УТРАТИЛО СИЛУ - УКАЗАНИЕ ЦБ РФ ОТ 05.12.2002 N 1216-У
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
УКАЗАНИЕ
от 30 марта 1998 г. N 196-У
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В "ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 18 ИЮНЯ 1997 Г. N 61
1. В связи с внедрением электронного документооборота и
ведения электронных архивов внести в Правила ведения
бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на
территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61,
утвержденные Приказом Банка России от 18.06.97 N 02-263, с учетом
изменений и дополнений, внесенных Указаниями Банка России от
11.12.97 N 62-У и от 30.12.97 N 119-У, следующие изменения и
дополнения.
В часть III "Организация работы по ведению бухгалтерского
учета" внести следующие изменения и дополнения:
1) Второй абзац изложить в следующей редакции: "Регистры
бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на
отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных
(файлов, каталогов), сформированных с использованием средств
вычислительной техники".
2) После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания:
"В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная
подпись, так ее аналоги, применяемые в соответствии со ст. 160
Гражданского Кодекса Российской Федерации".
3) Пункт 1.5.6 изложить в следующей редакции: "Прием расчетных
документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными
подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента,
осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех
экземплярах документа проставляется расписка (штамп), содержащая
текст "Принято "__" __________ 199_ г.". Последний экземпляр
документа возвращается клиенту".
4) Пункт 1.5.11 изложить в следующей редакции: "Поручения
клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться
в кредитные организации в виде платежных документов на бумажных
носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных
лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде
электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи
или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная
организация в договоре банковского счета в соответствии с
Положением Банка России "О порядке приема к исполнению поручений
владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи,
при проведении безналичных расчетов кредитными организациями"
определяет порядок приема электронных документов клиентов, их
защиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и
помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в
правилах документооборота кредитной организации".
5) Четвертый абзац пункта 1.7.2 изложить в следующей редакции:
"Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на
бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа,
оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного
поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц
клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам.
Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или
пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег
подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные
отрезные части должны быть прочеркнуты".
6) Пункт 1.7.3 изложить в следующей редакции: "При передаче
распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных
документов должно быть обеспечено использование в них аналогов
собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств,
подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это
лицом".
7) Пункт 1.7.5 изложить в следующей редакции: "При приеме
распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных
документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов
внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не
допускается".
8) Первый абзац пункта 1.7.6 изложить в следующей редакции:
"При приеме денежно - расчетных документов на бумажных носителях
ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить,
соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли
все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания
банковских реквизитов, соответствуют ли печать и подписи
распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам".
9) Пункт 1.9.7 изложить в следующей редакции: "Совершение
операций в кредитной организации может происходить на основании
электронного платежного документа, а в случаях, установленных
действующим законодательством и договором, - его бумажной копии,
заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный документ
должен содержать дату, контировку и аналог собственноручной
подписи, позволяющий однозначно идентифицировать ответственного
исполнителя (бухгалтера, контролера).
Подписями работников кредитной организации или их аналогами
заверяются экземпляры документов (в том числе - электронных),
которые предназначены для хранения в качестве оправдательных по
совершенным операциям, а также экземпляры документов, подлежащие
приложению к выпискам из счетов клиентов и к документам по
межбанковским расчетам".
10) В пункт 2.1 внести следующие изменения и дополнения:
- второй абзац изложить в следующей редакции: "Номер лицевого
счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному
клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после
31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера
лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах должны
показываться: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток
на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому
документу (сводному документу), остаток после отражения каждой
операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня.
Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах
либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов),
сформированных с использованием средств вычислительной техники. В
реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения
операции, номер документа, вид (шифр) операции (шифр проведенного
документа указан в приложении N 1 к настоящим Правилам), номер
корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту,
остаток.";
- семнадцатый абзац изложить в следующей редакции: "В книге
для каждого номера и наименования счета второго порядка
открываются отдельные страницы, которые пронумеровываются,
прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью
главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного
бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).";
- в двадцать первом абзаце первое предложение изложить в
следующей редакции: "Учетной политикой кредитной организации может
быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в
электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной
подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны
быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного
доступа.";
- двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции:
"Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются,
печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде
электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде
выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом.";
- двадцать восьмой абзац изложить в следующей редакции:
"Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств
вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей
работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет
велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов,
выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского
работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком
порядке оформляется каждый лист выписки.";
- двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый абзацы
изложить в следующей редакции: "Выписки на бумажных носителях
выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках образцов
подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре)
бухгалтерским работником ставится штамп "Выписка выдана за
"__" ________________ 199_ г. в порядке ________________
Подпись работника кредитной организации ____________
Дата "__" ______________ 199_ г.";
- тридцать четвертый абзац изложить в следующей редакции: "На
документах, прилагаемых к выпискам, должен проставляться штамп и
календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету.
Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На
тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают
содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном
приложении, штамп не ставится. В случае, если прилагаемые к
выпискам документы, на основании которых совершены записи по
счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные
документы:
- подписываются аналогами собственноручной подписи
уполномоченного лица;
- содержат дату провода документа по лицевому счету".
11) В пункте 3.2 исключить текст десятого абзаца: "В
дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись,
так ее аналоги, применяемые в соответствии со ст. 160 Гражданского
кодекса Российской Федерации".
12) После пункта 4.8 ввести пункт следующего содержания:
"4.9. Кредитная организация вправе организовать хранение
бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов,
каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной
техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания
бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным
нормативными актами Банка России. Структура баз данных
бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в
соответствии с требованиями, установленными п. п. 4.2 -
4.8 настоящего раздела".
2. Настоящее Указание вводится в действие с момента
опубликования в "Вестнике Банка России".
3. Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее
Указание до кредитных организаций.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН
|