ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
от 24 марта 1998 г. N 4109/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение от 19.06.96 и постановление апелляционной
инстанции от 21.08.96 Арбитражного суда Красноярского края по делу
N 1-872.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Исполняющий обязанности прокурора Мурманской области в
интересах акционерного общества открытого типа "Мурманское морское
пароходство" обратился в Арбитражный суд Красноярского края с
иском к акционерному обществу закрытого типа "Новоенисейский
лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" о взыскании 50 908 017
116 рублей, в том числе 16 528 407 632 рублей в связи с неоплатой
ледокольного потонного сбора и 34 379 609 484 рублей штрафа за
невнесение платежей и сборов при сдаче груза к перевозке в
соответствии с пунктом 1.12.1 прейскуранта 11-01 "Тарифы на
перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании".
Решение от 19.06.96 в иске отказано, поскольку положения
прейскуранта 11-01 применяются только к правоотношениям, возникшим
из договора перевозки груза, а в таких правоотношениях истец и
ответчик не состояли.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.08.96 решение
оставлено без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается состоявшиеся судебные акты отменить, дело
передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АООТ "Мурманское морское
пароходство" предъявило АОЗТ "Новоенисейский
лесопильно-деревообрабатыващий комбинат" 13 платежных требований
на оплату ледокольного потонного сбора за следование судов с
грузом комбината по трассе Северного морского пути в навигацию
1994 - 1995 годов. От оплаты этих требований комбинат отказался,
указав на то, что договор перевозки груза заключила ассоциация
"Енисейлесоэкспорт".
Требуя оплаты ледокольного потонного сбора, пароходство
ссылалось на прейскурант 11-01 "Тарифы на перевозки грузов морским
транспортом в каботажном плавании", утвержденный постановлением
Государственного комитета по ценам СССР от 27.03.89 N 274 с
изменениями и дополнениями от 21.08.90.
В соответствии с пунктом 3.7.5 названного прейскуранта
ледокольный потонный сбор взимается круглогодично один раз с
каждой тонны перевозимого груза, прибывающего в порты или
отправляемого из портов трассы Северного морского пути либо
перевозимого по ней транзитом в каботажном и заграничном плавании.
Обслуживание трассы Северного морского пути производится АООТ
"Мурманское морское пароходство" и АООТ "Дальневосточное морское
пароходство".
Взимание ледокольного сбора на трассе Северного морского пути
обусловлено необходимостью покрытия расходов на осуществление
Мурманским и Дальневосточными морскими пароходствами мероприятий,
направленных на обеспечение безопасности мореплавания судов на
трассе Северного морского пути, в том числе
гидрометеорологическое, навигационное, ледокольное обеспечение
арктического судоходства. То есть, ледокольный потонный сбор
взимается не за конкретный вид проводки, например, за работу
ледоколов, а за осуществление всего комплекса мероприятий,
направленных на обеспечение навигации.
Согласно пункту 3.7.6 прейскуранта 11-01 ледокольный потонный
сбор на трассе Северного морского пути при следовании судов
Министерства морского флота РСФСР в каботажном плавании взимается
портами Министерства морского флота РСФСР. При следовании судов
Министерства морского флота РСФСР с экспортно-импортными грузами,
перевозимыми в заграничном плавании транзитом через трассу
Северного морского пути, а также судов, не принадлежащих
Министерству морского флота РСФСР, ледокольный потонный сбор
взимается пароходствами.
Из материалов дела усматривается, что перевозка груза АОЗТ
"Новоенисейский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"
назначением в Бельгию, то есть транзитом через трассу Северного
морского пути производилась судами Северного морского пароходства.
Как сообщил ответчик, договор на перевозку груза был заключен
ассоциацией "Енисейлесоэкспорт" с Северным морским пароходством.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации
гражданские права и обязанности возникают из сделок (договоров) и
других оснований, предусмотренных законодательством.
Правовой основой для взимания ледокольного потонного сбора
является прейскурант 11-01. Однако этот документ устанавливает
только цены и тарифы при расчетах за перевозки, но не определяет
получателя и механизм взимания сборов.
При рассмотрении дела следовало определить круг участников
данных отношений, учитывая, что перевозка груза осуществлялась
судами Северного морского пароходства, характер сложившихся между
ними правоотношений, исследовать дополнительно представленные
коносаменты и иные документы, а также уточнить, включался ли
ледокольный сбор в состав платежей, подлежащих оплате
грузоотправителем.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты подлежат
отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 19.06.96 и постановление апелляционной инстанции от
21.08.96 Арбитражного суда Красноярского края по делу N 1-872
отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
И.о. Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
М.К.Юков
|