ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 1998 г. No. 5410/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 29.08.96 и
постановление апелляционной инстанции от 30.10.96 Арбитражного
суда Краснодарского края по делу No. 178-33.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Единоличное акционерное общество "Главболгарстрой" (ЕАО
"Главболгарстрой") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского
края с иском к Государственной налоговой инспекции по Туапсинскому
району Краснодарского края о признании недействительным ее
указания от 08.04.96, принятого по акту документальной проверки
объекта "Ямал" от 20.03.96, и возврате из бюджета взысканных
3276067500 рублей налогов и финансовых санкций.
Решением от 29.08.96 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.96 решение
оставлено без изменения.
Решение и постановление мотивированы следующими
обстоятельствами. Стройплощадка объекта "Ямал" не относится ни к
одной категории плательщиков, перечисленных в налоговом
законодательстве, поэтому требование налогового органа об уплате
налогов неправомерно. Истец имеет представительство в Москве.
Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и
имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами
СЭВ, препятствует удержанию в Российской Федерации налогов с
доходов (прибыли) и имущества юридических лиц.
В протесте первого заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные
судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в результате
документальной проверки установила факт неуплаты в бюджеты
различных уровней и во внебюджетные фонды налогов и страховых
взносов ЕАО "Главболгарстрой", производившим строительные работы в
поселке Небуг Туапсинского района (объект "Ямал"). Заказчиком
являлось АОЗТ "Запсибгазпром".
По результатам проверки принято указание о взыскании
неуплаченных в 1995 году налогов и штрафов, в частности 3649986000
рублей по налогу на добавленную стоимость и 273749100 рублей по
специальному налогу.
Вывод суда, что истец не является плательщиком в Российской
Федерации косвенных налогов, не основан на законодательстве.
ЕАО "Главболгарстрой" 05.04.94 было поставлено на налоговый
учет в Госналогинспекции по Туапсинскому району Краснодарского
края (учетный номер 1197) в связи с осуществлением в Российской
Федерации строительных работ.
Учет осуществлен в соответствии со статьей 4 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
согласно которой налогоплательщик в обязательном порядке подлежит
постановке на учет в налоговом органе. Банки открывают расчетные и
иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими
документа, подтверждающего поставку на учет в налоговом органе.
Наличие у налогоплательщика постоянного представительства в Москве
не препятствует его налоговому учету в другом месте - месте
постоянного осуществления деятельности.
В соответствии со статьями 3 и 19 названного Закона
плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории
плательщиков, на которых в соответствии с законодательными актами
возложена обязанность уплачивать налоги. Федеральные налоги (в том
числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики
налогов) и порядок их зачисления в бюджет устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей
ее территории.
Налог на добавленную стоимость и специальный налог относятся к
федеральным налогам.
Иностранные юридические лица, осуществляющие производственную
и иную коммерческую деятельность на территории Российской
Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость
в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге
на добавленную стоимость".
ЕАО "Главболгарстрой" - юридическое лицо по законодательству
Болгарии - осуществляло в 1995 году строительство на территории
Российской Федерации объекта "Ямал" и было обязано встать на
налоговый учет и уплачивать налог на добавленную стоимость и
специальный налог в Российской Федерации при отсутствии налоговых
освобождений, предусмотренных российским законодательством либо
международными соглашениями.
Если международными договорами Российской Федерации или Союза
ССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в
законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то
применяются правила международного договора.
Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и
имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами
СЭВ, предусматривает применительно к Российской Федерации
освобождение от обложения только теми налогами, которые
исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества юридических
лиц, и его действие не распространяется на обязательства
иностранного юридического лица по уплате косвенных налогов в
Российской Федерации.
Облагаемым оборотом для строительных, строительно-монтажных и
ремонтных организаций является стоимость выполненных работ,
принятых заказчиком. Объем выполненных работ определяется как по
объему в целом, так и по этапам.
Облагаемые обороты определены налоговым органом по учетным
документам ЕАО "Главболгарстрой" за II, III, IV кварталы
1995 года.
Иностранное юридическое лицо, выполняющее строительные работы,
исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в порядке,
установленном в пункте 5 статьи 7 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона
от 25.04.95 No. 63-ФЗ). Указанная норма Закона предусматривает
самостоятельное исчисление и уплату налога иностранным юридическим
лицом, состоящим на учете в налоговом органе, при наличии объекта
налогообложения. В случае реализации товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не
состоящими на учете в налоговом органе, налог в полном объеме
уплачивается в бюджет российским предприятием за счет средств,
перечисляемых иностранному предприятию.
ЕАО "Главболгарстрой" предъявило в 1996 году к возмещению из
бюджета налог на добавленную стоимость и специальный налог по
материальным ресурсам, ввезенным в Российскую Федерацию, без
уплаты соответствующих налогов, исчисленных по реализованной
строительной продукции и без представления налоговых расчетов.
Налог на добавленную стоимость и специальный налог, уплаченный
таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации, учитывается при исчислении налогов, подлежащих внесению
в бюджет, в соответствующих отчетных периодах в порядке,
установленном Законом.
Изложенное выше в силу Указа Президента Российской Федерации
от 22.12.93 No. 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и
во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" относится также и
к специальному налогу, взимаемому в период проверки и издания
налоговым органом указаний.
При исчислении названных налогов, подлежащих уплате в бюджет,
налоговым органом исключались из сумм налогов, исчисленных истцом
от реализованной на территории Российской Федерации строительной
продукции, суммы налогов, уплаченные им по материальным ресурсам,
приобретенным в Российской Федерации, в размерах, указанных в акте
проверки.
Содержание и обоснованность расчетов налогового органа
судебными инстанциями не проверялись.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не было
оснований признавать недействительным указание налоговой инспекции
полностью.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать
следующие обстоятельства, имеющие значение для решения дела:
обоснованность выводов, содержащихся в акте проверки, о стоимости
реализованной иностранным юридическим лицом строительной продукции
по объекту "Ямал"; уплату российским предприятием налога на
добавленную стоимость и специального налога, исчисленных от
стоимости строительной продукции при перечислении средств
иностранному юридическому лицу; обоснованность требований истца о
возмещении сумм названных налогов, уплаченных АОЗТ "Запсибгазпром"
по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 29.08.96 и постановление апелляционной инстанции от
30.10.96 Арбитражного суда Краснодарского края по делу No. 178-33
отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|