ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 31 марта 1998 г.
(Извлечение)
В п. 3 распоряжения мэра Москвы от 9 декабря 1996 г.
No. 576/1-РМ "О порядке финансирования работ по организации
управления, эксплуатации и ремонта домов жилищных, жилищно -
строительных кооперативов и образованных на их основе товариществ
собственников жилья" установлены с 1 декабря 1996 г. ставки оплаты
услуг по техническому обслуживанию домов жилищных кооперативов
(ЖК) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), созданных на их
основе товариществ собственников жилья городскими жилищными
предприятиями, исходя из общей площади жилых помещений,
принадлежащих гражданам на правах частной собственности, если они
имеют одно и единственное жилье и проживают в нем, или занимаемых
пайщиками жилищно-строительных кооперативов, жилищных
кооперативов.
Согласно п. 6 примечаний приложения к данному распоряжению при
расчетах за услуги технического обслуживания дома плата за
помещения, занимаемые собственником, имеющим более одного жилого
помещения или не зарегистрированным (прописанным) в нем, взимается
исходя из фактических затрат по содержанию дома.
Буковников обратился в суд с заявлением о признании
недействительными названных п. 3 распоряжения мэра Москвы и п. 6
примечаний приложения к этому распоряжению. При этом он ссылался
на то, что на основании этих норм он (Буковников), имеющий в
собственности 1/6 часть четырехкомнатной квартиры, в которой
проживает, и однокомнатную квартиру в жилищно-строительном
кооперативе, вынужден нести расходы по оплате квартиры в
жилищно-строительном кооперативе в большем размере, чем квартиры,
в которой проживает. По его мнению, ставки по оплате жилого
помещения не могут быть увеличены при наличии условий,
перечисленных в п. 6 примечаний приложения к распоряжению мэра
Москвы.
Московский городской суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе Буковников просил отменить решение суда,
утверждая, что ставка по оплате за жилье должна быть единая для
всех собственников, в том числе и имеющих более одного жилого
помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
31 марта 1998 г. решение суда оставила без изменения, а
кассационную жалобу - без удовлетворения, указав следующее.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря
1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями
и дополнениями) оплата жилья и коммунальных услуг по договору
найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение
издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные
услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
осуществляется поэтапно в течение 10 лет. Этапы и порядок перехода
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются
Правительством Российской Федерации совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 упомянутого Закона Правительство
Российской Федерации приняло 18 июня 1996 г. постановление No. 707
"Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в
п. 1 которого предусмотрено продолжить переход на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2003 году уровень
платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание
и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
Поэтому мэр Москвы вправе был издать распоряжение от 9 декабря
1996 г. No. 576/1-РМ, в силу которого плата за помещения,
занимаемые собственником, имеющим более одного жилого помещения
или не зарегистрированным (прописанным) в нем, при расчетах за
услуги технического обслуживания дома должна взиматься исходя из
фактических затрат по содержанию дома (п. 3 распоряжения и п. 6
примечаний приложения к распоряжению).
Данное положение не противоречит требованиям Закона Российской
Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и
постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня
1996 г. No. 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и
коммунальных услуг".
Оно соответствует и постановлению правительства Москвы от
20 декабря 1994 г. No. 1161 "О переходе ко второму этапу реформы
системы оплаты жилищно-коммунальных услуг" (с изменениями на
13 июня 1995 г.). В п. 2 названного постановления установлены, в
частности, ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию домов
исходя из площади помещений, принадлежащих гражданам на праве
собственности, жилищных кооперативов и жилищно-строительных
кооперативов, а также товариществ собственников жилых помещений,
состоящих на техническом обслуживании городских, муниципальных
жилищных организаций г. Москвы, которые, как видно из материалов
дела, ниже размера издержек на содержание и ремонт домов. Эти
ставки применяются при расчетах по месту прописки лишь с теми
гражданами - собственниками жилья, членами ЖК и ЖСК, а также
товариществ собственников жилых помещений, которые имеют одно и
единственное жилье.
|