ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 26 марта 1998 г. N 7
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОССТАНДАРТА РОССИИ В 1997 Г. И ЗАДАЧАХ НА 1998 Г.
Коллегия Госстандарта России с участием руководителей
территориальных органов, институтов и управлений Комитета
рассмотрела итоги деятельности территориальных органов
Госстандарта России в 1997 г. и задачи на 1998 г.
Коллегия отмечает, что в 1997 г. деятельность территориальных
органов Комитета была направлена на обеспечение проведения на
закрепленных территориях государственной политики в области
стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, а также
повышения эффективности государственного контроля и надзора.
Проводились работы по совершенствованию научно - технического,
организационного, нормативно - методического обеспечения
деятельности территориальных органов в указанных сферах
деятельности.
С учетом предложений территориальных органов, направленных на
формирование правовой среды, расширение государственного
регулирования вопросов безопасности и защиты прав потребителей,
обеспечение согласованности и непротиворечивости отражения
указанных вопросов в различных законодательных актах, Госстандарт
России разрабатывал и принимал участие в подготовке и согласовании
более 20 федеральных законов, в том числе Законов "Об изменении и
дополнении Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и
услуг", "О защите прав потребителей", "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов",
"Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях".
Разработано и зарегистрировано в Минюсте России Положение о
порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом
России за нарушение обязательных требований государственных
стандартов и правил обязательной сертификации. Введен в действие
комплекс рекомендаций по проведению государственного надзора на
различных стадиях жизненного цикла продукции.
С вводом в промышленную эксплуатацию первой очереди
автоматизированной системы "Госнадзор" существенно повышены
оперативность и качество обработки результатов государственного
надзора, расширены возможности анализа и выработки решений по
оперативному реагированию Комитета в вопросах регулирования
поведения субъектов хозяйственной деятельности на потребительском
рынке.
Основными направлениями деятельности территориальных органов
являлись обеспечение единства измерений, сохранение и развитие
испытательной базы, выполнение государственных контрольно -
надзорных функций, оказание субъектам хозяйственной деятельности
услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Получили развитие новые направления деятельности:
государственный надзор в сфере услуг; метрологический надзор за
фасованными и отчуждаемыми товарами, стандартизацией методик
выполнения измерений; координация работ в регионах по созданию
российской системы калибровки средств измерений.
Проводилась работа по внедрению в территориальных органах, на
предприятиях и в организациях регионов стандартов систем
управления качеством. В 1998 г. предусматривается сертификация
систем качества в 14 центрах стандартизации, метрологии и
сертификации.
Определенный вклад внесен территориальными органами в
организацию конкурса на соискание премии Правительства Российской
Федерации в области качества. По инициативе Тест - С. - Петербург
проведена под эгидой Комитета Всероссийская выставка "Российские
традиции качества". Большое значение имела организованная
Ростест - Москва выставка конкурентоспособных отечественных
товаров, посвященная Всемирному Дню качества.
Большинство руководителей территориальных органов активно
участвуют в информационно - пропагандистской работе в регионах,
регулярно выступают в средствах массовой информации, печатных
изданиях Комитета, содействуя тем самым реальной защите интересов
государства и прав потребителей, повышению правовой культуры
предпринимателей.
Введены в действие в Коломенском, Курском, Саратовском ЦСМ
4,5 тыс. кв. м производственных площадей. В распоряжение
Уральского, Татарстанского, Амурского, Краснодарского и других
центров от местных администраций и других организаций переданы
здания общей площадью более 10,0 тыс. кв. м.
В условиях отсутствия бюджетного финансирования на развитие
технического потенциала территориальными органами направлено из
собственных средств 16,3 млрд. р., дополнительно создано
500 рабочих мест.
Значительные средства направлялись на обучение и повышение
квалификации персонала.
Объем работ и услуг, выполненных территориальными органами,
составил 727,2 млрд. р., что на 21,1 % превышает результаты
1996 г.
Средняя заработная плата за 9 месяцев 1997 г. выросла на 25,2%
и выплачивалась своевременно.
В 1997 г. государственному контролю и надзору было подвергнуто
более 35000 предприятий различных форм собственности, на половине
из которых были выявлены нарушения установленных требований.
Основное внимание было уделено предотвращению поступления на
потребительский рынок некачественных и опасных для потребителя:
алкогольной продукции, пищевых продуктов и продовольственного
сырья, продукции легкой промышленности, бытовой радиоэлектронной
аппаратуры.
Приоритетами государственного метрологического надзора
являлись сферы здравоохранения, охраны окружающей среды,
обеспечения безопасности труда, торговых операций и взаимных
расчетов между покупателями и продавцами. Проверено свыше 2,2 млн.
единиц средств измерений, из которых 25% признаны непригодными к
применению.
За нарушение установленных требований применено к предприятиям
штрафов на сумму около 9 млрд. р. и привлечено к ответственности
4,5 тыс. должностных лиц с применением штрафов на сумму около
4 млрд. р.
За нарушение правил обязательной сертификации к субъектам
хозяйственной деятельности применено штрафов на сумму более
18 млрд. р.
В результате принятых мер предотвращена поставка на российский
рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям
государственных стандартов, на сумму более 1,2 трлн. р.
В целом, благодаря активной работе территориальных органов,
координации их взаимодействия с администрациями регионов и
контрольно - надзорными органами других федеральных ведомств,
применению правовых рычагов воздействия, проведению работ по
обязательной сертификации, достигнут определенный социальный
эффект, выразившийся в недопущении недоброкачественной и опасной
продукции на потребительский рынок, направлении в бюджет страны
дополнительных финансовых средств, повышении ответственности
изготовителей в области качества и безопасности товаров.
Вместе с тем, положение дел в сферах, подконтрольных
территориальным органам Комитета, требует проведения более
целенаправленной политики, учитывающей динамичный процесс
интеграции России в мировую экономическую систему, присоединение к
Всемирной торговой организации и объективно возрастающую
конкуренцию российским товарам.
Результативность деятельности территориальных органов в
значительной мере снижается из-за недостаточной
скоординированности действий структурных звеньев в системе
Комитета (центрального аппарата, институтов, территориальных
органов), неопределенности их правового статуса, недостаточно
четко определенных в положениях функций, прав и обязанностей.
Требует совершенствования организованная структура
территориальных органов.
Сложившаяся система обучения и повышения квалификации кадров
не в полной мере учитывает характер задач, решение которых
возложено на территориальные органы.
Действующая система информационного обеспечения не позволяет
оперативно обмениваться опытом внедрения новой техники и методик
измерений, современными формами организации работы.
Назрела необходимость совершенствования всей системы
государственного контроля и надзора, особенно анализа и обобщения
его результативности и проведения, использования полномочий,
предоставленных действующим законодательством.
На недостаточном уровне осуществляется также и анализ
финансово - экономической и хозяйственной деятельности
территориальных органов.
Недостаточными темпами обновляется и актуализируется
нормативно - методическое обеспечение территориальных органов
научными организациями Комитета.
Вызывает озабоченность состояние и перспективы обновления
поверочно - технологической базы территориальных органов. По
данным анализа, степень физического износа эталонов, поверочного и
вспомогательного оборудования метрологических комплексов ЦСМ, при
их общей балансовой стоимости 250 млн. р., оценивается в диапазоне
60 - 90 %.
Коллегия постановляет:
1. Считать приоритетными задачами территориальных органов
Комитета на 1998 год:
- широкое использование механизмов стандартизации, обеспечения
единства измерений, оценки и подтверждения соответствия в
обеспечении качества и безопасности продукции и услуг,
стимулирования экспорта, создания условий роста промышленного
производства и его эффективности;
- обеспечение единства измерений путем координации со стороны
ЦСМ деятельности региональных сетей поверочных и калибровочных
лабораторий, увеличения объемов и повышения профессионального
уровня надзора за соблюдением стандартизованной процедуры
разработки и утверждения методик выполнения измерений;
- реализация правил и процедур, направленных на устранение
технических барьеров в обмене товарами и защиту потребительского
рынка от недоброкачественных товаров при вступлении Российской
Федерации во Всемирную торговую организацию;
- совершенствование организационной структуры, повышение
эффективности государственного контроля и надзора путем усиления
взаимодействия с органами исполнительной власти, контрольно -
надзорными органами и четкого планирования работ;
- развитие материально - технической базы, оснащение
современным испытательным и поверочным оборудованием;
- обеспечение широкой информированности местных органов
исполнительной власти, товаропроизводителей, общественных
организаций о научно - технической деятельности Комитета и
территориальных органов в области стандартизации, метрологии,
сертификации, аккредитации и государственного контроля и надзора;
- участие в формировании и реализации планов государственной
стандартизации и в работах по международной стандартизации.
2. Управлению государственного контроля и надзора
(В.К. Созинову) совместно с управлениями (отделами):
- принять меры по совершенствованию руководства
территориальными органами, улучшению их взаимодействия с
центральным аппаратом и научными учреждениями Комитета;
- в месячный срок подготовить и представить на утверждение
проекты необходимых приказов и распоряжений по устранению
отмеченных в данном решении недостатков и совершенствованию работы
территориальных органов.
3. Управлению экономики (П.С. Пранову), Управлению
государственного контроля и надзора (В.К. Созинову) обеспечить
проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности
территориальных органов и систематическое заслушивание их на
заседании коллегии.
4. Принять за основу план мероприятий по реализации
предложений, высказанных на заседании коллегии Госстандарта России
по итогам работы территориальных органов Комитета в 1997 г. и
задачам на 1998 г. (далее - План).
Управлению государственного контроля и надзора (В.К. Созинову)
доработать План с учетом поступивших замечаний и представить его
для утверждения Председателю Госстандарта России до 20 мая с.г. и
направить его в территориальные органы и подразделения Комитета.
5. Контроль за исполнением данного решения коллегии возложить
на заместителя председателя Госстандарта России Н.С. Круглова.
|