства Российской
Федерации от 30 апреля 1997 г. N 647-р и от 11 октября 1997 г. N
1432-р как не являющегося допустимым в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|