МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 1998 г. N 5-23/392
О КОРРЕКТИРОВКЕ
СТАВОК ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
В связи с участившимися просьбами различных регионов страны
об изменении (уменьшении / увеличении) ставок ввозных таможенных
пошлин на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие
Минсельхозпрод России сообщает.
МВЭСом России был разработан и утвержден 21 декабря 1995 г.
Порядок проведения расследования, предшествующего введению
защитных мер, который был опубликован в газете "Российские вести"
от 15 февраля 1996 года.
Согласно этому порядку заявитель должен представить
информационно - аналитические материалы и экономические расчеты,
обеспечивающие необходимость изменения ставок ввозных таможенных
пошлин на всей территории Российской Федерации, по каждому виду
товара.
Эти материалы, подготовленные в соответствии с прилагаемыми
Методическими указаниями, необходимо согласовать с Минэкономики
России, Минфином России, ГТК России, ГАК России и Минсельхозпродом
России, так как Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных
пошлин" установлено, что изменение ставок ввозных таможенных
пошлин производится Правительством Российской Федерации на
основании совместного мотивированного представления Министерства
внешних экономических связей Российской Федерации, Министерства
финансов Российской Федерации, Министерства экономики Российской
Федерации и Государственного таможенного комитета Российской
Федерации, подготовленного с участием заинтересованных министерств
и ведомств.
Прошу прилагаемые Методические указания принять к сведению и
исполнению.
Заместитель Министра
Л.И.ХОЛОД
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ
РАССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ВВЕДЕНИЮ ЗАЩИТНЫХ МЕР
Для проведения расследования необходимы сведения, которые
требуются Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным
мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике.
Запрашиваемая информация необходима для проведения результативных
переговоров с иностранными партнерами.
Информация, представленная в заявлении, должна быть заверена
подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера
предприятия.
Информация, которая, с точки зрения заявителя, является
конфиденциальной, должна быть помечена грифом "Конфиденциально" и
будет предоставлена в случае необходимости для ознакомления другим
заинтересованным сторонам только с разрешения заявителя.
При этом данная информация должна сопровождаться изложением
мотивов конфиденциальности. Без таких обоснований любая информация
будет считаться неконфиденциальной, открытой и может быть сообщена
заинтересованным сторонам по их запросу.
ЗАЯВЛЕНИЕ
НА ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО
ВВЕДЕНИЮ ЗАЩИТНЫХ МЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ИМПОРТУ
(Наименование и код товара на уровне 9 знаков в соответствии с
Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ).
Общие положения
1. Заявитель (заявители). Указываются следующие реквизиты:
наименование организации (предприятия), подающего заявление,
дата регистрации юридического лица, код ОКПО, код СОАТО,
юридический адрес, почтовый адрес, телефон, факс, Ф.И.О
руководителя, Ф.И.О и контактный телефон сотрудника предприятия,
который непосредственно занимается подготовкой материалов для
расследования.
Указывается доля заявителя (ей) в общем объеме производства
данной продукции в России в процентах за последние 2 - 3 года. Для
того, чтобы заявление было согласно действующему законодательству
принято к рассмотрению, на долю заявителя должна приходиться
большая часть, т.е. более 50% в общем объеме производства таких
товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Прилагается заключение ГАК России о последствиях введения
возможных защитных мер на конкурентную ситуацию на внутреннем
рынке в России, если указанная в заявлении доля производства
приходится на одного или двух российских производителей.
Приводится перечень наиболее значительных российских
производителей подобного или непосредственно конкурирующего
товара. Желательно указать долю каждого производителя в общем
объеме производства данного товара.
Указывается состав и доля основных акционеров в установленном
фонде заявителя (ей). Следует четко указать тип организации, т.е.
является ли она государственной, кооперативной, частной,
иностранной собственностью или организации с иностранными
инвестициями. В случае если организация - заявитель является
государственной, указывается, какой орган федеральной (или
региональной) исполнительной власти курирует ее деятельность.
2. Объект расследования.
Описание товара. Дается полное описание товара в соответствии
с ГОСТом и ТУ. Следует четко указать спецификации на каждый из
товаров, являющийся предметом расследования, выразив их через
показатели применяемых к ним стандартов, сортамента, размеров,
моделей, физических качеств или характеристик, производительности,
качества и т.п.
Обязательно следует дать максимально полную таблицу
сопоставимости российского и подобных или непосредственно
конкурирующих импортируемых товаров в соответствии с их
техническими характеристиками.
Укажите, каким российским или международным стандартам
соответствуют спецификации российских или подобных или
непосредственно конкурирующих импортных товаров, являющихся
предметом расследования.
Укажите различия (если таковые имеются) между спецификацией на
импортные товары, являющиеся предметом расследования, и подобными
или непосредственно конкурирующими российскими товарами.
Определение товара в ТН ВЭД СНГ дается по следующим
показателям - код по ТН ВЭД 1997 г. (9 знаков), код по ТН ВЭД
1996 г. (9 знаков), описание товара по ТН ВЭД, наименование товара
в соответствии с ГОСТом или ТУ.
Коды товаров, которые являются предметом расследования,
определяются по ТН ВЭД, действующей с 1 января 1997 г. При этом
следует увязать эти коды в целях сопоставимости таможенной
статистики с кодами "старой" ТН ВЭД, которая действовала до
1997 года.
Таможенные тарифы на импорт в Россию даются по показателям -
код товара по ТН ВЭД СНГ и ставка действующей импортной пошлины.
Следует указать, распространяется ли на импортируемые товары,
являющиеся предметом расследования, общая система преференций или
нет. Список товаров, выведенных из-под системы преференций,
утвержден Постановлениями Правительства Российской Федерации от
13.09.94 N 1057, от 31.12.95 N 1301 и от 26.07.96 N 887.
Указываются другие нормативные документы Российской Федерации,
регулирующие импорт в Российскую Федерацию товара, который
является предметом расследования (технические, фармакологические,
санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические
требования, установленные в Российской Федерации, в т.ч. правила
импорта товаров "двойного назначения" и т.п.).
Обязательно следует привести официальные данные о проверке
качества российских и иностранных товаров, которые являются
предметом расследования (например, % отбраковки после проверок
Росторгинспекцией).
Желательно указать данные о защитных мерах по отношению к
импорту товара, являющегося предметом расследования, применявшихся
в других странах. Эти данные желательно привести по следующим
показателям - код товара по ТН ВЭД, страна, которой была введена
защитная мера, вид защитной меры, период действия защитной меры,
размер специальной пошлины, размер квоты, результаты, полученные
после введения защитных мер.
Характер защитных мер, которые необходимо ввести в отношении
товара, являющегося предметом расследования:
- вид защитной меры ( специальная пошлина, количественное
ограничение);
- срок действия защитной меры.
При этом следует иметь в виду, что по договоренности с МВФ
российская сторона до апреля 1999 г. взяла обязательства не
вводить количественных ограничений импорта.
3. Основные показатели внешней торговли товаром, являющимся
предметом расследования.
Объемы импорта и экспорта. Приводится официальная информация
ГТК России об объемах импорта и экспорта товара (всего, в т.ч. в
страны СНГ, страны дальнего зарубежья), в отношении которого
проводится расследование, по коду ТН ВЭД за последние четыре года
по показателям: количество, стоимость, процент от общего объема
импорта и экспорта.
Указывается объем импорта и экспорта подобных или
непосредственно конкурирующих товаров и объемы внутрироссийского
производства, а также объемы потребления и/или спроса на
российском рынке. По форме:
-----T------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ ¦ Объем ¦ Объем ¦ Объем ¦ Объем ¦ Объем ¦
¦ ¦ импорта ¦производства¦ экспорта ¦ спроса ¦ потребления¦
+----+------T-----+------T-----+------T-----+------T-----+------T-----+
¦ ¦коли- ¦стои-¦коли- ¦стои-¦коли- ¦стои-¦коли- ¦стои-¦коли- ¦стои-¦
¦ ¦чество¦мость¦чество¦мость¦чество¦мость¦чество¦мость¦чество¦мость¦
+----+------+-----+------+-----+------+-----+------+-----+------+-----+
¦1994¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1995¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1996¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1997¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+------+-----+------+-----+------+-----+------+-----+------+------
Сообщите наименование и реквизиты каждого известного Вам
иностранного экспортера или производителя товара, в отношении
которого проводится расследование.
Укажите основных известных Вам российских импортеров товара,
который является предметом расследования с указанием их
реквизитов.
Приведите перечень основных известных российских экспортеров
товара, который является предметом расследования, с их
реквизитами.
4. Цены на товар.
Укажите цены за последние четыре года, по которым товар,
являющийся предметом расследования, ввозится на таможенную
территорию России импортерами (так называемая статистическая
стоимость товара), а также цены, которые установлены российским
производителем на этот товар (так называемая цена "с завода").
Разъясните различия в уровне цен на импортируемые товары,
являющиеся предметом расследования, и предназначенные для
реализации на внутреннем рынке и для экспорта, если таковые
имеются.
Дайте объяснения по любым различиям в уровне цен иностранных
товаров, являющихся предметом расследования, экспортируемых в
различные страны.
5. Существенный ущерб.
Оценка существенного ущерба (или угроза такового), нанесенного
российскому производителю товара, который является предметом
расследования, в результате ввоза конкурирующего иностранного
товара, дается по следующим критериям:
---------------------T-----------T-----------------------¬
¦ ¦ Единица ¦ Период расследования ¦
¦ ¦ измерения ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Объем производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Производственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Степень загрузки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Состояние товарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦запасов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Объем продаж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Эффективность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(рентабельность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Объем инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Численность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Реальная занятость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Простои в произ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Сокращение оборотных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-----+-----+-----+-----+
¦Сокращение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капиталовложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-----------+-----+-----+-----+------
Стоимостные показатели в целях сопоставимости следует
представлять как в рублевом, так и долларовом эквиваленте по
существующему на момент их определения валютному курсу Банка
России.
Дополнительно, при возможности, следует указать количество
товара, являющегося предметом расследования, проданного заявителем
по ценам, покрывающим издержки производства, сумма продаж в целом,
расходы по продажам и все другие расходы и величину прибыли, а
также количество товара, проданного по ценам, не покрывающим
издержки производства и сумму таких продаж в целом.
Охарактеризуйте:
- складывающуюся ситуацию с загрузкой производственных
мощностей российских производителей в натуральном выражении;
- изменения в уровне продаж данного товара российского
производителя;
- финансовые последствия возрастающего импорта в Российскую
Федерацию по данному товару;
- долю отечественных производителей и импортеров
конкурирующего товара на внутреннем рынке России;
- уменьшение товарооборота и падение рентабельности у
отечественных производителей товара, который является предметом
расследования.
Предоставьте, при возможности, информацию о производственных
мощностях импортеров конкурирующего товара.
Укажите, какие действия Вы предпринимали по сбыту товара, в
отношении которого проводится расследование, за четыре
предшествующие года, а также произведенные Вами затраты в связи с
этим в расчете на единицу данного товара. По возможности подробно
опишите каналы сбыта Вашей продукции на внутреннем рынке.
Укажите, как определяются Вами объемы поставок товара на
внутренний и внешний рынки.
Кроме того, опишите меры, которые заявитель (ли) предпринимали
для сохранения своей конкурентоспособности на внутреннем рынке
России, также на мировом рынке за последние годы.
Укажите, если это имело место, факты несправедливой
конкуренции со стороны импортеров в Россию в отношении товара,
являющегося предметом расследования.
Опишите основные источники финансирования Вашего производства
рассматриваемых товаров, в том числе источники кредитования и
используемые процентные ставки по таким кредитам.
Максимально подробно приведите описание калькуляции
себестоимости производства рассматриваемых товаров.
Укажите, как определяются цены на потребляемое сырье и
энергию.
Если издержки производства товаров, экспортированных из
Российской Федерации, идентичны издержкам при продаже товаров на
внутреннем рынке России, то соответствующим образом отметьте это.
Если эти издержки отличаются друг от друга, приведите отдельные
расчеты издержек производства таких товаров для внутреннего и
внешнего рынков.
Укажите фактическую стоимость расходов на рабочую силу в
расчете на единицу продукции. В оценку стоимости рабочей силы
включите оплату сверхурочных, дополнительные льготы и платежи в
счет программ социального обеспечения. Желательно также
представить эволюцию рабочей силы на предприятиях отечественных
производителей товаров, которые являются предметом расследования.
Укажите фактический размер общезаводских накладных расходов на
единицу продукции по товарам, являющимся предметом расследования.
Например, это могут быть расходы, понесенные в связи с
обустройством цехов и поставкой инструментов, деятельностью
коммунальных предприятий, наймом подсобных рабочих, использованием
надзорной / контролирующей службы, эксплуатационные расходы,
арендная плата, амортизация и т.д.
Составьте список всех общих торговых и административных
расходов, которые прямо или косвенно могут быть отнесены к продаже
и производству товаров, являющихся предметом расследования, в
расчете на единицу продукции.
Опишите развитие ценовых показателей, например, цены на
производственные и непроизводственные затраты (сырье, энергия,
заработная плата и т.д.) даже в условиях нормальной
конкурентоспособности. В случае увеличения цен на товар, который
является предметом расследования, укажите все изменения (в сторону
ухудшения или улучшения), которые были достигнуты.
Дайте общую характеристику негативных последствий для
российских производителей за последние годы и в настоящее время в
отношении товара, который является предметом расследования.
6. Финансовая отчетность.
Представьте копии:
- сводных годовых отчетов (опубликованных, для внутреннего
пользования, или тех и других) за три последних финансовых года;
- аудиторских заключений и соответствующей финансовой
отчетности заявителя (включая бухгалтерский баланс, отчет о
результатах финансовой деятельности, смету источников и
распределения фондов, расчет стоимости издержек производства и
пояснения к финансовым отчетам) за три последних финансовых года,
а также финансовые отчеты текущего года, еще не прошедшие
аудиторской проверки;
- бухгалтерского баланса и отчета о результатах финансовой
деятельности (прибылях и убытках) заявителя за три последних года,
а также баланс и отчет о результатах финансовой деятельности за
текущий год.
Заключение
На основании вышеизложенного формулируется краткое заключение,
примерная структура которого может быть такова.
- все производители поддерживают заявление
- объем производства ____ заявителей - _____%
- рыночные доли в % в 1994 - 1997 гг.
- основная доля импорта приходится на страны:
__________________________________________________________________
- эти страны обладают значительными возможностями для
увеличения импорта, их доля на внутреннем рынке России
_________________________________________________________________%
- в 1994 - 1997 гг. в России: закрыто ____предприятий с
мощностями ______, потеряно ______ рабочих мест
- общие потери составили в 1994 году _____, 1995 году _____,
1996 году _____, 1997 году_____.
|