МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
23 марта 1998 г.
N 219-У
О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ
В целях совершенствования деятельности службы планирования
семьи
1. Ввести в действие методические рекомендации "О
штатно-организационной структуре центров планирования семьи и
репродукции" (Приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее указание в
необходимом количестве.
3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за
собой.
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
Приложение
к указанию Минздрава России
23.03.1998 г. N 219-У
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ
Основной задачей службы планирования семьи в нашей стране
является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на
репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и
младенческой заболеваемости и смертности.
Высокий уровень абортов, недостаточная информированность
населения о безопасных для здоровья методах контрацепции,
значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем,
особенно среди подростков и молодежи - все это обуславливает
социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения
этих задач в России реализуется федеральная программа
"Планирование семьи", в выполнении которой участвуют
государственные и негосударственные структуры.
Нормативной базой формирования службы планирования семьи
являются приказы Минздрава России от 15.11.91 N 186 "О мерах по
дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской
Федерации", от 26.11.96 N 392 "О проведении анкетирования
пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998
гг.". Этими документами определены основные направления
деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи
и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения,
утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35 "Об
оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации".
В настоящее время в стране организовано более 200 центров
планирования семьи и репродукции, в лечебно-профилактических
учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
Однако нормативными документами до сих пор не решены вопросы
обеспечения этих учреждений и подразделений штатной численностью
медицинского персонала, что в существующих экономических условиях
при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому
страхованию является особенно важным.
В последнее десятилетие, как известно, значительно расширены
права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении
кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.
Главные врачи имеют право:
- использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по
труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный
характер;
- устанавливать индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания)
медицинского и другого персонала в зависимости от конкретных
местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к
учреждению контингента населения, технологии
лечебно-диагностического процесса;
- проводить замены должностей в пределах категорий персонала в
любом порядке.
При использовании этих прав руководители учреждений
здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее
полное обеспечение потребности населения в том или ином виде
медицинской помощи.
Эти основные позиции по использованию нормативов по труду в
практике здравоохранения и были приняты за основу при
проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи.
Служба планирования семьи развивается как система,
представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско-
акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции.
Работа по планированию семьи на фельдшерско-акушерских
пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных
домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся
численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы
создает определенные резервы в рабочем времени персонала
акушерско-гинекологической службы, которые должны быть направлены
прежде всего на деятельность, связанную с профилактикой абортов и
охраной репродуктивного здоровья семьи.
Вопрос определения численности персонала в центрах
планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в
зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых
являются:
- структура населения по возрастно-половому составу;
- состояние здоровья населения в целом, репродуктивном и
подростковом возрастах;
- частота производства абортов в разных возрастных группах,
соотношение родов и абортов;
- уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно
среди молодежи и подростков;
- число родов и абортов у подростков и т.д.
Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности
персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров
нормативные показатели по труду.
Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения
за деятельностью медицинского персонала центров, изучен объем
работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее
время центров планирования семьи и репродукции субъектов
Российской Федерации.
Центры планирования семьи и репродукции создаются
преимущественно на базе областных (краевых, республиканских)
больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными
учреждениями, иногда в качестве структурных подразделений:
республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан), перинатального
центра (Кабардино-Балкария), родильного дома (Камчатка),
диагностического центра (г. Ставрополь), и др. Целесообразность
развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже
имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них
мощной диагностической службы, позволяющей проводить качественную
диагностику, нередко основанную на использовании дорогостоящей
аппаратуры.
В ряде территорий (Г.Г.Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами,
выполняющими функции областного учреждения, создаются центры
планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.
В составе некоторых центров планирования семьи и репродукции
имеются стационарные подразделения (Г.Г.Саранск, Новосибирск,
Нижнекамск и др.).
Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую
амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в
среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского
работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения,
должность врача (суммарно по всем специальностям) - на 60 тыс.
населения.
Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и
репродукции, подавляющее большинство - врачи акушеры-гинекологи,
прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции,
бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной
помощи детям и подросткам и т. д.
В центрах также работают врачи-урологи, ведущие прием по
андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также
другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи,
невропатологи и т.д.(Рис. 1)
Рис. 1 Структура врачей центров по специальностям <*>.
--------------------------------
<*> - Не приводится.
Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для
разработки нормативных показателей по труду врачей центров
планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки
(обслуживания), плановой функции врачебной должности.
Расчетные нормы времени на посещение в центре, в отличие от
других типов амбулаторно-поликлинических учреждений, не имеют
существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием.
Различия в трудозатратах врачей касаются контингента посетителей
центра: на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза - в
репродуктивном возрасте - и в 1,2 раза больше, чем на прием
посетителей старших возрастов (Рис. 2).
Рис. 2. Затраты рабочего времени врачей центра на прием
различного контингента посетителей (в мин.) <*>.
--------------------------------
<*> - Не приводится.
Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на
приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся
структуры посетителей по возрасту: 70 % - лица репродуктивного
возраста, 20 % - подростки и 10 % - пациенты старших возрастов.
Средние затраты рабочего времени врача составили 30 мин (30,47
мин). В конкретных территориях при других соотношениях в составе
посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель может
иметь другое значение.
Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число посещений на 1
час приема, - определяется как частное от деления 60 мин. на
расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30).
Плановая функция врачебной должности (Ф) - число посещений к
врачу в течение года, - рассчитывается по формуле:
Ф=N x Б х К (1)
где N- нормы нагрузки (обслуживания);
Б - годовой бюджет рабочего времени должности;
К - коэффициент использования рабочего времени должности
на непосредственный прием посетителей.
Специфика деятельности врача центра состоит в том, что
определенный объем работы не связан с непосредственным приемом
пациентов. Это, прежде всего, санитарно-просветительная работа,
проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти
затраты, а также служебные разговоры и личное необходимое время
составляют, по данным фотохронометражных наблюдений, около 20%
рабочего времени врача центра. Следовательно, коэффициент
использования рабочего времени должности врача на непосредственное
проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8.
Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) рассчитывается
согласно нормативным документам Министерства труда и социального
развития Российской Федерации<*> по расчетному графику пятидневной
рабочей недели.
--------------------------------
<*> - См. письмо Минздрава России от 03.02.97 N 2510/790-96-32
"О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной
ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году".
При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения
плановой функции врачебной должности из общего показателя числа
рабочих часов в году исключается время отпуска.
Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б)
можно рассчитать по следующей формуле:
365 - в - n - q
Б= ----------------- x m (2)
5
где в- число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);
n- число праздничных дней;
q- число дней отпуска (пересчитанное на пятидневную
рабочую неделю);
m- недельная продолжительность рабочего времени
должности.
Годовой бюджет рабочего времени должности врача центра при
38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 - 0,5) и 24- дневном отпуске
(по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2),
составляет 1778,7 часа
365 - 104- 10-20 х 38.5.
----------------
5
Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан
также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном письме
Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме
приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой
рабочей неделе в 1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени
должности при исключении из этого показателя часов отпуска
составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 х 4).
Таким образом, плановая функция должности врача центра
планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с
соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в
году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846).
Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется
в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой
функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:
П
Д = ----- (3)
Ф
где П - число посещений (фактических или планируемых) в год;
Ф - число посещений к врачу в течение года.
Например, к врачу-урологу, ведущему прием по андрологии, в
течение года было 4700 посещений. Число должностей на этот объем
работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должностей
(4700 : 2850) и в соответствии с правилами округления должностей в
штатное расписание может быть введено 1,75 должности врача-
уролога.
Следует отметить, что при составлении штатного расписания
центра планирования семьи и репродукции необходимо
руководствоваться приказом Минздравмедпрома Российской Федерации
от 18.01.96. N 16 "О введение форм штатных расписаний учреждений
здравоохранения", а наименование должностей должно соответствовать
номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и
номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы
Минздрава России N 48 от 24.02.98 и N 33 от 16.02.95) с
последующими изменениями и дополнениями.
Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по
штатно-организационной структуре центров планирования семьи и
репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1
млн. жителей (таблица I). В таблице приведен лишь врачебный
персонал. Численность среднего медицинского персонала
целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего
- из расчета одна должность на три должности врача, ведущего
амбулаторный прием.
Штаты медицинского персонала центров устанавливаются в
пределах общей численности персонала женских консультаций,
родильных домов, перинатальных центров и других
лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. за счет введения
дополнительных штатных должностей.
Таблица 1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ <*>
--------------------------------
<*> - Руководителям органов и учреждений здравоохранения
предоставляется право вносить изменения в структуру центров
планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий
и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.
----------------------------T-------------------T----------------------------¬
¦ Перечень ¦ Наименование ¦ Численность должностей ¦
¦ подразделений ¦ должности ¦ при обслуживании ¦
+---------------------------+-------------------+--------------T-------------+
¦ ¦ ¦ до I млн. ¦ свыше 1 млн.¦
¦ ¦ ¦ жителей ¦ жителей ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Медицинский профиль ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинеты: по контрацепции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦бесплодию, невынашиванию ¦ врач акушер- ¦ до 7,0 ¦ до 15,0 ¦
¦беременности, оказанию ¦ гинеколог ¦ ¦ ¦
¦помощи детям и подросткам ¦ ¦ ¦ ¦
¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Кабинет по андрологии ¦ врач-уролог ¦ до 2,0 ¦ до 5,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Кабинет по сексопатологии ¦ врач-сексопатолог ¦ до 2,0 ¦ до 5,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Другие кабинеты ¦ врачи ¦ ¦ ¦
¦(генетики, психотерапии, ¦ соответствующих ¦ до 3,0 ¦ до 7,0 ¦
¦эндокринологии, ¦ специальностей ¦ ¦ ¦
¦ультразвуковой диагностики ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Итого врачебный персонал ¦ ¦ до 14,0 ¦ до 32,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Немедицинский профиль ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинеты: психологии, ¦ психолог, ¦ до 7,0 ¦ до 15,0 ¦
¦юриста, социальной ¦ юрист, ¦ ¦ ¦
¦помощи, по делам молодежи ¦ социальный ¦ ¦ ¦
¦и др. ¦ работник ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Всего: ¦ ¦ до 21,0 ¦ до 47,0 ¦
L---------------------------+-------------------+--------------+--------------
Таким образом, представлена методика формирования численности
медицинского персонала центров планирования семьи и репродукции,
этапность расчетов: нормы времени, нагрузки (обслуживания),
плановой функции врачебной должности, численности должностей, что
может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и
при экономическом анализе деятельности персонала центров.
Внедрение в практику здравоохранения разработанной
штатно-организационной структуры центров, постоянное проведение
экономического анализа деятельности учреждений на основе
представленной методики будет способствовать рациональной
расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и
задачами, решаемыми службой планирования семьи.
Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития
Н.Н.ТОЧИЛОВА
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
|