ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 30 марта 1998 г. N 181
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АУДИРОВАНИИ В СИСТЕМЕ
ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ
В целях организации экологического аудирования в системе
госкомитета и в соответствии с Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о
лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны
окружающей среды" и от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о
Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей
среды" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Вопросы организации экологического
аудирования в системе Госкомэкологии России.
2. Возложить на Управление науки и информации (Комаров)
организацию работ по введению экологического аудирования в системе
госкомитета, включая обеспечение разработки нормативных правовых и
инструктивно - методических документов по экологическому
аудированию.
3. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов) оказывать
консультативно - методическую помощь по вопросам организации
экологического аудирования в системе госкомитета.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Председателя Госкомэкологии России А.А. Соловьянова.
Председатель
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Приложение
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ
В СИСТЕМЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ
1. Правовыми предпосылками введения экологического аудирования
в системе Госкомэкологии России являются Постановления
Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О
лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 69), от
26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании
отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10,
ст. 937), от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о
Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей
среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 22, ст. 2605).
2. Экологическое аудирование (далее - экологический аудит)
является одним из видов деятельности на рынке работ и услуг
природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих
лицензированию.
3. Экологический аудит - предпринимательская деятельность
экологических аудиторов (далее - экоаудитор) или экологических
аудиторских организаций по осуществлению независимых
вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей
влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению
негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
4. Основные принципы экологического аудита:
объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого
субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей
экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении
экологического аудита;
профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах
охраны окружающей среды, природопользования и специфики
обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом
хозяйственной деятельности;
планирование работ по проведению экологического аудита;
комплексность экологического аудита (охват всех аспектов
воздействия на окружающую среду);
конфиденциальность информации, полученной в результате
проведения экологического аудита;
ответственность экоаудиторов за результаты проводимых
исследований.
5. Экологический аудит может быть обязательным и инициативным.
5.1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях,
прямо установленных нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
5.2. Инициативный экологический аудит проводится по решению
субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи
проведения экологического аудита.
6. Задачи экологического аудита:
обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
определение приоритетов при планировании природоохранной
деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее
осуществления;
проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности
природоохранительного законодательства;
повышение эффективности регулирования воздействия субъекта
хозяйственной деятельности на окружающую среду;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных
с загрязнением окружающей среды.
7. При проведении экологического аудита оценивается
соответствие осуществляемой деятельности природоохранным
требованиям, установленным нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, а также нормативными документами специально
уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.
8. Экологическим аудитом имеют право заниматься физические
лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица
(экологические аудиторские организации) независимо от форм
собственности, получившие лицензию на осуществление данного вида
деятельности.
8.1. Для аттестованных экоаудиторов, работающих в составе
имеющей лицензию организации по экологическому аудированию,
наличие лицензии на данный вид деятельности не является
обязательным.
8.2. Аттестация экоаудиторов на право осуществлять
экологический аудит в Российской Федерации проводится с целью
обеспечения профессионального и эффективного выполнения аудиторами
своих обязанностей.
9. Экологические аудиторские организации могут иметь любую
организационно - правовую форму в соответствии с действующим
законодательством, за исключением формы открытого акционерного
общества.
10. Для осуществления своей деятельности экологическая
аудиторская организация должна иметь в своем штате не менее трех
аттестованных в установленном порядке экологических аудиторов.
11. Экологические аудиторские организации и экоаудиторы могут
создавать объединения в форме ассоциаций или союзов для
координации своей деятельности, а также представления и защиты
общих имущественных интересов в соответствии с действующим
законодательством. При этом непосредственная экологическая
аудиторская деятельность указанных объединений не допускается.
12. Выбор организации, привлекаемой для проведения
экологического аудита, осуществляется заказчиком работ.
13. Взаимоотношения экологических аудиторских организаций или
экоаудиторов с субъектом хозяйственной деятельности строятся на
договорной основе.
14. Работы, связанные с выполнением в процессе экологического
аудита измерений, химических анализов уровня загрязнения
(состояния) окружающей среды и природных объектов, проводятся
испытательными (экоаналитическими) лабораториями, аккредитованными
в установленном порядке.
15. Оплата работ по проведению экологического аудирования
осуществляется в соответствии с условиями договора за счет
субъекта хозяйственной деятельности, если иное не установлено
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Экологическая аудиторская организация должна:
предоставлять информацию о наличии лицензии и аттестованных
экоаудиторов до заключения договора о проведении экологического
аудита;
систематически повышать квалификацию экоаудиторов организации;
обеспечивать экоаудиторов нормативной правовой, методической,
специальной документацией, необходимой для работы по данному
направлению;
составлять план работ и программу экологического аудита в
соответствии с поставленными целями и задачами экологического
аудита и согласовывать их с руководством предприятия (в случае,
если заказчиком является третья сторона, согласование проходит в
трехстороннем порядке);
обеспечивать квалифицированное и эффективное проведение
экологического аудита в соответствии с поставленными целями и
задачами;
уведомлять субъект хозяйственной деятельности об обнаруженных
нарушениях природоохранительного законодательства в процессе
экологического аудита;
предоставлять заказчику исчерпывающую информацию о проделанной
работе в пределах согласованного периода времени в соответствии с
планом экологического аудита;
при проведении обязательного экологического аудита
предоставлять копии отчета и заключения об экологическом аудите
органу, принявшему решение о проведении экологического аудита.
17. Экологический аудит не может проводиться:
а) экоаудиторами, являющимися учредителями, акционерами,
руководителями и иными должностными лицами аудируемого
хозяйственного субъекта либо состоящими в близком родстве или
свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а
также братья, сестры, родители и дети супругов) с указанными
лицами;
б) экологическими аудиторскими организациями:
в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся
их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами,
страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы
являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся
их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и
представительствами или имеющих в своем капитале долю этих
аудиторских фирм.
18. Экологические аудиторы и экологические аудиторские
организации несут ответственность за свою деятельность в
соответствии с действующим законодательством.
19. Экологическая аудиторская организация вправе:
самостоятельно определять формы и методы экологическою аудита,
исходя из требований нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым
объектом;
формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной
основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом
работы в области охраны окружающей среды и природопользования;
запрашивать необходимую документацию у руководства аудируемого
объекта;
отказаться от проведения экоаудита в случае непредставления
субъектом хозяйственной деятельности достаточной документации и
информации.
20. Результатом экологического аудита является заключение,
составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим
самостоятельно, или группой экоаудиторов. При проведении
экологического аудита экологической аудиторской организацией
заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в
проведении экологического аудита, и руководителем организации по
экологическому аудиту и скрепляется печатью.
В случае привлечения к участию в экологическом аудите
экспертов заключение эксперта включается в документацию
экологической аудиторской организации.
21. Заключение по экологическому аудиту состоит из трех
частей - вводной, аналитической и итоговой.
В вводной части указывается юридический адрес, расчетный счет
и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и
отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в проверке,
порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего
лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия,
а также срок проведения экологического аудита.
В аналитической части указываются:
наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его
деятельности, за который проводится экологический аудит;
результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие
ее экологическим требованиям;
факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений
природоохранительного законодательства Российской Федерации,
которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде
и здоровью населения.
Итоговая часть содержит:
обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной
деятельности на состояние окружающей среды;
конкретные и приемлемые меры по снижению негативного
воздействия на окружающую среду;
последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности
соответствующих мер.
22. Госкомэкология России с целью проведения единой
государственной политики в области охраны окружающей среды:
разрабатывает проекты нормативных правовых актов по
экологическому аудиту в Российской Федерации;
разрабатывает и утверждает инструктивно - методические и
нормативно - технические документы по проведению экологического
аудита;
согласовывает в пределах своей компетенции нормативные
правовые акты и инструктивно - методические документы по
проведению экологического аудита в различных отраслях,
представляемые соответствующими федеральными органами
исполнительной власти;
организует и осуществляет в установленном порядке выдачу
(аннулирование) лицензий на проведение экологического аудита;
осуществляет международное сотрудничество по вопросам
экологического аудита, в том числе по вопросам признания
удостоверений (сертификатов) экоаудиторов;
организует аттестацию экоаудиторов и аккредитацию центров
обучения по экологическому аудиту и испытательных
(экоаналитических) лабораторий;
ведет Реестр аттестованных экоаудиторов, организаций по
экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту;
оказывает методическую помощь организациям по экологическому
аудиту и экоаудиторам.
|