ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ ОТ 30 МАРТА 1998 Г. N 197-У
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦЕНТРАЛЬНОМ
БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"
ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1997 Г. N 66
В связи с внедрением электронного документооборота и ведения
электронных архивов внести в Правила ведения бухгалтерского учета
в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от
18.09.1997 г. N 66, утвержденные Приказом Банка России от 18.09.97
г. N 02-398, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указаниями
Банка России от 24.12.97 г. N 100-У, следующие изменения и
дополнения. В часть III "Организация работы по ведению
бухгалтерского учета" внести следующие изменения и дополнения: 1.
Второй абзац изложить в следующей редакции: "Регистры
бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на
отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных
(файлов, каталогов), сформированных с использованием средств
вычислительной техники". 2. После четвертого абзаца ввести абзац
следующего содержания: "В дальнейшем под подписью понимается как
собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в
соответствии со ст. 160 Гражданского кодекса Российской
Федерации". 3. Пункт 1.5.6 изложить в следующей редакции:
"Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут
представляться в учреждения Банка России в виде платежных
документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными
подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента,
а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по
каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических
носителях). Учреждение Банка России в договоре банковского
(корреспондентского) счета в соответствии с Положением Банка
России "О правилах обмена электронными документами между Банком
России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами
Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка
России" определяет порядок приема электронных документов клиентов,
их зашиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и
помещения подтверждающих документов в документы дня определяется
нормативными актами Банка России".
4. Третий абзац пункта 1.7.2 изложить в следующей редакции:
"Каждый документ, оформленный на бумажном носителе, должен иметь
подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати
и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах
должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки.
Объявления о взносе наличных средств подписываются вносителями".
5. Пункт 1.7.3 изложить в следующей редакции: "При передаче
распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных
документов должно быть обеспечено использование в них аналогов
собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств,
подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это
лицом".
6. Пункт 1.7.5 изложить в следующей редакции: "При приеме
распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных
документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов,
внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не
допускается".
7. В пункте 1.7.6 первый абзац изложить в следующей редакции:
"При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях
ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить,
соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли
все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания
банковских реквизитов, соответствует ли печать и подписи
распорядителя счетом заявленным учреждению Банка России образцам".
8. Пункт 1.9.7 изложить в следующей редакции: "Совершение
операций в учреждении Банка России может происходить на основании
электронного платежного документа, а в случаях, установленных
действующим законодательством и договором, - его бумажной копии,
заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный документ
должен содержать дату, контировку и аналог собственноручной
подписи, позволяющий однозначно идентифицировать ответственного
исполнителя (бухгалтера, контролера).
Подписями работников учреждения Банка России либо их аналогами
заверяются экземпляры документов (в том числе - электронных),
которые предназначены для хранения в качестве оправдательных по
совершенным операциям, а также экземпляры документов, подлежащие
приложению к выпискам из счетов клиентов и к документам по
межбанковским расчетам".
9. В пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения:
Второй абзац изложить в следующей редакции: "Номер лицевого
счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному
клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после
31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера
лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах должны
показываться: дата предыдущего движения по счету, входящий остаток
на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому
документу (сводному документу), остаток после отражения каждой
операции (в лицевых счетах в электронном виде), остаток на конец
дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в
книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов),
сформированных с использованием средств вычислительной техники. В
реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения
операции, номер документа, вид операции (шифр проведенного
документа указан в приложении М 1 к настоящим Правилам), номер
корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту,
остаток".
Двадцатый абзац изложить в редакции: "Книга регистрации
открытых счетов может вестись в электронном виде и подписываться
аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его
заместителя, при этом должны быть обеспечены меры зашиты
информации от несанкционированного доступа. В этом случае из ЭВМ
ежедневно распечатываются отдельные ведомости вновь открытых
счетов и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и
хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое
первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости - в
другие сроки в течение года, ведущаяся в ЭВМ книга регистрации
счетов выдается на печать. Отдельные листы книги сшиваются,
пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным
бухгалтером. Сформированная книга регистрации действующих счетов
сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов,
прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером
или его заместителем и сдается в архив. При необходимости можно
вести несколько книг регистрации лицевых счетов по потребности
банка, с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем
книгам".
После двадцать шестого абзаца ввести абзац следующего
содержания: "Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз
данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если
иное не предусмотрено договором с клиентом".
Двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции: "Выписки
из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств
вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей
работников учреждений Банка России. Если по каким-либо причинам
счет ведется вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих
счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского
работника, ведущего счет, и штампом учреждения Банка России. В
таком порядке оформляется каждый лист выписки".
Двадцать восьмой, двадцать девятый и тридцатый абзацы изложить
в следующей редакции: "Выписки на бумажных носителях выдаются в
порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска
печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским
работником ставится штамп "Выписка выдана за
"__"____________199_г. в порядке________________________
Подпись работника банка_______________________
Дата "__"________________ 199_г."
После тридцать пятого абзаца ввести абзац следующего
содержания:
"В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на основании
которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в
электронном виде, то указанные документы:
подписываются аналогами собственноручной подписи
уполномоченного лица;
- содержат дату провода документа по лицевому счету".
10. В пункте 3.2 исключить четырнадцатый абзац следующего
содержания: "В дальнейшем под подписью понимается как
собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в
соответствии со ст. 160 Гражданского кодекса Российской
Федерации".
11. После пункта 4.7 ввести пункт следующего содержания:
"4.8. Учреждение Банка России вправе организовать хранение
бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов,
каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной
техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания
бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным
нормативными актами Банка России. Структура баз данных
бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в
соответствии с требованиями, установленными пп.4.2-4.7 раздела 4
настоящих Правил".
12. Настоящее Указание вводится в действие с момента
подписания.
Председатель Центрального
банка Российской Федерации
С. К. Дубинин
|