ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 1998 г. N 2373-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о
налогах", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам до 20 мая 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ
Принят
Государственной Думой
Одобрен
Советом Федерации
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР
и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст. 1871; Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 23, ст. 1229; N 34, ст. 1976; 1993,
N 4, ст. 118; N 11, ст. 387; N 14, ст. 486; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3010; N 33,
ст. 3407; 1995, N 18, ст. 1591; N 26, ст. 2402; N 32, ст. 3204;
N 35, ст. 3503; N 49, ст. 4695; 1996, N 1, ст. 4; N 14, ст. 1399;
N 22, ст. 2592; 1997, N 18, ст. 2102) следующее дополнение:
в подпункте "н" пункта 1 статьи 5 после слов "включая
видеопоказ;" включить слова "обороты по реализации кинопродукции
организаций кинематографии и обороты по реализации прав на
использование этой кинопродукции, обороты по реализации работ и
услуг по производству фильма, производству кинолетописи,
тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма".
Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 11, ст. 525; N 34, ст. 1976; 1993, N 4,
ст. 118; Российская газета, 1993, 3 ноября, N 205; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2823; N 29,
ст. 3010; N 32, ст. 3304; 1995, N 18, ст. 1592; N 26, ст. 2402,
ст. 2403; N 49, ст. 4695; 1996, N 1, ст. 420, Российская газета,
1996, 18 декабря, N 241; 1997, N 3, ст. 357) следующее дополнение:
после абзаца 13 пункта 6 статьи 6 включить абзацы следующего
содержания:
"полученная организациями кинематографии от реализации
кинопродукции или прав на ее использование, в части, зачисляемой в
федеральный бюджет;
полученная организациями кинематографии от выполнения работ и
оказания услуг по производству фильма, производству кинолетописи,
тиражированию фильма, прокату фильма, показу фильма и направленная
на финансирование капитальных вложений этих организаций
кинематографии. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой
на эти цели, не ограничивается;
полученная организациями кинематографии от реализации
киноматериалов и кинооборудования и направленная на финансирование
капитальных вложений этих организаций кинематографии. Не
облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не
ограничивается;
организаций независимо от организационно - правовых форм и
форм собственности, направленная на производство фильма,
тиражирование фильма, прокат фильма и показ фильма. Не облагаемая
налогом доля прибыли, направленной на эти цели, не
ограничивается".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с
1 января 1998 года. Статья 2 настоящего Федерального закона
действует до 31 декабря 2001 года и утрачивает силу с 1 января
2002 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта
Основанием для разработки проекта Федерального закона "О
внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о
налогах" являются:
Федеральный закон от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной
поддержке кинематографии Российской Федерации" (ст. 12 "Налоговое
регулирование деятельности организаций кинематографии", ст. 15
"Иное финансовое и хозяйственное регулирование деятельности
организаций кинематографии");
Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 10);
Закон Российской Федерации от 10.10.91 N 1735-1 "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской
Федерации" (п. 3 статьи 23);
Постановление Верховного Совета Российской Федерации
от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового
законодательства Российской Федерации" (п. 1).
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Кинематографическая практика свидетельствует о двух
обстоятельствах, решающим образом повлиявших на необходимость
внесения дополнений в отдельные законы Российской Федерации о
налогах.
Первое: сокращение бюджетного финансирования производства и
проката фильмов. В федеральном бюджете на 1997 год ассигнования на
кинематографию предусмотрены в размере 0,06 процента от расходной
части бюджета вместо 0,2%, определенных Федеральным законом "О
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Второе: резкое сокращение в производстве фильмов притока
внебюджетных инвестиций. Если за счет этих источников в 1992 году
было профинансировано 159 фильмов, то в 1996 году только
5 кинолент.
В связи с этим освобождение от налога на добавленную стоимость
и от налога на прибыль кинопроизводящих организаций создаст режим
наибольшего благоприятствования, который поможет студиям
самостоятельно мобилизовать дополнительные средства для
производства отечественных фильмов в условиях бюджетного дефицита.
Режим налогообложения, предусмотренный статьей 15 Закона,
явится стимулятором внебюджетных инвестиций, и к 1998 - 1999 году
финансовая ситуация в кинематографии начнет стабилизироваться,
предприятия отрасли смогут давать достаточную прибыль. Если же
собственные средства предприятий и внебюджетные вложения
увеличатся, то к 1 января 2002 года, когда действие статей 12
(части 3, 4 и 5) и 15 (части 1, 3 и 6) утратит силу, можно будет
рассчитывать на снижение доли государственного финансового участия
в деятельности отрасли кино.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Предметом правового регулирования является приведение
налогового законодательства Российской Федерации в соответствие с
положениями, обусловленными статьями 12, 15 Федерального закона
от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии
Российской Федерации".
Законопроектом предусмотрено внесение дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной
поддержке кинематографии Российской Федерации" данные дополнения
предусматривают соответствующие льготы по уплате налога на
добавленную стоимость и налога на прибыль.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового
регулирования и место законопроекта в системе действующего
законодательства
В части налогообложения организаций кинематографии действуют
следующие законодательные акты (с внесенными изменениями и
дополнениями):
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость";
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций";
Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии
Российской Федерации" в части действующих налоговых льгот.
В системе действующего налогового законодательства не
урегулированы следующие проблемы кинематографии.
По налогу на добавленную стоимость
Законопроектом предусмотрено освобождение от уплаты налога
оборотов по реализации:
кинопродукции организаций кинематографии и прав на
использование этой кинопродукции;
работ и услуг по производству фильма, производству
кинолетописи, тиражированию фильма, прокату фильма и показу
фильма.
В настоящее время освобождены от уплаты данного налога услуги
по выдаче на прокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм, а также
продажа билетов на киновидеосеансы.
По налогу на прибыль
Законопроектом предусмотрено освобождение от налогообложения
прибыли:
полученной организациями кинематографии от реализации
кинопродукции или прав на ее использование, в части, зачисляемой в
федеральный бюджет;
полученной организациями кинематографии от выполнения работ и
оказания услуг по производству фильма, производству кинолетописи,
тиражированию фильма, прокату фильма, показу фильма и направленной
на финансирование капитальных вложений этих организаций
кинематографии. При этом не облагаемая налогом доля прибыли,
направляемой на эти цели, не ограничивается;
полученной организациями кинематографии от реализации
киноматериалов и кинооборудования и направленной на финансирование
капитальных вложений этих организаций кинематографии. При этом
облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не
ограничивается;
организаций независимо от организационно - правовых форм и
форм собственности, направленной на производство фильма,
тиражирование фильма, прокат фильма и показ фильма. При этом
облагаемая налогом доля прибыли, направленной на эти цели, не
ограничивается.
Действующим законом о налоге на прибыль льготы для организаций
кинематографии не предусмотрены.
5. Финансово - экономическое обоснование
Одними из источников формирования доходной части бюджета
являются налоговые поступления, в том числе и от
кинематографической деятельности, расходы на осуществление которой
предусмотрены в бюджете отдельной строкой. При сбалансированности
доходной и расходной частей бюджета недофинансирование расходов
кинематографии приводит к сокращению объемов кинематографической
деятельности и уменьшению налоговых поступлений. В январе - марте
1997 года кинематография недополучила из федерального бюджета
59,4 млрд. рублей.
Реализация предлагаемого законопроекта в 1997 году позволит
высвобождаемые при этом от налогообложения денежные средства
использовать на нужды кинематографии в порядке компенсации
расходов, недофинансированных из федерального бюджета в I квартале
1997 года.
В этом случае принятие предлагаемых Госкино России поправок в
отдельные законы Российской Федерации о налогах не потребует
внесения изменений в доходную и расходную части федерального
бюджета на 1997 год.
Сводный расчет прилагается.
6. Ожидаемые социально - экономические последствия принятия
законопроекта
Освобождение от налога на добавленную стоимость и налога на
прибыль создаст режим благоприятствования для кинематографической
деятельности, поможет киностудиям самостоятельно мобилизовать
дополнительные средства для производства отечественных фильмов в
условиях бюджетного дефицита, будет способствовать удешевлению
услуг по их показу в кинотеатрах, а вместе с тем достижению
главной цели - доступности фильмов для всех слоев населения.
ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НАЛОГАХ"
(млрд. рублей)
---T---------------------------T---------------T-----------------¬
¦ ¦ Статьи закона ¦Взаимоотношения¦ Дополнительное ¦
¦ ¦ ¦с бюджетом на ¦ направление ¦
¦ ¦ ¦ 1997 год с ¦ средств на кино ¦
¦ ¦ ¦ учетом ¦ в 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦ секвестра ¦ ¦
+--+---------------------------+---------------+-----------------+
¦1.¦- государственное ¦ 145,4 ¦ 29,6 ¦
¦ ¦финансирование кинематогра-¦ ¦ ¦
¦ ¦фии ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Статья 1: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- освобождение от налога на¦ 13,7 ¦ 13,7 ¦
¦ ¦добавленную стоимость - ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинопроизводство ¦ 13,2 ¦ 13,2 ¦
¦ ¦тиражирование фильмов ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦
¦ ¦прокат и показ фильмов ¦ ¦ ¦
¦ ¦(действующим законодатель- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ством освобождены от нало- ¦ ¦ ¦
¦ ¦га) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Статья 2: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- освобождение от налога ¦ 15,9 ¦ 15,9 ¦
¦ ¦на прибыль - всего ¦ ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинопроизводство ¦ 2,1 ¦ 2,1 ¦
¦ ¦тиражирование и ¦ 0,8 ¦ 0,8 ¦
¦ ¦прокат (показ) фильмов ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестирование ¦ 13,0 ¦ 13,0 ¦
¦ ¦Всего: ¦ ¦ 29,6 ¦
L--+---------------------------+---------------+------------------
------------------------------------------------------------------
|