ПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 1998 г. N 8/2-ж/д
Рассмотрев предложения Экспертного совета при Федеральной
службе России по регулированию естественных монополий на
транспорте по вопросу снижения железнодорожных тарифов на грузовые
перевозки в 1998 - 2000 годах, Правление ФСЕМТ России решило:
1. Утвердить план - график снижения тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки в 1998 году (Приложение N 1).
2. Утвердить план - график снижения тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки в 1999 - 2000 годах
(Приложение N 2) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
Председатель Правления
ФСЕМТ России
М.Б.КИСЛЮК
Приложение N 1
ПЛАН - ГРАФИК СНИЖЕНИЯ ТАРИФОВ
НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
В 1998 ГОДУ
----T-------------------------T-----------T---------------------------¬
¦ N ¦Наименование мероприятия,¦Экономиче- ¦ Примечание ¦
¦п/п¦меры структурной реформы,¦ский эффект¦ ¦
¦ ¦фактора снижения себесто-¦ (снижение ¦ ¦
¦ ¦ имости ¦уровня та- ¦ ¦
¦ ¦ ¦рифа в %, в¦ ¦
¦ ¦ ¦годовом ис-¦ ¦
¦ ¦ ¦ числении) ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦1. ¦Рост промышленного произ-¦ 2% ¦Согласно Основных показа- ¦
¦ ¦водства, снижение удель- ¦ ¦телей к сценарным условиям ¦
¦ ¦ных затрат при перевозках¦ ¦социально - экономического ¦
¦ ¦ ¦ ¦развития Российской Федера-¦
¦ ¦ ¦ ¦ции на период до 2000 года ¦
¦ ¦ ¦ ¦индекс - дефлятор ВВП ¦
¦ ¦ ¦ ¦1998 года по отношению к ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 г. 101,3 - 102,3%, для¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджета принят показатель ¦
¦ ¦ ¦ ¦102%; индекс - дефлятор по ¦
¦ ¦ ¦ ¦промышленной продукции - ¦
¦ ¦ ¦ ¦104,1 - 105,0% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦2. ¦Выведение предприятий ¦ 1% ¦В 1997 г. передано в муни- ¦
¦ ¦социальной сферы из стру-¦ ¦ципальную собственность ¦
¦ ¦ктуры железнодорожного ¦ ¦20 млн. кв. метров жилищно-¦
¦ ¦транспорта, соответствую-¦ ¦го фонда, частичный эффект ¦
¦ ¦щее снижение убытков и ¦ ¦от этого скажется в текущем¦
¦ ¦себестоимости по основной¦ ¦году. ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦В 1998 г. планируется ¦
¦ ¦ ¦ ¦передать 20 млн. кв. мет- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ров; вывести из структуры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ж. д. 255 объектов рабочего¦
¦ ¦ ¦ ¦снабжения (4% от общего ¦
¦ ¦ ¦ ¦числа), 127 общеобразова- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельных школ (24%) ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦3. ¦Дверсификация производст-¦ 0,8% ¦В соответствии с прогнозом ¦
¦ ¦ва, увеличение объема ¦ ¦МПС (задание коллегии от ¦
¦ ¦продукции и услуг, выпол-¦ ¦16 - 17 декабря 1997 г.) ¦
¦ ¦няемых на сторону ¦ ¦прибыль от подсобно - ¦
¦ ¦ ¦ ¦вспомогательной деятельнос-¦
¦ ¦ ¦ ¦ти составит 1,5 млрд. ¦
¦ ¦ ¦ ¦рублей (в новых ценах). ¦
¦ ¦ ¦ ¦В структуре доходов желез- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ных дорог средства, полу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ченные от перевозок, ¦
¦ ¦ ¦ ¦составляют 83%, бюджетные ¦
¦ ¦ ¦ ¦средства - 2,3%, доходы от ¦
¦ ¦ ¦ ¦прочих услуг - 14,7% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦4. ¦Сокращение льгот при ¦ 1,2% ¦В стадии разработки и сог- ¦
¦ ¦пользовании пассажирскими¦ ¦ласования - соответствую- ¦
¦ ¦услугами, переход к ¦ ¦щие нормативные документы. ¦
¦ ¦адресному дотированию, ¦ ¦В федеральном бюджете пре- ¦
¦ ¦выделение средств из ¦ ¦дусмотрено выделение дота- ¦
¦ ¦федерального бюджета и ¦ ¦ций в размере 450 млн. ¦
¦ ¦бюджетов субъектов Рос- ¦ ¦рублей (в новом масштабе ¦
¦ ¦сийской Федерации, расши-¦ ¦цен) ¦
¦ ¦рение практики обращения ¦ ¦ ¦
¦ ¦на сети вагонов и поездов¦ ¦ ¦
¦ ¦повышенной комфортности, ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение гибкой тариф- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной политики ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦5. ¦Усиление стимулирующей ¦ 1% ¦Снижение тарифов при поль- ¦
¦ ¦роли тарифов в снижении ¦ ¦зовании маршрутных техноло-¦
¦ ¦затрат ¦ ¦гий на 20 - 25%, введение ¦
¦ ¦ ¦ ¦новых тарифов на технологи-¦
¦ ¦ ¦ ¦ческие перевозки и др. ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦6. ¦Создание в структуре ¦ 0,5% ¦Решение расширенного засе- ¦
¦ ¦железнодорожного транс- ¦ ¦дания коллегии МПС от 16 - ¦
¦ ¦порта государственного ¦ ¦17 декабря 1997 г. Выполне-¦
¦ ¦предприятия по контей- ¦ ¦ние программного документа ¦
¦ ¦нерным перевозкам, выве- ¦ ¦"Двенадцать дел Правитель- ¦
¦ ¦дение и передача незави- ¦ ¦ства...". ¦
¦ ¦симым операторам подвиж- ¦ ¦Реализация Концепции струк-¦
¦ ¦ного состава, соответст- ¦ ¦турной реформы федерального¦
¦ ¦вующее повышение эффек- ¦ ¦железнодорожного транспорта¦
¦ ¦тивности и снижение себе-¦ ¦ ¦
¦ ¦стоимости ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦7. ¦Внутриотраслевые резервы,¦ 5,8% ¦Решение расширенного засе- ¦
¦ ¦экономия эксплуатационных¦ ¦дания коллегии МПС от 16 - ¦
¦ ¦расходов ¦ ¦17 декабря 1997 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Основные финансовые пока- ¦
¦ ¦ ¦ ¦затели перевозок ¦
¦ ¦ ¦ ¦(трлн. рублей в ценах ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 г.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1997 г. 1998 г. 98 г./ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 97 г.,%¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Доходы 90 93 103,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦Расходы 84 86 102,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦Прибыль 6 7 116,7 ¦
L---+-------------------------+-----------+----------------------------
Общий экономический эффект снижения тарифов за счет всех
факторов, без учета инфляционных процессов - 12,3%.
----T-------------------------T-----------T---------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦S = [V x (1 - y) / (100 + ¦
¦ ¦ ¦ ¦+ V)] x 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦Прирост объема перевозок ¦
¦ ¦ ¦ ¦V = 13%, доля зависящих ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходов y = 0,3 (30%), ¦
¦ ¦ ¦ ¦S = 8% ¦
¦ ¦ ¦ ¦В соответствии с Концепцией¦
¦ ¦ ¦ ¦социально - экономического ¦
¦ ¦ ¦ ¦развития Российской Федера-¦
¦ ¦ ¦ ¦ции на период до 2005 года ¦
¦ ¦ ¦ ¦индекс ВВП в 2000 г. соста-¦
¦ ¦ ¦ ¦вит относительно 1996 г. по¦
¦ ¦ ¦ ¦первому варианту 114%, по ¦
¦ ¦ ¦ ¦второму - 107%; продукция ¦
¦ ¦ ¦ ¦промышленности - 120,2% и ¦
¦ ¦ ¦ ¦109,1% соответственно ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦2. ¦Внутриотраслевые резервы,¦ 4% 3% ¦В 1996 г. экономия эксплуа-¦
¦ ¦экономия эксплуатационных¦ ¦тационных расходов состави-¦
¦ ¦расходов ¦ ¦ла 7 трлн. рублей, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 г. - 12 трлн. рублей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦в 1998 г. ожидается на ¦
¦ ¦ ¦ ¦уровне 5,2 трлн. рублей. ¦
¦ ¦ ¦ ¦В % к расходам это состав- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ляет 8,4%, 14,2% и 6% соот-¦
¦ ¦ ¦ ¦ветственно. Предложения ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минэкономики: 1999 г. - 4%,¦
¦ ¦ ¦ ¦2000 г. - 3% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦3. ¦Выведение объектов соци- ¦ 2% 1,5% ¦В соответствии с материала-¦
¦ ¦альной сферы, снижение ¦ ¦ми и графиками, представ- ¦
¦ ¦расходов ¦ ¦ленными МПС к заседанию ¦
¦ ¦ ¦ ¦Правительства России ¦
¦ ¦ ¦ ¦29.01.98, в 1999 г. убытки ¦
¦ ¦ ¦ ¦жилищно - коммунального ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйства снизятся на ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,75 млрд. рублей - с 1,55 ¦
¦ ¦ ¦ ¦до 0,8 млрд. (что соответ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ствует снижению расходов на¦
¦ ¦ ¦ ¦1%), в 2000 г. - на 0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦млрд. рублей (на 0,4%). ¦
¦ ¦ ¦ ¦Следует учесть также выве- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дение общеобразовательных ¦
¦ ¦ ¦ ¦школ и других объектов. В ¦
¦ ¦ ¦ ¦соответствии с решением ¦
¦ ¦ ¦ ¦коллегии МПС 16 - 17 декаб-¦
¦ ¦ ¦ ¦ря (приложение N 34) пре- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дельный уровень дотаций на ¦
¦ ¦ ¦ ¦содержание ЖКХ составит в ¦
¦ ¦ ¦ ¦1999 г. 796 млрд. рублей, в¦
¦ ¦ ¦ ¦2000 году - 511 млрд. По ¦
¦ ¦ ¦ ¦сравнению с 1998 г. сниже- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ние составит соответственно¦
¦ ¦ ¦ ¦470 млрд. рублей и ¦
¦ ¦ ¦ ¦755 млрд. рублей. Это рав- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ноценно снижению тарифов на¦
¦ ¦ ¦ ¦0,6% и 0,32%. Минэкономики ¦
¦ ¦ ¦ ¦предполагает снижение тари-¦
¦ ¦ ¦ ¦фов по 2% ежегодно. По рас-¦
¦ ¦ ¦ ¦четам убытки от содержания ¦
¦ ¦ ¦ ¦социальной сферы в 1995 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 годах составляли около¦
¦ ¦ ¦ ¦5% от эксплуатационных рас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ходов ежегодно. По плану - ¦
¦ ¦ ¦ ¦графику ФСЕМТ в 1998 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦эффект снижения тарифов за ¦
¦ ¦ ¦ ¦счет этой меры составит 1% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦4. ¦Закрытие или передача в ¦ 0,5% 0,5% ¦Число убыточных линий (в ¦
¦ ¦ведение местных органов ¦ ¦основном малодеятельных, ¦
¦ ¦власти и грузовладельцев ¦ ¦интенсивность движения на ¦
¦ ¦малодеятельных линий, ¦ ¦которых в десятки раз ниже ¦
¦ ¦подъездных путей ¦ ¦среднесетевого уровня) ¦
¦ ¦ ¦ ¦составляет 147, убытки - ¦
¦ ¦ ¦ ¦1,15 трлн. рублей, или ¦
¦ ¦ ¦ ¦1,4% от эксплуатационных ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходов. Кроме того, на ¦
¦ ¦ ¦ ¦балансе железных дорог ¦
¦ ¦ ¦ ¦находится более 6 тысяч ¦
¦ ¦ ¦ ¦подъездных путей. Около 80%¦
¦ ¦ ¦ ¦этих путей имеет суточный ¦
¦ ¦ ¦ ¦вагонооборот до 5 вагонов. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Все эти линии и пути пере- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дать вряд ли удастся. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Источник: материалы МПС к ¦
¦ ¦ ¦ ¦заседанию Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦России. Минэкономики пред- ¦
¦ ¦ ¦ ¦полагает снижение тарифной ¦
¦ ¦ ¦ ¦нагрузки ежегодно по 0,5% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦5. ¦Вывод неиспользуемых ¦ 0,5% 0,5% ¦Предложение Минэкономики ¦
¦ ¦производственных мощнос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тей и сельскохозяйствен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных предприятий ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦6. ¦Вывод железных дорог на ¦ 2% 1% ¦Пункт 4 Указа Президента ¦
¦ ¦оптовый рынок электро- ¦ ¦России от 17.10.96 N 1451 ¦
¦ ¦энергии (ФОРЭМ) ¦ ¦о выводе МПС на ФОРЭМ. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Постановление Правительст- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ва России от 01.12.97 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 1498 "О ценообразовании ¦
¦ ¦ ¦ ¦в отношении электрической ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергии, потребляемой ¦
¦ ¦ ¦ ¦железнодорожным транспор- ¦
¦ ¦ ¦ ¦том (электрическая тяга)", ¦
¦ ¦ ¦ ¦о поэтапном снижении энер- ¦
¦ ¦ ¦ ¦готарифов. В настоящее ¦
¦ ¦ ¦ ¦время рассматривается ¦
¦ ¦ ¦ ¦законопроект "О федераль- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ных энергетических систе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦мах". Согласно справке (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦итогам совещания в декабре ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 года у первого замес- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тителя Председателя Прави- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельства Российской Феде- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рации Б.Е. Немцова с учас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тием Минэкономики, ФЭК, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГАК и других) предполагает-¦
¦ ¦ ¦ ¦ся, что в сфере функциони- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рования федеральных энерге-¦
¦ ¦ ¦ ¦тических систем ценовое ¦
¦ ¦ ¦ ¦регулирование будет осуще- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ствляться исключительно ¦
¦ ¦ ¦ ¦федеральными органами ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнительной власти. Это ¦
¦ ¦ ¦ ¦позволит снять проблему ¦
¦ ¦ ¦ ¦завышения региональными ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергетическими комиссиями ¦
¦ ¦ ¦ ¦энерготарифов для железно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дорожного транспорта. Тари-¦
¦ ¦ ¦ ¦фы на электроэнергию для ¦
¦ ¦ ¦ ¦железных дорог на 40% выше,¦
¦ ¦ ¦ ¦чем для промышленных потре-¦
¦ ¦ ¦ ¦бителей (Материалы МПС к ¦
¦ ¦ ¦ ¦парламентским слушаниям по ¦
¦ ¦ ¦ ¦вопросам совершенствования ¦
¦ ¦ ¦ ¦структуры управления на ¦
¦ ¦ ¦ ¦железнодорожном транспорте ¦
¦ ¦ ¦ ¦4 февраля 1997 года). ¦
¦ ¦ ¦ ¦Тарифы на электроэнергию на¦
¦ ¦ ¦ ¦тягу на 45% выше среднеот- ¦
¦ ¦ ¦ ¦пускного уровня (приложение¦
¦ ¦ ¦ ¦N 8 к письму МПС России от ¦
¦ ¦ ¦ ¦07.04.97 N 281пр на имя ¦
¦ ¦ ¦ ¦Б.Е. Немцова). ¦
¦ ¦ ¦ ¦По расчетам Минэкономики ¦
¦ ¦ ¦ ¦вывод железных дорог на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ФОРЭМ позволит снизить ¦
¦ ¦ ¦ ¦тарифы на 3 - 4%. Элемен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тарный расчет: в структуре ¦
¦ ¦ ¦ ¦эксплуатационных расходов ¦
¦ ¦ ¦ ¦удельный вес электроэнергии¦
¦ ¦ ¦ ¦составляет 10,7% (по ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 г.), энерготарифы за- ¦
¦ ¦ ¦ ¦вышены на 30%. Эффект равен¦
¦ ¦ ¦ ¦10,7 x 0,4 = 4,28% ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦7. ¦Дотирование из федераль- ¦ 0,5% 0,5% ¦Предложение Минэкономики: ¦
¦ ¦ного бюджета части убыт- ¦ ¦3% и 4% соответственно. ¦
¦ ¦ков от перевозок пассажи-¦ ¦Учитывая бюджетные ограни- ¦
¦ ¦ров в дальнем следовании ¦ ¦чения государства, данные ¦
¦ ¦ ¦ ¦показатели нереальны. Пози-¦
¦ ¦ ¦ ¦ция первых заместителей ¦
¦ ¦ ¦ ¦председателя Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ва, высказанная ими на ¦
¦ ¦ ¦ ¦заседании Комиссии Прави- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тельства Российской Федера-¦
¦ ¦ ¦ ¦ции по экономической рефор-¦
¦ ¦ ¦ ¦ме 10 января 1998 года, ¦
¦ ¦ ¦ ¦однозначна: на федеральный ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджет надеяться бессмыс- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ленно ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦8. ¦Дотирование из местных ¦ 0,5% 0,5% ¦Предложение Минэкономики: ¦
¦ ¦бюджетов убытков от пере-¦ ¦2% и 2% соответственно. ¦
¦ ¦возок пассажиров в приго-¦ ¦Учитывая состояние бюджет- ¦
¦ ¦родном сообщении ¦ ¦ной системы Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦Федерации и тот факт, что ¦
¦ ¦ ¦ ¦более 50% регионов получа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ют трансферты из федераль- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ного бюджета, данные пока- ¦
¦ ¦ ¦ ¦затели нереальны ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦9. ¦Гибкая тарифная политика ¦ 1% 0,5% ¦Увеличение числа обращения ¦
¦ ¦при перевозках пассажиров¦ ¦на сети фирменных поездов. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Расширение практики обра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦щения вагонов и поездов ¦
¦ ¦ ¦ ¦повышенной комфортности. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Сокращение льгот при проез-¦
¦ ¦ ¦ ¦де пассажиров и переход к ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюджетному дотированию ¦
¦ ¦ ¦ ¦населения на принципах ¦
¦ ¦ ¦ ¦адресности. Дифференциро- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ванное повышение тарифов на¦
¦ ¦ ¦ ¦проезд в купейных вагонах ¦
¦ ¦ ¦ ¦на 20 - 30% с целью сокра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦щения разрыва между стои- ¦
¦ ¦ ¦ ¦мостью проезда в вагонах СВ¦
¦ ¦ ¦ ¦и купейных вагонах, который¦
¦ ¦ ¦ ¦составляет в настоящее вре-¦
¦ ¦ ¦ ¦мя 100%. Повышение пасса- ¦
¦ ¦ ¦ ¦жирских перевозок при зна- ¦
¦ ¦ ¦ ¦чительном росте реальных ¦
¦ ¦ ¦ ¦доходов населения. Предло- ¦
¦ ¦ ¦ ¦жения Минэкономики: по 4% ¦
¦ ¦ ¦ ¦ежегодно ¦
+---+-------------------------+-----------+---------------------------+
¦ ¦Итого: ¦ 15% 12% ¦Реальное снижение грузовых ¦
¦ ¦ ¦ ¦железнодорожных тарифов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦без учета инфляционных про-¦
¦ ¦ ¦ ¦цессов и форс - мажорных ¦
¦ ¦ ¦ ¦обстоятельств ¦
L---+-------------------------+-----------+----------------------------
-----------------------------------------------------------------------
|