ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 1998 г. N ДО-1-17-5/59
Управление охраны и защиты леса направляет Положение о защите
лесов от вредителей и болезней леса, утвержденное Руководителем
Федеральной службы лесного хозяйства России В.А. Шубиным от 19
марта 1998 года для принятия к руководству и исполнению.
Заместитель Руководителя
Федеральной службы
Д.И.ОДИНЦОВ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
лесного хозяйства России
В.А.ШУБИН
19 марта 1998 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ЛЕСА
1. Общие положения
1.1. Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса
(далее - Положение) регламентирует деятельность по защите лесного
фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) от вредителей,
болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного
характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий
(далее - защита лесов, лесозащита).
1.2. Государственное управление деятельностью по защите лесов
федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет
непосредственно и через свои территориальные органы.
1.3. Защите от вредителей, болезней, иных вредных воздействий
природного и антропогенного характера подлежат леса, лесные
культуры, питомники, постоянные лесосеменные участки, плантации и
заготовленные лесоматериалы в соответствии с требованиями
Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.98 N
10 (далее - Санитарные правила).
1.4. Защита лесов осуществляется с учетом их природных
особенностей, целевого назначения и представляет собой систему
мероприятий, направленную на повышение устойчивости лесов, на
предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления,
загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от
вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и
антропогенного характера.
1.5. Осуществление защиты лесов включает следующие мероприятия:
проектирование и проведение профилактических мероприятий по
защите лесов от вредителей и болезней;
санитарно-оздоровительные мероприятия;
проектирование и осуществление истребительных мероприятий в
очагах вредителей, болезней леса;
мероприятия по защите лесной продукции, в том числе
заготовленной древесины и лесоматериалов;
лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием
вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников,
постоянных лесосеменных участков и плантаций;
специальные экспедиционные лесопатологические обследования;
контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при
ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование
санитарного состояния лесов.
2. Организация защиты лесов, функции органов управления
лесным хозяйством по защите лесов
2.1. Деятельность по защите лесов осуществляется должностными
лицами государственной лесной охраны Российской Федерации и
специализированными подразделениями службы лесозащиты, в состав
которой входят: структурное подразделение по защите лесов
федерального органа управления лесным хозяйством, структурные
подразделения по защите леса органов управления лесным хозяйством
в субъектах Российской Федерации, специализированные лесозащитные
организации, станции защиты лесов, межрайонные инженеры-
лесопатологи и старшие летчики-наблюдатели по лесозащите баз
авиационной охраны лесов. В структуру службы лесозащиты входят
специализированные лесоустроительные организации и
специализированные лесоустроительные экспедиции.
2.2. Федеральный орган управления лесным хозяйством
осуществляет общее руководство деятельностью по защите лесов,
формирует единую научно-техническую политику и нормативно-
методическую базу по лесозащите, обеспечивает контроль за
исполнением Санитарных правил, санитарным состоянием лесов,
лесопатологической обстановкой на основе данных
лесопатологического мониторинга и специальных экспедиционных
лесопатологических обследований, анализа текущей ситуации,
перспективных прогнозов санитарного состояния и лесопатологической
обстановки, определяет порядок планирования и реализации
лесозащитных мероприятий, координирует деятельность
территориальных органов федерального органа управления лесным
хозяйством по лесозащите, заключает, в пределах своей компетенции,
международные соглашения в области защиты лесов.
2.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации осуществляют на соответствующей территории лесного фонда
защиту лесов, контроль за санитарным состоянием лесов и
лесопатологической обстановкой, исполнением требований Санитарных
правил, в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных
к ответственности в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, ведут учет информации о санитарном состоянии
лесов и лесопатологической обстановке на основе
лесопатологического мониторинга и надзора за санитарным состоянием
лесов, организуют и проводят лесозащитные мероприятия против
вредителей и болезней леса.
2.4. Лесхозы согласно Положению о лесопатологическом
мониторинге, утвержденному Федеральной службой лесного хозяйства
России 12.09.97, проводят лесопатологический надзор и ведут учет
информации о санитарном состоянии лесов, лесопатологической
обстановке, осуществляют лесозащитные мероприятия и, в пределах
своей компетенции, контроль выполнения Санитарных правил
лесопользователями.
2.5. В целях совершенствования деятельности по защите лесов
федеральный орган управления лесным хозяйством создает
подведомственные специализированные лесозащитные организации, на
которые могут быть возложены: методическое обеспечение по защите
лесов, организация и ведение лесопатологического мониторинга,
проведение специальных экспедиционных лесопатологических
обследований, оценка соблюдения требований Санитарных правил,
ведение информационных баз данных, прогнозирование санитарного
состояния и лесопатологической обстановки, материально-техническое
обеспечение и осуществление истребительных мероприятий в очагах
вредителей и болезней леса.
2.6. Для эффективного обеспечения защиты лесного фонда
федеральный орган управления лесным хозяйством формирует по
территориальному принципу сеть специализированных лесозащитных
организаций в субъектах Российской Федерации, на которые могут
быть возложены: ведение лесопатологического мониторинга и надзор
за состоянием насаждений, в том числе в местах проведения рубок
главного пользования, выявление лесонарушений, влекущих за собой
нарушение устойчивости, повреждение, ослабление, усыхание лесов,
учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической
обстановке, проведение лесозащитных, в том числе и истребительных
мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.
2.7. Структура и организационные формы специализированных
лесозащитных организаций, а также объем их полномочий определяются
федеральным органом управления лесным хозяйством на основе научно
обоснованных прогнозов развития лесного хозяйства и вероятного
негативного влияния на леса природных и антропогенных факторов.
2.8. Ответственность за защиту леса от вредителей и болезней
возлагается на должностных лиц федерального органа управления
лесным хозяйством, главных лесничих органов управления лесным
хозяйством в субъектах Российской Федерации, главных лесничих
лесхозов и национальных парков, директоров хозрасчетных
питомников.
3. Отчетность и планирование лесозащитной деятельности
3.1. Основными отчетными документами федерального органа
управления лесным хозяйством по лесозащитной деятельности являются
"Обзор санитарного состояния лесов" за отчетный год и "Прогноз
развития вредителей, болезней леса" на следующий календарный год.
3.2. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации в установленные сроки направляют в федеральный орган
управления лесным хозяйством или его подведомственной
специализированной организации формы государственного и
отраслевого статистического наблюдения.
3.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления
лесным хозяйством или его подведомственной специализированной
организации следующую информацию:
отчет о результатах проведения истребительных авиационных и
крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса, включая
сведения по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца
после завершения истребительных мероприятий против вредителей
леса;
до 31 октября:
заявки в план экспедиционных лесопатологических обследований,
составленные на основе результатов лесопатологического мониторинга
и надзора;
до 15 ноября:
технико-экономические обоснования (проекты) проведения
истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и
болезней леса;
формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению
по организации и ведению лесопатологического мониторинга:
1) площади и запасы погибших насаждений, древостоев с
повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления;
2) характеристику очагов хвое-, листогрызущих вредителей леса;
3) сведения по объемам проведения и эффективности
истребительных мероприятий против вредителей леса;
4) характеристику очагов прочих вредителей леса (кроме хвое-,
листогрызущих вредителей);
5) характеристику очагов болезней леса;
6) сведения по объемам проведения и эффективности прочих
лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и
истребительных);
до 15 января:
Обзор санитарного состояния лесов.
3.4. Все лесхозы, государственные природные заповедники,
национальные и природные парки ежегодно до 1 ноября направляют в
органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации:
сведения об исполнении планов (корректировок) санитарно-
оздоровительных мероприятий, сведения о насаждениях, в которых в
течение года проводились санитарно-оздоровительные мероприятия, их
объемы по площадям и запасам;
характеристику мероприятий по защите лесных культур;
результаты контроля санитарного состояния лесов, в том числе в
местах проведения рубок главного пользования, характеристику
мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.
3.5. Специализированные лесозащитные организации в субъектах
Российской Федерации, станции защиты леса ежегодно до 15 января
представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или
его подведомственной организации годовой отчет о работе и план
мероприятий на следующий календарный год.
3.5. Технико-экономические обоснования (проекты) проведения
истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и
болезней леса составляются в соответствии с нормативами,
утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.
3.6. Планирование лесозащитной деятельности осуществляется на
основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных
экспедиционных лесопатологических обследований, проектов
лесозащитных мероприятий, учета лесопатологической информации и
заявок на проведение лесозащитных мероприятий от органов
управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
3.7. Федеральный орган управления лесным хозяйством на основе
результатов лесопатологического мониторинга, специальных
экспедиционных лесопатологических обследований, проектов
лесозащитных мероприятий, а также государственной и отраслевой
отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах
Российской Федерации формирует бюджетные заявки на защиту лесов.
4. Термины и определения
Специальные термины, используемые в настоящем Положении, имеют
следующие определения:
болезни леса - это патологические процессы, возникающие и
развивающиеся под влиянием патогенов - возбудителей инфекционных
болезней (грибов, бактерий, вирусов, нематод, высших цветковых
растений и другие) и неблагоприятных факторов среды природного
(засуха, наводнение, заморозки и т.д.) и антропогенного
(загрязнение, рекреация и т.д.) характера - возбудителей
неинфекционных болезней, наносящие ущерб целевым функциям леса и
лесной продукции;
вредители леса - виды растительноядных животных (насекомые,
клещи, копытные, грызуны и другие), популяции которых могут
наносить ущерб целевым функциям леса и лесной продукции;
защита лесов от вредителей и болезней (лесозащита) - сфера
деятельности органов управления лесным хозяйством и
лесопользователей, включающая комплекс правил, методов и
технологий, используемых для повышения устойчивости и защиты
лесов, лесных питомников, плантаций, лесных культур, прочих
объектов лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей и
болезней;
истребительные мероприятия - меры, снижающие уровень
численности популяций вредителей и ограничивающие распространение
болезней леса в очагах с целью их локализации;
лесопатологическая обстановка - комплекс характеристик
поврежденности и пораженности древостоя, подроста и других
элементов леса, уровня численности и других показателей развития
популяций вредителей и возбудителей болезней леса, оценок степени
негативного воздействия на лес прочих факторов среды;
лесопатологический мониторинг - система сбора, анализа,
движения и использования информации о санитарном состоянии лесов и
лесопатологической обстановке в целях прогноза, своевременного
принятия решений по планированию и осуществлению лесозащитных
мероприятий;
лесопатологический надзор - система сбора, анализа, движения и
использования информации для контроля за появлением,
распространением и развитием популяций вредителей, болезней лесов
в целях прогноза и своевременного принятия решений по планированию
и осуществлению лесозащитных мероприятий. Лесопатологический
надзор является составной частью лесопатологического мониторинга;
очаги вредителей (болезней) леса - участки леса (лесных
земель), характеризующиеся повышенной численностью вредителей или
концентрацией патогенных организмов, угрожающих нанесением ущерба
целевым функциям леса и требующие проведения лесопатологического
надзора и/или лесозащитных мероприятий;
профилактические лесозащитные мероприятия - меры, сдерживающие
численность популяций вредителей и распространение болезней,
направленные на предупреждение развития их очагов и повышение
устойчивости лесов;
санитарное состояние леса - характеристика насаждения на
основании данных о распределении деревьев и их объемов (запаса) по
категориям состояния;
Санитарные правила в лесах Российской Федерации - нормативный
правовой акт, регламентирующий порядок соблюдения санитарных
требований и выполнения комплекса мероприятий, направленных на
сохранение устойчивости и целевых функций леса;
специальное экспедиционное лесопатологическое обследование -
комплекс проектно-изыскательских работ и лабораторно-
диагностических исследований, проводимых для получения оперативной
информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической
обстановке для обоснования целесообразности проведения и
организации лесозащитных мероприятий.
|