РАТИФИЦИРОВАНО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ - ФЗ ОТ 01.06.1999 N 109-ФЗ
КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КУБА
(Москва, 23 марта 1998 года)
Российская Федерация и Республика Куба,
стремясь содействовать развитию дружественных отношений между
двумя странами, а также более эффективной защите прав и интересов
своих граждан,
руководствуясь желанием и далее укреплять консульские
отношения между ними,
решили заключить настоящую Конвенцию и с этой целью
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Определения
В настоящей Конвенции:
а) "консульское учреждение" означает любое генеральное
консульство, консульство, вице-консульство или консульское
агентство;
б) "консульский округ" означает район, отведенный консульскому
учреждению для выполнения консульских функций;
в) "глава консульского учреждения" означает лицо, которому
поручено действовать в этом качестве;
г) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая
главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве
выполнение консульских функций;
д) "консульский служащий" означает любое лицо, выполняющее
административные или технические обязанности в консульском
учреждении;
е) "работник обслуживающего персонала" означает любое лицо,
выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;
ж) "работники консульского учреждения" означает консульские
должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего
персонала;
з) "работники консульского персонала" означает консульские
должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а
также консульские служащие и работники обслуживающего персонала;
и) "частный домашний работник" означает лицо, состоящее
исключительно на частной службе у работника консульского
учреждения;
к) "консульские помещения" означает используемые исключительно
для целей консульского учреждения здания или части зданий и
обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок,
кому бы ни принадлежало право собственности на них;
л) "консульские архивы" включают все бумаги, документы,
корреспонденцию, книги, фильмы, ленты, видеозаписи,
видеозвукозаписи, дискеты и реестры консульского учреждения вместе
с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки,
предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения;
м) "судно представляемого государства" означает любое судно,
за исключением военных кораблей, имеющее право идти под флагом
представляемого государства и зарегистрированное в этом
государстве;
н) "воздушное судно представляемого государства" означает
любой летательный аппарат, за исключением военных летательных
аппаратов, зарегистрированный в представляемом государстве и
имеющий право нести опознавательные знаки этого государства.
Статья 2
Открытие консульского учреждения
1. Консульское учреждение представляемого государства может
быть открыто на территории государства пребывания только с
согласия государства пребывания.
2. Местонахождение консульского учреждения, его класс и
консульский округ определяются по соглашению между представляемым
государством и государством пребывания.
3. Дальнейшие изменения местонахождения консульского
учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться
представляемым государством только с согласия государства
пребывания.
4. Согласие государства пребывания также требуется, если
какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть
вице-консульство или консульское агентство не в том населенном
пункте, где они сами находятся.
5. Предварительное определенно выраженное согласие государства
пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей
часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения
последнего.
Статья 3
Назначение главы консульского учреждения
1. До назначения главы консульского учреждения представляемым
государством по дипломатическим или по иным соответствующим
каналам должно быть получено согласие государства пребывания в
отношении предлагаемого лица.
2. Если государство пребывания не дает согласия на назначение
какого-либо лица в качестве главы консульского учреждения, оно не
обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.
3. Представляемое государство направляет по дипломатическим
каналам Министерству иностранных дел государства пребывания
консульский патент или другой аналогичный документ для назначения
главы консульского учреждения. В этом документе указываются полное
имя, фамилия главы консульского учреждения, его гражданство,
класс, консульский округ и местонахождение консульского
учреждения.
4. По получении консульского патента или иного аналогичного
документа для назначения главы консульского учреждения государство
пребывания в возможно короткий срок выдает ему разрешение,
называемое экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело.
5. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 6
настоящей статьи и в статье 4, глава консульского учреждения может
приступить к выполнению своих функций только после выдачи такой
экзекватуры или иного разрешения.
6. Государство пребывания может допустить главу консульского
учреждения к выполнению его функций на временной основе до выдачи
экзекватуры или иного разрешения. В этом случае применяются
положения настоящей Конвенции.
7. Как только глава консульского учреждения будет допущен,
даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания
немедленно уведомляет об этом компетентные органы консульского
округа. Кроме того, оно обеспечивает принятие мер, необходимых для
того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять
обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами,
вытекающими из настоящей Конвенции.
Статья 4
Временное выполнение функций главы
консульского учреждения
1. Если глава консульского учреждения не может выполнять свои
функции или если должность главы консульского учреждения вакантна,
функции главы консульского учреждения могут временно выполняться
исполняющим обязанности главы консульского учреждения.
2. Полное имя и фамилия исполняющего обязанности главы
консульского учреждения сообщаются Министерству иностранных дел
государства пребывания или указанному этим Министерством органу
дипломатическим представительством представляемого государства
или, если это государство не имеет такого представительства в
государстве пребывания, - главой консульского учреждения, или,
если он не в состоянии этого сделать, - любым компетентным органом
представляемого государства. Как общее правило, это сообщение
делается заранее.
3. Компетентные органы государства пребывания оказывают
исполняющему обязанности главы консульского учреждения помощь и
защиту. Пока он возглавляет учреждение, на него распространяются
положения настоящей Конвенции на том же основании, как и на главу
соответствующего консульского учреждения.
4. Если член дипломатического персонала дипломатического
представительства представляемого государства в государстве
пребывания назначается представляемым государством в соответствии
с положениями пункта 1 настоящей статьи временно исполняющим
обязанности главы консульского учреждения, он продолжает
пользоваться дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые
предоставлены ему в силу его дипломатического статуса.
Статья 5
Назначение работников консульского персонала
1. С исключениями, предусмотренными в положениях статей 6 и 7,
представляемое государство может свободно назначать работников
консульского персонала.
2. Представляемое государство заблаговременно сообщает
государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс
всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского
учреждения, с тем, чтобы государство пребывания могло, если оно
это пожелает, осуществить свои права, предусмотренные в пункте 3
статьи 7.
3. Государство пребывания выдает после прибытия всем
работникам консульского учреждения и членам их семей удостоверения
личности, признающие их статус в качестве работников консульского
учреждения и членов их семей.
Статья 6
Гражданство консульских должностных лиц
Консульским должностным лицом может быть только гражданин
представляемого государства.
Статья 7
Лица, объявленные "persona non grata"
1. Государство пребывания может в любое время уведомить
представляемое государство по дипломатическим каналам о том, что
то или иное консульское должностное лицо является "persona non
grata", или что любой работник консульского персонала является
неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно,
соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в
консульском учреждении.
2. Если представляемое государство откажется выполнить или же
не выполнит в течение разумного срока свои обязательства,
предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, государство
пребывания может соответственно аннулировать экзекватуру или иное
соответствующее разрешение, выданное такому лицу, перестав считать
его работником консульского персонала.
3. Лицо, назначенное в качестве работника консульского
учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на
территорию государства пребывания или, если оно уже находится в
государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению
своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае
представляемое государство аннулирует его назначение.
4. В случаях, упомянутых в пунктах 1 и 3 настоящей статьи,
государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения
представляемому государству.
Статья 8
Уведомление государства пребывания о назначениях,
прибытии и отбытии
1. Министерство иностранных дел государства пребывания или
указанный этим Министерством орган уведомляется:
а) о назначении работников консульского учреждения, их
прибытии после назначения в консульское учреждение, об их
окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех
других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти
во время их работы в консульском учреждении;
б) о прибытии или окончательном отбытии лица, являющегося
членом семьи работника консульского учреждения и постоянно вместе
с ним проживающего, а также, в надлежащих случаях, о том, что то
или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи;
в) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних
работников и, в надлежащих случаях, о прекращении их службы в
качестве таковых;
г) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве
пребывания в качестве работников консульского учреждения или
частных домашних работников, имеющих право на привилегии и
иммунитеты.
2. Уведомление о прибытии или окончательном отбытии должно
делаться по возможности заблаговременно.
Статья 9
Приобретение консульских и жилых помещений
1. Представляемое государство имеет право от своего имени или
через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в
соответствии с законодательством государства пребывания и с
согласия этого государства приобретать в собственность, получать в
пользование или вступать во владение:
а) консульские помещения, резиденцию главы консульского
учреждения, а также жилое помещение для любого консульского
должностного лица и любого консульского служащего, который не
является гражданином государства пребывания или не имеет
постоянного местожительства в этом государстве;
б) земельные участки, предназначенные для строительства любых
таких консульских и жилых помещений.
2. Государство пребывания в случае необходимости оказывает
соответствующую помощь и поддержку представляемому государству при
осуществлении прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. Ничто в настоящей статье не следует толковать как
освобождающее представляемое государство от необходимости
соблюдения законодательства государства пребывания, регулирующего
расположение, конструкцию зданий и городское планирование.
Статья 10
Почетные консульские должностные лица
Если обе Стороны согласятся на назначение почетного
консульского должностного лица, они консультируются друг с другом
по этому вопросу.
Статья 11
Защита консульских учреждений и работников
консульских учреждений
1. Государство пребывания обеспечивает все возможности для
выполнения функций консульского учреждения.
2. Государство пребывания относится к консульским должностным
лицам с должным уважением и принимает все надлежащие меры для
предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу и
достоинство работников консульского учреждения, не являющихся
гражданами государства пребывания и не имеющих в государстве
пребывания статуса иностранца, которому на законном основании
разрешено постоянное местожительство, а также членов семей,
постоянно проживающих с любым из вышеупомянутых лиц.
Статья 12
Государственный флаг и герб
1. Представляемое государство имеет право пользоваться своим
государственным флагом и гербом в государстве пребывания.
2. Государственный флаг представляемого государства может быть
вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом
консульским учреждением, на его входных дверях, а также на
резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с
исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.
3. При осуществлении прав, предусмотренных в настоящей статье,
представляемое государство соблюдает законы, правила и обычаи
государства пребывания.
Статья 13
Неприкосновенность консульских помещений
1. Консульские помещения неприкосновенны.
2. Если не будет прямого отказа со стороны главы консульского
учреждения или главы дипломатического представительства
представляемого государства, или назначаемого одним из них лица,
то в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего
безотлагательных мер защиты, власти государства пребывания могут
вступать в консульские помещения. Однако властям не разрешается ни
при каких обстоятельствах нарушать принцип неприкосновенности
консульского архива и, в особенности, изучать или фиксировать его.
3. На государстве пребывания лежит специальная обязанность
принимать все надлежащие меры для зашиты консульских помещений от
всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого
нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его
достоинства.
4. Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество
консульского учреждения, а также его средства передвижения
пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях
государственной обороны или для общественных нужд государства
пребывания.
5. Положение пункта 1 настоящей статьи применяется также к
жилым помещениям работников консульского учреждения, являющихся
гражданами представляемого государства.
Статья 14
Неприкосновенность консульского архива и документов
Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и
независимо от их местонахождения.
Статья 15
Освобождение консульских помещений от налогов
1. Консульские помещения и резиденция главы консульского
учреждения, владельцем или нанимателем которых является
представляемое государство, или любое лицо, действующее от его
имени, освобождаются от всех государственных и местных налогов,
сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой
плату за конкретные виды обслуживания.
2. Налоговые изъятия, указанные в пункте 1 настоящей статьи,
не распространяются на те сборы, пошлины и налоги, которыми по
законам и правилам государства пребывания облагаются лица,
заключившие договор с представляемым государством или с лицом,
действующим от его имени.
Статья 16
Свобода передвижения
Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах,
въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям
государственной безопасности, государство пребывания должно
обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу
передвижения и поездок по территории консульского округа.
Статья 17
Свобода сношений
1. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу
сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При
сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и
другими консульскими учреждениями представляемого государства, где
бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться
всеми подходящими средствами, включая дипломатических и
консульских курьеров, дипломатические или консульские вализы и
закодированные или шифрованные депеши. Однако установить
радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может
лишь с согласия государства пребывания.
При пользовании консульским учреждением обычными средствами
связи к нему применяются тарифы, действующие в отношении
дипломатических представительств.
2. Официальная корреспонденция консульского учреждения
неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся
корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его
функциям.
3. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь
видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут
содержать только официальную корреспонденцию и документы или
предметы, предназначенные исключительно для официального
пользования.
4. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства
пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе
содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или
предметов, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, они могут
потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии
уполномоченным представителем представляемого государства. В том
случае, если власти представляемого государства откажутся
выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.
5. Консульский курьер снабжается официальным документом, в
котором указываются его статус и число мест, составляющих
консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие
государства пребывания, он не может быть ни гражданином
государства пребывания, ни, если он не является гражданином
представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в
государстве пребывания. При выполнении своих функций он находится
под зашитой государства пребывания, пользуется личной
неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой
бы то ни было форме.
6. Представляемое государство, его дипломатические
представительства и консульские учреждения могут назначать
специальных консульских курьеров ad hoc. В таких случаях также
применяются положения пункта 5 настоящей статьи за тем
исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент
доставки таким курьером вверенной ему консульской вализы по
назначению.
7. Консульская вализа может быть вверена командиру судна или
гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт,
прибытие в который разрешено. Он снабжается официальным документом
с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается
консульским курьером. По согласованию с компетентными местными
властями консульское учреждение может направить одного из своих
работников принять вализу непосредственно и беспрепятственно от
командира судна или самолета, а также передать ему такую вализу.
Статья 18
Личная неприкосновенность
1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие
вместе с ними и не являющиеся гражданами государства пребывания,
пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или
задержанию в какой бы то ни было форме.
2. Государство пребывания обязано относиться к консульским
должностным лицам и членам их семей с должным уважением и
принимать все необходимые меры для предупреждения каких-либо
посягательств на их личную свободу и достоинство.
Статья 19
Иммунитет от юрисдикции
1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие
вместе с ними и не являющиеся гражданами государства пребывания,
пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и
административной юрисдикции в государстве пребывания. Консульские
служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных
органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых
ими при выполнении консульских функций.
2. Однако положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в
отношении гражданского иска:
а) вытекающего из договоров, заключенных консульским
должностным лицом или консульским служащим, по которым они прямо
или косвенно не приняли на себя обязательство в качестве агента
представляемого государства; либо
б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в
государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством,
судном или самолетом.
Статья 20
Обязанность давать свидетельские показания
1. Работники консульского учреждения могут вызываться в
качестве свидетелей при производстве судебных или административных
дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала,
за исключением случаев, упомянутых в пункте 3 настоящей статьи, не
может отказываться давать показания. Если консульское должностное
лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться
никакие меры принуждения или наказания.
2. Орган государства пребывания, которому требуется показание
консульского должностного лица, должен избегать причинения помех
выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно,
выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском
учреждении или же принимать от него письменные показания.
3. Работники консульского учреждения не обязаны давать
показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций,
или представлять относящуюся к их функциям официальную
корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать
показания, разъясняющие законодательство представляемого
государства.
Статья 21
Отказ от привилегий и иммунитетов
1. Представляемое государство может отказаться от любых
привилегий и иммунитетов работников консульского учреждения или
членов их семей, предусмотренных в статьях 18, 19 и 20.
2. За исключением случая, предусмотренного в пункте 3
настоящей статьи, такой отказ всегда должен быть определенно
выраженным и о нем должно быть сообщено государству пребывания в
письменной форме.
3. Предъявление консульским должностным лицом или консульским
служащим иска в том случае, когда он мог бы воспользоваться
иммунитетом от юрисдикции согласно статье 19, лишает его права
ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении какого бы то ни
было встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.
4. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского
или административного дела не означает отказа от иммунитета от
исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения;
в отношении таких действий необходим отдельный отказ.
Статья 22
Освобождение от регистрации и от получения
разрешения на жительство
Консульские должностные лица, консульские служащие, работники
обслуживающего персонала и члены их семей, проживающие вместе с
ними, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами
и правилами государства пребывания в отношении регистрации
иностранцев и получения разрешения на жительство.
Статья 23
Освобождение от получения разрешения на работу
1. Работники консульского учреждения, в том что касается
выполнения работы для представляемого государства, освобождаются
от любых обязанностей, связанных с получением разрешения на
работу, установленных законами и правилами государства пребывания
о найме на работу иностранцев.
2. Частные домашние работники консульских должностных лиц и
консульских служащих, если они не занимаются в государстве
пребывания никакой другой деятельностью с целью получения доходов,
освобождаются от обязанностей, о которых говорится в пункте 1
настоящей статьи.
Статья 24
Изъятия, относящиеся к социальному обеспечению
1. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 3
настоящей статьи, постановления о социальном обеспечении,
действующие в государстве пребывания, не распространяются на
работников консульского учреждения и на членов их семей,
проживающих вместе с ними, в том что касается работы, выполняемой
ими для представляемого государства.
2. Изъятие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи,
распространяется также на частных домашних работников, которые
находятся исключительно на службе у работников консульского
учреждения, при условии:
а) что они не являются гражданами государства пребывания и не
проживают в нем постоянно;
б) что на них распространяются положения законодательства о
социальном обеспечении, действующие в представляемом государстве
или в третьем государстве;
3. Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, на
которых не распространяются изъятия, предусмотренные в пункте 2
настоящей статьи, должны выполнять обязательства, налагаемые на
нанимателей согласно законодательству государства пребывания.
4. Изъятия, предусмотренные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи,
не препятствуют добровольному участию в системе социального
обеспечения в государстве пребывания при условии, что такое
участие разрешается этим государством.
Статья 25
Налоговые изъятия
1. Консульские должностные лица и консульские служащие, а
также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от
всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных,
государственных и местных, за исключением:
а) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость
товаров или обслуживания;
б) сборов и налогов на частное недвижимое имущество,
находящееся на территории государства пребывания, с изъятиями,
предусмотренными в положениях статьи 15;
в) налогов на наследственное имущество или пошлин на
наследование или налогов на переход имущества, взимаемых
государством пребывания с изъятиями, предусмотренными в положениях
пункта "б" статьи 27;
г) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с
капитала, источник которого находится в государстве пребывания, и
налогов на капиталовложения в коммерческие или финансовые
предприятия в государстве пребывания;
д) сборов, взимаемых за конкретные вилы обслуживания;
е) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных
сборов, гербовых сборов с изъятиями, предусмотренными в положениях
статьи 15.
2. Работники обслуживающего персонала освобождаются от
налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за
свою работу.
3. Работники консульского учреждения, нанимающие лиц,
заработная плата которых не освобождена от подоходного налога в
государстве пребывания, выполняют обязательства, налагаемые
законами и правилами этого государства на нанимателей в том, что
касается взимания подоходного налога.
Статья 26
Освобождение от таможенных пошлин и досмотра
1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем
законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех
таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за
исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги:
а) предметы, предназначенные для официального пользования
консульским учреждением;
б) предметы, предназначенные для личного пользования
консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими
вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его
обустройства. Количество потребительских товаров не должно
превышать количества, необходимого для непосредственного
потребления соответствующими лицами.
2. Консульские служащие пользуются привилегиями и
иммунитетами, предусмотренными в пункте 1 настоящей статьи, в
отношении предметов, ввезенных во время их первоначального
обустройства.
3. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей,
проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами,
освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае,
если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся
предметы иные, чем это указано в подпункте "б" пункта 1 настоящей
статьи, или же предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и
правилами государства пребывания или которые подпадают под его
карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в
присутствии соответствующего консульского должностного лица или
члена его семьи.
Статья 27
Наследственное имущество работников
консульского учреждения и членов их семей
В случае смерти работника консульского учреждения или члена
семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания:
а) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за
исключением имущества, которое было приобретено в государстве
пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;
б) не взимает государственных, местных налогов на наследство
или пошлин на наследование с движимого имущества, которое
находится в государстве пребывания исключительно в связи с
пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника
консульского учреждения или члена его семьи.
Статья 28
Освобождение от личных повинностей и обложений
Государство пребывания обязано освобождать работников
консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с
ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо
от их характера, а также от воинских повинностей, таких как
реквизиция, контрибуция и военный постой.
Статья 29
Начало и конец консульских привилегий и иммунитетов
1. Каждый работник консульского учреждения пользуется
привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей
Конвенции, с момента его вступления на территорию государства
пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он
уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к
выполнению своих обязанностей.
2. Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие
вместе с ним, и его частные домашние работники, не являющиеся
гражданами государства пребывания или гражданами представляемого
государства, постоянно проживающими на территории государства
пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами,
предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления
ему привилегий и иммунитетов в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи или с момента вступления их на территорию государства
пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его
семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от
того, что имело место позднее.
3. Когда функции работника консульского учреждения
прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и
иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, или его
частного домашнего работника обычно прекращаются в момент, когда
данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении
разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой
из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они
продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта. Что
касается лиц, упомянутых в пункте 2 настоящей статьи, их
привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть
членами семьи работника консульского учреждения или оставляют свою
службу у него, однако с оговоркой, что если такие лица
намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного
срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их
отъезда.
4. Однако в отношении действий, совершаемых консульским
должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих
функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без
ограничения каким-либо сроком.
5. В случае смерти работника консульского учреждения члены его
семьи, проживавшие вместе с ним, продолжают пользоваться
предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента
оставления ими государства пребывания или до истечения разумного
срока на оставление государства пребывания, в зависимости от того,
какой из этих моментов наступит раньше.
Статья 30
Уважение законов и правил государства пребывания
1. Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны
без ущерба для их привилегий и иммунитетов уважать законы и
правила государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться
во внутренние дела этого государства.
2. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не
совместимых с выполнением консульских функций.
3. Положения пункта 2 настоящей статьи не исключают
возможности размещения канцелярий и других органов или учреждений
в части здания, где находятся консульские помещения, при условии,
что помещения, отведенные таким канцеляриям, будут отделены от
помещений, которыми пользуется консульское учреждение. В этом
случае указанные канцелярии не являются частью консульских
помещений согласно настоящей Конвенции.
Статья 31
Страхование от вреда, причиненного третьим лицам
Работники консульского учреждения должны соблюдать любые
требования, предусматриваемые законами и правилами государства
пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть
причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного
транспортного средства, судна или самолета.
Статья 32
Специальные положения относительно частной деятельности
с целью получения доходов
1. Консульские должностные лица не должны заниматься в
государстве пребывания какой-либо профессиональной или
коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов.
2. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные в настоящей
Конвенции, не предоставляются:
а) консульским служащим или работникам обслуживающего
персонала, которые в государстве пребывания занимаются частной
деятельностью с целью получения доходов;
б) членам семьи лица, о котором идет речь в подпункте "а"
настоящего пункта, или его частным домашним работникам;
в) членам семьи работника консульского учреждения, которые
сами занимаются в государстве пребывания частной деятельностью с
целью получения доходов.
Статья 33
Граждане государства пребывания и лица,
постоянно проживающие в нем
Работники консульского учреждения, помимо консульских
должностных лиц, являющиеся гражданами государства пребывания или
постоянно проживающие в нем, и члены их семей, а также частные
домашние работники пользуются преимуществами, привилегиями и
иммунитетами лишь в той степени, в какой они предоставлены им
государством пребывания. Государство пребывания, однако, должно
осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами таким образом, чтобы
не создавать ненужных препятствий выполнению функций консульского
учреждения.
Статья 34
Выполнение консульских функций
Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Они
выполняются также дипломатическими представительствами в
соответствии с положениями настоящей Конвенции.
Статья 35
Выполнение консульских функций
дипломатическим представительством
1. Положения настоящей Конвенции также применяются, в той
степени, в какой это вытекает из контекста, в случаях выполнения
консульских функций дипломатическим представительством.
2. Фамилии сотрудников дипломатического представительства,
которым поручено выполнение консульских функций представительства,
сообщаются Министерству иностранных дел государства пребывания или
органу, указанному этим Министерством.
3. При выполнении консульских функций дипломатическое
представительство может обращаться к местным властям консульского
округа, к центральным властям государства пребывания в той мере, в
какой это разрешают законы, правила и обычаи государства
пребывания, а также международные соглашения, участниками которых
являются обе Стороны.
4. Привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического
представительства, о которых говорится в пункте 2 настоящей
статьи, продолжают регулироваться нормами международного права,
касающимися дипломатических отношений.
Статья 36
Выполнение консульских функций в пределах
и за пределами консульского округа, в третьем государстве
или от имени третьего государства
1. Консульское должностное лицо имеет право выполнять в
пределах своего консульского округа консульские функции, указанные
в настоящей Конвенции.
2. Консульское должностное лицо может, с согласия государства
пребывания, выполнять консульские функции за пределами своего
консульского округа.
3. Представляемое государство может, после уведомления
соответствующих государств, поручить консульскому учреждению,
открытому в государстве пребывания, выполнение консульских функций
в третьем государстве, если не имеется определенно выраженного
возражения со стороны государства пребывания.
4. После соответствующего уведомления государства пребывания
консульское учреждение представляемого государства может, если
государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции
в государстве пребывания от имени третьего государства.
Статья 37
Консульские функции в целом
С учетом положений других статей настоящей Конвенции
консульскими функциями являются:
а) защита в государстве пребывания интересов представляемого
государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых
международным правом;
б) содействие развитию торговых, экономических, культурных и
научных связей между представляемым государством и государством
пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений
между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей
Конвенции;
в) выяснение всеми законными путями условий и событий в
торговой, экономической, культурной и научной жизни государства
пребывания, сообщение о них правительству представляемого
государства и представление сведений заинтересованным лицам;
г) выдача, аннулирование, исправление, изъятие или задержание
паспортов и других проездных документов граждан представляемого
государства и выдача, продление или аннулирование виз или
соответствующих документов лицам, желающим поехать в
представляемое государство;
д) оказание помощи и содействия гражданам и юридическим лицам
представляемого государства;
е) определение с помощью компетентных органов государства
пребывания местонахождения граждан представляемого государства,
когда речь идет об их имущественных или других интересах;
ж) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов
гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также
выполнение некоторых функций административного характера, при
условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и
правилам государства пребывания;
з) охрана интересов граждан и юридических лиц представляемого
государства в случае преемства "mortis causa" на территории
государства пребывания в соответствии с законами и правилами
государства пребывания;
и) охрана в рамках, установленных законами и правилами
государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц,
не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами
представляемого государства, в особенности, когда требуется
установление над такими лицами какой-либо опеки или
попечительства;
к) с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве
пребывания, представительство или обеспечение надлежащего
представительства граждан представляемого государства в судебных и
иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в
соответствии с законами и правилами государства пребывания,
распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы
этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам,
такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав
и интересов;
л) передача следственных, судебных и других документов или
исполнение поручений органов предварительного расследования и
судов представляемого государства в соответствии с действующими
международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений,
в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам
государства пребывания;
м) осуществление предусматриваемых законами и правилами
представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении
судов, имеющих национальность представляемого государства, и
самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в
отношении их экипажа;
н) оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте "м"
настоящей статьи, и их экипажам, принятие заявлений относительно
плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без
ущерба для прав властей государства пребывания, расследование
любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого
рода споров между капитаном, командным составом и матросами,
поскольку это предусматривается законами и правилами
представляемого государства;
о) выполнение любых других функций, возложенных на консульское
учреждение представляемым государством, которые не запрещаются
законами и правилами государства пребывания или против выполнения
которых государство пребывания не имеет возражений или же которые
предусмотрены международными договорами, действующими между
представляемым государством и государством пребывания.
Статья 38
Консульский доступ
1. Консульские должностные лица могут свободно сноситься с
гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним.
Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том,
что касается сношений с консульскими должностными лицами
представляемого государства и доступа к ним.
2. Консульские должностные лица могут обращаться к
компетентным властям государства пребывания за содействием в
розыске пропавших без вести граждан представляемого государства.
Статья 39
Функции в отношении ареста и судебного разбирательства
1. Если какой-либо гражданин представляемого государства
арестован на территории консульского округа, компетентные органы
государства пребывания безотлагательно уведомляют об этом
консульское учреждение представляемого государства.
2. Любое сообщение, адресуемое этому консульскому учреждению
гражданином представляемого государства, находящимся под арестом,
безотлагательно передается органами государства пребывания этому
консульскому учреждению.
3. Консульское должностное лицо имеет право посещать
находящегося под арестом гражданина представляемого государства
для беседы с ним, а также с целью передачи или получения от него
корреспонденции и посылок и принятия мер к обеспечению для него
юридического представительства.
4. Консульские должностные лица воздерживаются от принятия
любых мер от имени находящегося под арестом гражданина
представляемого государства, если данный гражданин в присутствии
консульского должностного лица прямо возражает против таких
действий.
5. Государство пребывания информирует граждан представляемого
государства, находящихся под стражей или подлежащих суду или иному
разбирательству, о положениях настоящей статьи, о чем делается
соответствующая запись в материалах уголовного дела.
6. В настоящей статье ссылка на лицо, находящееся под арестом,
включает ссылку на лицо, находящееся под стражей, арестованное или
подвергнутое какой-либо иной форме ограничения свободы личности,
включая лицо, находящееся в предварительном заключении в ожидании
судебного разбирательства или отбывающее в тюрьме наказание на
территории государства пребывания.
7. Права, изложенные в настоящей статье, осуществляются в
соответствии с законами и правилами государства пребывания при
условии, что эти законы и правила способствуют полному достижению
целей, для которых предназначены эти права.
Статья 40
Функции в отношении наследства
1. Компетентные органы государства пребывания в возможно
кратчайший срок уведомляют консульское должностное лицо о смерти
на территории его консульского округа лица, которое этим органам
известно как гражданин представляемого государства, а также
информируют консульское должностное лицо о наличии наследственного
имущества, завещания, а также о том, что какое-либо лицо,
находящееся или представленное на территории государства
пребывания, назначено распорядителем этого имущества.
2. Компетентные органы государства пребывания в возможно
кратчайший срок информируют консульское должностное лицо о
наследственном имуществе, оставленном на территории государства
пребывания, в том случае, когда наследником или отказополучателем
является представляемое государство или какое-либо лицо, которое
известно этим компетентным органам как гражданин представляемого
государства.
3. Если консульское должностное лицо первым узнает о смерти на
территории государства пребывания гражданина представляемого
государства или о наличии на территории государства пребывания
наследственного имущества, оставленного покойным гражданином
представляемого государства, оно информирует об этом компетентные
органы государства пребывания.
4. Консульское должностное лицо в отношении вопросов
наследственного имущества, упомянутых в пунктах 1, 2 и 3 настоящей
статьи, а также в той степени, в какой это допустимо в
соответствии с законами и правилами государства пребывания, имеет
право:
а) просить государство пребывания принять меры или же лично
предпринять шаги по обеспечению защиты, сохранности и распоряжению
этим наследственным имуществом;
б) присутствовать или каким-либо иным образом участвовать в
принятии мер, о которых говорится в подпункте "а" настоящего
пункта;
в) обеспечивать представительство гражданина представляемого
государства, имеющего законный интерес в этом имуществе, который
не присутствует в государстве пребывания и не имеет в нем
представителя.
5. В том случае, когда в соответствии с пунктом 4 "в"
настоящей статьи принимаются меры по обеспечению
представительства, это представительство действует до тех пор,
пока представленные таким образом лица не назначат своих
собственных представителей или не возьмут на себя ответственность
за защиту своих прав и интересов.
6. Если какой-либо гражданин представляемого государства
скончается в период своего временного нахождения на территории
государства пребывания, при этом не имея в этом государстве
постоянного местожительства, консульское должностное лицо с учетом
закона представляемого государства может вступить во владение и
распорядиться документами, деньгами и другим личным имуществом
умершего при том условии, что на территории государства пребывания
нет лица, имеющего права претендовать на такие документы, деньги
или личное имущество. Права временного владения передаются в
соответствии с законами и правилами государства пребывания должным
образом назначенному распорядителю или иному уполномоченному лицу.
7. Представляемое государство и государство пребывания
содействуют передаче наследства:
а) путем выдачи разрешения на вывоз и ввоз предметов,
являющихся частью наследственного имущества, в тех случаях, когда
вывоз и ввоз этих предметов прямо не запрещен законами и правилами
государств, от которых требуется выдача разрешения на ввоз или
вывоз;
б) путем выдачи разрешения на реализацию любой части
наследственного имущества, которая не вывозится в соответствии с
положением подпункта "а" настоящего пункта;
в) путем выдачи разрешения на перевод чистой выручки от такой
реализации за вычетом вознаграждений, налогов и пошлин
отказополучателю в государстве его местожительства в валюте
представляемого государства или любой свободно конвертируемой
валюте.
8. Консульское должностное лицо может от имени гражданина
представляемого государства, если такой гражданин не находится на
территории государства пребывания, получать от суда, властей или
отдельных лиц деньги или иную собственность, на которую данный
гражданин имеет право в связи со смертью любого лица, включая
наследственное имущество, платежи, сделанные в соответствии с
законами о выплате компенсаций в связи с несчастными случаями, а
также платежи по страховым полисам в связи со страхованием жизни.
Статья 41
Функции в отношении вопросов гражданства
Консульское должностное лицо осуществляет функции по вопросам
гражданства в соответствии с законодательством представляемого
государства.
Статья 42
Функции в отношении вопросов гражданского состояния
1. Консульское должностное лицо имеет право:
а) вести книги записей рождения и смерти граждан
представляемого государства и принимать и получать соответствующие
сообщения и документы;
б) принимать любые ходатайства или заявления, касающиеся
гражданского состояния граждан представляемого государства.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не освобождают
соответствующих лиц от каких-либо обязательств, вытекающих из
законов и постановлений государства пребывания.
Статья 43
Функции в отношении опеки и попечительства
1. В случае наличия у компетентных органов государства
пребывания соответствующей информации они обязаны безотлагательно
уведомлять консульское учреждение о любом случае, когда назначение
опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или
другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося
гражданином представляемого государства.
2. Консульское должностное лицо имеет право предлагать
компетентным органам государства пребывания фамилии подходящих лиц
для назначения их опекунами и попечителями.
Статья 44
Оказание помощи судам
1. Консульское должностное лицо имеет право оказывать
надлежащую помощь и поддержку судну представляемого государства,
находящемуся в порту или на иной якорной стоянке в государстве
пребывания или же во внутренних водах и территориальном море
государства пребывания.
2. Консульское должностное лицо имеет право встречаться и
сноситься с капитаном и членами экипажа на судне и в любом другом
месте в соответствии с законами и правилами государства
пребывания.
3. Консульское должностное лицо может обращаться к
компетентным органам государства пребывания и просить их поддержки
в осуществлении его функции в отношении всех вопросов, касающихся
судна представляемого государства, а также в отношении капитана,
членов экипажа и груза.
Статья 45
Оказание помощи капитану и экипажу
1. В той мере, в какой нижеследующие действия не противоречат
законам и правилам государства пребывания, консульское должностное
лицо имеет право:
а) расследовать любые инциденты, имеющие место на борту судна
представляемого государства, опрашивать капитана и любого члена
экипажа в связи с такими инцидентами, досматривать судовые
документы, получать информацию относительно рейса и пункта
назначения судна, а также оказывать помощь в связи с прибытием и
отбытием судна и его нахождением в порту;
б) содействовать в пределах своей компетенции в разрешении
споров между капитаном и членами экипажа, включая споры в
отношении заработной платы и трудовых договоров;
в) выполнять формальности, связанные с наймом и увольнением
капитана или членов экипажа;
г) оказывать содействие в предоставлении необходимой
медицинской помощи капитану, членам экипажа и пассажирам судна, а
также принимать меры к их возвращению в представляемое
государство;
д) получать, составлять, заверять или продлевать срок действия
любого заявления или иного документа, предусматриваемого законами
и правилами представляемого государства, в отношении судна
представляемого государства или его груза;
е) принимать другие меры для применения законов и правил
представляемого государства в отношении торгового судоходства.
2. Консульское должностное лицо имеет право в соответствии с
законами и правилами государства пребывания сопровождать капитана
или любого члена экипажа в суде или других органах государства
пребывания для оказания им помощи.
Статья 46
Защита интересов в случае проведения расследования
на борту судна
1. Если суды или другие компетентные органы государства
пребывания намерены принять принудительные меры или провести
расследование на борту судна представляемого государства,
находящегося во внутренних водах или территориальном море
государства пребывания, консульское должностное лицо должно
заранее уведомляться об этом компетентными властями государства
пребывания с тем, чтобы оно имело возможность присутствовать при
принятии таких мер. Если консульское должностное лицо или его
представитель не присутствует при принятии таких мер, компетентные
органы государства пребывания по его просьбе предоставляют ему
информацию в отношении того, что имело место. Если срочный
характер мер, которые необходимо принять, не позволяет направить
заблаговременное уведомление консульскому должностному лицу,
компетентные органы государства пребывания информируют консульское
должностное лицо в письменной форме об этом факте и принятых мерах
даже при отсутствии соответствующей просьбы консульского
должностного лица.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи также применяются в том
случае, когда компетентные органы государства пребывания вызывают
капитана судна или какого-либо члена экипажа представляемого
государства для дачи показаний на берегу по вопросам, касающимся
судна.
3. За исключением тех случаев, когда это осуществляется по
просьбе или с разрешения консульского должностного лица или
капитана судна представляемого государства, судебные или другие
компетентные органы государства пребывания не вмешиваются на борту
судна представляемого государства во внутренние дела судна по
вопросам, касающимся взаимоотношений между членами экипажа,
трудовых отношений, дисциплины на борту судна и других мероприятий
внутреннего характера, имеющих отношение к судну, при условии, что
при этом не нарушаются законы и правила, касающиеся обеспечения
спокойствия и безопасности государства пребывания.
4. Положения настоящей статьи не применяются, однако, к
обычным мерам, связанным с таможенным досмотром, иммиграционным,
паспортным и санитарным контролем, или к другим мерам, принимаемым
компетентными органами государства пребывания по просьбе или с
согласия капитана судна. Настоящая статья не затрагивает права и
обязанности Договаривающихся Сторон, вытекающие из многосторонних
договоров, действующих между ними.
Статья 47
Помощь в случае повреждения судов
1. Если судно представляемого государства потерпело крушение,
село на мель или иным образом пострадало во внутренних водах или
территориальном море государства пребывания, компетентные органы
государства пребывания в возможно кратчайший срок информируют об
этом консульское должностное лицо и сообщают ему о мерах, принятых
для спасения пассажиров, экипажа, судна и его груза.
2. Консульское должностное лицо может оказывать помощь судну
представляемого государства, членам его экипажа и тем пассажирам
судна, которые являются гражданами представляемого государства,
либо просить государство пребывания оказать такую помощь.
3. Если владелец судна представляемого государства, капитан
или другое уполномоченное лицо не в состоянии принять необходимые
меры для обеспечения охраны и спасения судна или его груза или для
того, чтобы распорядиться ими, консульское должностное лицо
представляемого государства от имени владельца либо принимает
такие меры, которые принял бы владелец судна или груза в таком
случае, либо обращается к государству пребывания с просьбой
принять такие меры.
4. Положения пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи применяются
также в отношении предметов, принадлежащих гражданину
представляемого государства или третьего государства, и которые
были найдены на берегу или в водах государства пребывания или были
доставлены в порт государства пребывания.
5. Компетентные органы государства пребывания оказывают всю
необходимую помощь консульскому должностному лицу при принятии
мер, связанных со спасением судна представляемого государства.
6. Судно представляемого государства, которое было повреждено,
а также его груз и имущество освобождаются от таможенных налогов,
сборов и пошлин в государстве пребывания, за исключением тех
случаев, когда судно и его груз оставлены в этом государстве в
ожидании уплаты пошлины.
Статья 48
Функции в отношении воздушных судов
Статьи 44 - 47 настоящей Конвенции применяются также в
отношении гражданских воздушных судов в той мере, в какой они не
противоречат любому международному соглашению по гражданской
авиации, Сторонами которого являются оба государства.
Статья 49
Сношения с органами государства пребывания
При выполнении своих функций консульские должностные лица
могут обращаться:
а) в компетентные местные органы своего консульского округа;
б) в компетентные центральные органы государства пребывания в
той степени, в какой это допускается законами, правилами и
обычаями государства пребывания или соответствующими
международными договорами.
Статья 50
Консульские сборы
1. Консульское учреждение может взимать за совершение
консульских актов на территории государства пребывания сборы и
пошлины, предусматриваемые законами и правилами представляемого
государства.
2. Суммы, собираемые в форме сборов и пошлин, о которых
упоминается в пункте 1 настоящей статьи, и квитанции в получении
таких сборов и пошлин освобождаются в государстве пребывания от
всех налогов, сборов и пошлин.
3. Государство пребывания разрешает консульскому учреждению
вкладывать собранные таким образом суммы на его официальный
банковский счет.
Статья 51
Прекращение функций работников консульского учреждения
Функции работника консульского учреждения прекращаются, в
частности:
а) по уведомлении государства пребывания представляемым
государством о том, что его функции прекращаются;
б) по аннулировании экзекватуры или иного разрешения,
выданного государством пребывания согласно статье 3;
в) по уведомлении государством пребывания представляемого
государства о том, что государство пребывания перестало считать
его работником консульского персонала.
Статья 52
Отбытие из государства пребывания
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного
конфликта, предоставить работникам консульского учреждения и
частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства
пребывания или постоянно проживающими на его территории
иностранцами, а также членам их семей, проживающим вместе с ними,
независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для
того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно
скорее после прекращения функций соответствующих работников. В
частности, оно должно предоставить в случае необходимости в их
распоряжение транспортные средства, которые требуются для них
самих или для их имущества, приобретенного в государстве
пребывания, вывоз которого во время отбытия не запрещен.
Статья 53
Охрана консульских помещений и архива,
а также интересов представляемого государства
при исключительных обстоятельствах
1. В случае разрыва консульских отношений между двумя
государствами:
а) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного
конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также
имущество консульского учреждения и консульский архив;
б) представляемое государство может вверить охрану консульских
помещений, а также имущества, которое в них находится, и
консульского архива третьему государству, приемлемому для
государства пребывания;
в) представляемое государство может вверить защиту своих
интересов и интересов своих граждан третьему государству,
приемлемому для государства пребывания.
2. В случае временного или окончательного закрытия
консульского учреждения применяются положения подпункта "а"
пункта 1 настоящей статьи. Кроме того:
а) если представляемое государство не имеет в государстве
пребывания дипломатического представительства, но имеет на
территории этого государства другое консульское учреждение, этому
консульскому учреждению может быть вверена охрана помещений
закрытого консульского учреждения вместе с находящимся в них
имуществом и консульским архивом и, с согласия государства
пребывания, выполнение консульских функций в округе этого
консульского учреждения;
б) если представляемое государство не имеет в государстве
пребывания ни дипломатического представительства, ни другого
консульского учреждения, применяются положения подпунктов "б" и
"в" пункта 1 настоящей статьи.
Статья 54
Вступление в силу и срок действия
1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу
через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами.
2. Настоящая Конвенция остается в силе до истечения шести
месяцев с даты, когда одна из Договаривающихся Сторон по
дипломатическим каналам письменно уведомит другую Договаривающуюся
Сторону о своем намерении прекратить действие настоящей Конвенции.
3. С даты вступления в силу настоящей Конвенции в отношениях
между Российской Федерацией и Республикой Куба прекращает
действовать Консульская конвенция между Союзом Советских
Социалистических Республик и Республикой Куба, подписанная в
Москве 15 июня 1972 года.
Совершено в Москве 23 марта 1998 года в двух экземплярах на
русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую
силу.
(Подписи)
|