МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 1998 г. N 95
О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ АУДИТА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
В соответствии с протоколом совещания в Правительстве
Российской Федерации от 14.07.97 N БВ-П1-34пр, в целях усиления
контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование,
в части недопущения незаконной переуступки лицензий,
безлицензионного (самовольного) пользования недрами,
своевременного и правильного внесения платежей за право
пользования недрами и на воспроизводство МСБ, а также для
повышения эффективности изучения, воспроизводства, использования и
охраны недр, создания дополнительных условий для привлечения
инвестиций в освоение минерально - сырьевой базы приказываю:
1. Управлению экономики природопользования (Шевчук),
Управлению государственного контроля, экспертизы и охраны
природных ресурсов (Есипов) совместно с Нормативно - правовым
управлением (Стругов), Департаментом координации и внешних связей
(Мамин), Департаментом науки и морских работ (Глумов), Финансово -
экономическим управлением (Монастырных), Управлением региональной,
социальной и кадровой политики (Шульгин) с привлечением научно -
исследовательских подразделений МПР России, специалистов других
организаций и предприятий организовать работу по созданию системы
аудита недропользования.
2. Утвердить рабочую группу из числа специалистов МПР России,
подведомственных научно - исследовательских и заинтересованных
организаций (по согласованию) по созданию системы аудита
недропользования (Приложение 1).
3. Утвердить Основные положения аудита недропользования
(Приложение 2).
4. Рабочей группе обеспечить организационно - методическое
сопровождение деятельности по развитию аудита недропользования в
соответствии с планом мероприятий (Приложение 3) и представить в
IV квартале 1998 года руководству МПР России предложения по
дальнейшему развитию работ, в том числе в других областях
природопользования.
5. ЦРГЦ (Клюквин), ВИЭМСу (Комаров) с участием других научно -
исследовательских организаций предусмотреть в проекте плана НИР на
1998 год тематику, связанную с подготовкой предложений по созданию
системы аудита недропользования.
6. Департаменту науки и морских работ (Глумов) обеспечить
финансирование НИР на 1998 - 1999 годы тематики, связанной с
решением вопросов по созданию системы аудита недропользования.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Наталенко А.Е.
И.о. Министра
В.П.ОРЛОВ
Приложение 1
к Приказу МПР России
от 2 апреля 1998 г. N 95
СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АУДИТА
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Шевчук - начальник Управления экономики
Анатолий Васильевич природопользования МПР России
(руководитель группы)
2. Рейтлингер - заместитель начальника Управления
Александр Сергеевич государственного контроля,
(зам. руководителя экспертизы и охраны природных
группы) ресурсов МПР России
3. Тюрюканов - начальник отдела Управления
Андрей Анатольевич экономики природопользования МПР
(зам. руководителя России
группы)
4. Вертель - главный специалист Управления
Галина Дмитриевна экономики природопользования МПР
(секретарь) России
5. Беленький - заместитель начальника Управления
Владимир Яковлевич геолого - разведочных и
геофизических работ Минтопэнерго
России (по согласованию)
6. Будагов - начальник отдела континентального
Александр Георгиевич шельфа Департамента науки и морских
работ МПР России
7. Варламова - вице - президент аудиторской фирмы
Ольга Сергеевна ICF/EKO (по согласованию)
8. Грицков - заместитель начальника Управления
Виктор Владимирович по надзору за охраной недр и
геолого - маркшейдерскому контролю
Госгортехнадзора России
(по согласованию)
9. Джангиров - заместитель начальника Управления
Джумшид Адилович науки и информации Госкомэкологии
России (по согласованию)
10. Еремин - председатель Саратовского областного
Виталий Николаевич комитета по природным ресурсам
11. Зиновьев - заместитель начальника Управления
Анатолий Афанасьевич геологии и лицензирования ресурсов
нефти и газа МПР России
12. Клюквин - председатель ЦРГЦ МПР России
Александр Николаевич
13. Кочетков - заместитель начальника Департамента
Михаил Владимирович региональной геологии и геофизики
МПР России
14. Кушев - заместитель директора ВИЭМС МПР
Владимир Борисович России
15. Лопатин - профессор Академии Госслужбы при
Владимир Никифорович Президенте Российской Федерации
(по согласованию)
16. Охрименко - начальник отдела кадров Управления
Виктор Иванович региональной, социальной и кадровой
политики МПР России
17. Пак - председатель Амурского областного
Валерий Анатольевич комитета по природным ресурсам
18. Рябикин - заместитель начальника Управления
Владимир Викторович геологии и лицензирования
минеральных ресурсов МПР России
19. Сардонников - начальник отдела Нормативно -
Николай Михайлович правового управления МПР России
20. Сергеева - председатель Ханты - Мансийского
Надежда Александровна комитета по природным ресурсам
21. Солодилов - генеральный директор ЦРГГИ "ГЕОН"
Леонид Николаевич МПР России
22. Федюкин - генеральный директор консалтинговой
Андрей Валерьевич фирмы АО "Колфикс" (по согласованию)
23. Харченко - генеральный директор аудиторской
Алексей Викторович фирмы АО "Экадит" (по согласованию)
24. Шульгин - начальник Управления региональной,
Юрий Григорьевич социальной и кадровой политики МПР
России
Приложение 2
к Приказу МПР России
от 2 апреля 1998 г. N 95
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АУДИТА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Общие положения
Создание и внедрение системы аудита недропользования диктуется
спецификой горного производства, связанного с опасностью
жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных
условиях. Аудит недропользования направлен на выработку решений,
которые обеспечивали бы экономическую эффективность
функционирования объектов недропользования, безопасность
жизнедеятельности населения в районах ведения горных работ при
соблюдении норм и правил недропользования.
Аудит недропользования осуществляется при разработке проектов
комплексного развития промышленных зон и технико - экономических
обоснований (ТЭО) на создание, реконструкцию, перепрофилирование
или закрытие предприятий недропользователей, проверке проектов на
соответствие нормативным документам, регламентируемым по разделу
"Недра", оценке принимаемых технических решений.
Аудит недропользования является инструментом контроля и
оказания содействия в наиболее эффективном использовании
потенциальных возможностей недропользования, в том числе
осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на
недропользование, в части недопущения незаконной переуступки
лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами,
своевременного и правильного внесения платежей за право
пользования недрами и на воспроизводство МСБ.
Аудит недропользования может быть проведен отдельно или в
рамках общего аудита предприятия, включающего финансовый аудит,
энергоаудит, экоаудит.
Основные положения аудита недропользования необходимы для
определения общих направлений деятельности МПР России и его
территориальных органов по созданию системы аудита
недропользования. На базе этого документа, который определяет
концептуальные позиции аудита недропользования, должны
разрабатываться нормативно - методические документы применительно
к отдельным направлениям и объектам аудита недропользования.
1. Цели и задачи аудита недропользования
Цель аудита недропользования - анализ достоверности информации
и разработка рекомендаций, необходимых для рационального
использования недр и природных ресурсов при разработке полезных
ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в
рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности
жизнедеятельности населения в районах горных работ; осуществление
контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование,
в части недопущения незаконной переуступки лицензий,
безлицензионного (самовольного) пользования недрами,
своевременного и правильного внесения платежей за право
пользования недрами и на воспроизводство МСБ.
Основные задачи аудита недропользования:
- определение направлений повышения рационального и
комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;
- контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о
разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального
сырья, раздела произведенной продукции, а также ее
транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов
заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о
разделе продукции;
- контроль за исполнением лицензионных условий на
недропользование, в части недопущения незаконной переуступки
лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами,
своевременного и правильного внесения платежей за право
пользования недрами и на воспроизводство МСБ;
- снижение отрицательного воздействия недропользования на
окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала
предприятий недропользователей;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово -
хозяйственной деятельности субъектов недропользования.
2. Основание для осуществления аудита недропользования
2.1. Законы и нормативно - правовые акты РФ в области
управления качеством природными ресурсами, окружающей среды и
охраны природных ресурсов: Законы РФ "О недрах", "Об охране
окружающей природной среды", Водный кодекс, "Соглашение о разделе
продукции", "О континентальном шельфе", "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов", Указ Президента
РФ от 22.12.93 N 2263; Постановления Правительства РФ "Об
утверждении Положения о государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр" (от
02.02.98 N 132), "Об утверждении нормативных документов по
регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (от
20 ноября 1995 г. N 1124).
2.2. Проект государственной стратегии устойчивого развития
Российской Федерации.
2.3. Проект Концепции государственной политики в сфере
воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов
(одобрен в основном Правительством РФ 31.07.97, в документе
отмечена необходимость развития аудита в области
природопользования).
2.4. Протокол совещания у заместителя Председателя
Правительства РФ В.Б. Булгака 14 июля 1997 г. N БВ-П1-34пр (МПР
России было поручено "ввести систему аудита с задачей проведения
не реже, чем 1 раз в один - два года анализа выполнения
недропользователями условий лицензионных соглашений").
2.5. Приказ министра природных ресурсов N 139 от 25.08.97 "О
проверке реализации выданных лицензий на право пользования
недрами" (была определена необходимость разработки предложений и
проектов нормативных актов по поэтапному введению горного аудита).
2.6. Существующие международные стандарты, правила и процедуры
в области управления природными ресурсами и аудита.
3. Основные положения
3.1. Определение аудита недропользования
Аудит недропользования - процедура проверки деятельности
недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере
недропользования и охраны окружающей среды и выработке
рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов
недр.
Аудирование проводится независимыми аудиторскими фирмами и
аудиторами в интересах заказчика и осуществляющими свою
деятельность на основе государственной лицензии. Результаты аудита
учитываются территориальными органами МПР России и службами
геолконтроля.
3.2. Объекты аудита недропользования:
- предприятия по добыче полезных ископаемых на стадии
разведки, опытной и промышленной эксплуатации, консервации,
включая систему транспортировки сырья и продукции и управления
горно - геологическими отходами;
- предприятия, использующие шахты, тоннели, бункеры,
резервуары и иные подземные сооружения для переработки,
транспортировки, хранения сырья и продукции;
- специальные транспортные подземные сооружения (метрополитены
и пр.);
- системы подземных коммуникаций, используемые для
транспортировки и передачи воды, различных энергоносителей,
электроэнергии;
- подземные полигоны отходов, в т.ч. радиоактивных, на стадии
оборудования, эксплуатации и консервации, включая систему
транспортировки отходов и их производных.
3.3. Субъекты аудита недропользования:
Министерство природных ресурсов России (МПР России) с участием
других заинтересованных ведомств:
- разрабатывает нормативно - правовые документы;
- утверждает нормативно - методические документы;
- организует и проводит аттестацию аудиторов и аудиторских
фирм;
- организует систему тренинга по аудиту;
- является заказчиком аудита;
- организует и проводит контроль в системе аудита.
Аудиторские фирмы:
- разрабатывают методические документы;
- проводят тренинг по аудиту;
- проводят аудит;
- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и
контроле аудиторской деятельности.
Независимые аудиторы:
- участвуют в разработке нормативно - методических документов;
- участвуют в проведении тренинга по аудиту;
- участвуют в проведении аудита;
- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и
контроле аудиторской деятельности.
3.4. Финансирование аудита недропользования производится за
счет средств его заказчика.
Начальник Управления
экономики природопользования
А.В.ШЕВЧУК
Приложение 3
к Приказу МПР России
от 2 апреля 1998 г. N 95
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АУДИТА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
-----T--------------------------------T-------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦1. ¦Подготовка Основных положений ¦Шевчук ¦I кв. ¦
¦ ¦аудита недропользования ¦ ¦1998 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Разработка и утверждение ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативно - правовой базы ¦ ¦ ¦
¦ ¦аудита недропользования: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1.¦- разработка и согласование ¦Шевчук ¦II кв. ¦
¦ ¦временного положения об аудите ¦Есипов ¦1998 г. ¦
¦ ¦недропользования ¦Стругов ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2.¦- разработка положения об ¦Шульгин ¦II кв. ¦
¦ ¦учебно - методических центрах ¦Есипов ¦1998 г. ¦
¦ ¦по профилю "аудит недропользова-¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ния" ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.¦- разработка положения об ¦Есипов ¦III - IV кв.¦
¦ ¦аттестации центров по обучению ¦Стругов ¦1998 г. ¦
¦ ¦аудиторов ¦Шульгин ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4.¦- разработка типовых методик и ¦Шульгин ¦III кв. ¦
¦ ¦программ обучения аудиторов ¦Есипов ¦1998 г. ¦
¦ ¦ ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.5.¦- разработка положения об ¦Есипов ¦III кв. ¦
¦ ¦аккредитации аудиторов и ¦Стругов ¦1998 г. ¦
¦ ¦аудиторских фирм ¦Шульгин ¦ ¦
¦ ¦ ¦Шевчук ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.6.¦- разработка положения о ¦Шульгин ¦IV кв. ¦
¦ ¦центральной и региональных ¦Есипов ¦1998 г. ¦
¦ ¦аттестационных и аккредитацион- ¦Стругов ¦ ¦
¦ ¦ных комиссиях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.7.¦- разработка положения о госу- ¦Есипов ¦IV кв. ¦
¦ ¦дарственном реестре аудиторов ¦Стругов ¦1998 г. ¦
¦ ¦недропользования ¦Шевчук ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.8.¦- разработка стандартных ¦Шевчук ¦IV кв. ¦
¦ ¦форматов протокола и отчета по ¦Есипов ¦1998 г. ¦
¦ ¦аудиту ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Организационные мероприятия по ¦ ¦ ¦
¦ ¦введению системы аудита ¦ ¦ ¦
¦ ¦недропользования: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.¦- обучение, аттестация и ¦Шульгин ¦1999 г. ¦
¦ ¦аккредитация специалистов - ¦Есипов ¦ ¦
¦ ¦аудиторов ¦Шевчук ¦ ¦
¦ ¦ ¦Клюквин ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комаров ¦ ¦
¦ ¦ ¦Селезнев ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.¦- организация системы контроля ¦Есипов ¦1999 г. ¦
¦ ¦проведения аудита ¦Шевчук ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3.¦- накопление и анализ националь-¦Шевчук ¦постоянно ¦
¦ ¦ного и международного опыта ¦Есипов ¦ ¦
¦ ¦аудита недропользования ¦Мамин ¦ ¦
L----+--------------------------------+-------------+-------------
Начальник Управления
экономики природопользования
А.В.ШЕВЧУК
------------------------------------------------------------------
|