ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 1998 г. N 2321-II ГД
О КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ И МЕРАХ ПО ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЮ
Проведенные 10 февраля 1998 года парламентские слушания на
тему "О реструктуризации угольной промышленности России"
свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в организации и
реализации осуществляемых с 1993 года преобразований данной
отрасли. Прекращение функционирования 94 организаций по добыче
угля (из 147 таких организаций, которые предполагается закрыть)
обусловило возникновение социальных проблем у работников
организаций по добыче угля и членов их семей, крайне тяжелой
обстановки в шахтерских городах, для которых ликвидация
организаций по добыче угля и объектов их инфраструктуры обернулась
нарушением основ жизнедеятельности населения таких городов.
Массовое закрытие организаций по добыче угля порождает в
угледобывающих регионах России серьезные экологические проблемы,
связанные с бесконтрольным состоянием отвалов горных пород и
затоплением подземных выработок.
Основой преобразования угольной промышленности России явились
одобренные Правительством Российской Федерации "Основные
направления реструктуризации угольной промышленности России", в
которых в качестве целей определена необходимость создания
прибыльных организаций по добыче (переработке) угля, ликвидации
убыточных неперспективных организаций по добыче угля, решения
возникающих в связи с этим проблем социальной защиты работников
организаций по добыче угля, проведения мероприятий по реализации
политики в области безопасного ведения работ по добыче угля.
Осуществляемая с 1993 года реструктуризация угольной
промышленности России в результате свелась к остановке и закрытию
организаций по добыче угля. Поскольку "Основные направления
реструктуризации угольной промышленности России" не дают четкого
представления о содержании и целях преобразования угольной
промышленности России, все выполнявшиеся в этом направлении работы
не имели планового характера.
Недостатки реструктуризации угольной промышленности России
усугубились экономическим кризисом, обусловившим уменьшение объема
ее государственной финансовой поддержки, повсеместные неплатежи за
поставленную продукцию, отсутствие у организаций по добыче угля
оборотных средств и, как следствие, задолженность по выплате
заработной платы в течение шести месяцев, резкое снижение уровня
трудовой дисциплины, неудовлетворительное обеспечение безопасности
ведения работ по добыче угля. Вследствие отсутствия инвестиций
подготовка запасов угля для его добычи осуществляется в
недостаточном объеме: за последние три года общий объем таких
запасов сократился более чем на 35 миллионов тонн. В реконструкции
и техническом перевооружении нуждается около 80 процентов
действующих угольных шахт.
В целях улучшения обстановки в угольной промышленности России,
оптимизации ее реструктуризации Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
образовать комиссию из представителей Правительства Российской
Федерации, Министерства экономики Российской Федерации,
Министерства топлива и энергетики Российской Федерации,
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Союза
промышленников и предпринимателей угольной отрасли, органов
исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской
Федерации и поручить ей определить в течение 1998 года стратегию
использования природных запасов угля, а также принципы организации
и функционирования угольной промышленности России. О результатах
работы комиссии информировать Государственную Думу;
учитывая особенности функционирования организаций по добыче
угля независимо от форм собственности, необходимость реорганизации
указанных организаций, а также в целях обеспечения производства
продукции, получаемой посредством переработки и использования
угля, образовать орган управления угольной промышленностью России
на федеральном уровне, возложив на него решение важнейших проблем
в области добычи (переработки) угля, в том числе вопросов
реструктуризации угольной промышленности России, научно -
технического обеспечения, безопасного ведения работ по добыче
угля;
учитывая характерную для угольной промышленности инерцию
капиталовложений, непривлекательность организаций по добыче угля
для инвесторов, разработать и осуществить меры по обеспечению
благоприятных условий для капиталовложений в угольную
промышленность России, в том числе по освобождению указанных
организаций от отдельных видов налогов и уменьшению размеров
основных видов налогов;
рассмотреть возможность установления для организаций по добыче
угля особого порядка реструктуризации просроченных ими платежей в
бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, а также
начисленных пени. При необходимости внести в Государственную Думу
проект соответствующего федерального закона;
поручить Министерству топлива и энергетики Российской
Федерации, Министерству труда и социального развития Российской
Федерации, Министерству экономики Российской Федерации,
Федеральному горному и промышленному надзору России разработать в
течение 1998 года концепцию безопасного функционирования
организаций по добыче угля;
пересмотреть компетенцию Федерального горного и промышленного
надзора России в отношении опасных объектов промышленности,
предоставив указанному органу дополнительные полномочия в части
принятия административных мер и одновременно определив
ответственность его должностных лиц за принятие (непринятие)
решений и их последствия;
учитывая особые условия функционирования организаций по добыче
угля, специфику технологий добычи (переработки) угля, привлекать
Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли к
разработке проектов федеральных законов и иных нормативных
правовых актов о регулировании отношений, возникающих при добыче
(переработке) угля, проектов федеральных целевых программ в
области развития угольной промышленности России, а также к
осуществлению координации научно - технического обеспечения
организаций по добыче угля, производству продукции, получаемой
посредством переработки и использования угля;
разработать федеральную целевую программу реструктуризации
угольной промышленности России, подготовить ее к принятию в
установленном порядке в 1998 году и определить в ней основные
этапы, содержание и цели реструктуризации угольной промышленности
России, в том числе структуру данной отрасли. В качестве одной из
стратегических целей предусмотреть в федеральной целевой программе
реструктуризации угольной промышленности России создание в
угледобывающих регионах России организаций по комплексной
переработке угля в продукцию широкого ассортимента;
в целях создания условий для выполнения указанной программы
внести предложения о пересмотре налогов и других платежей в
угольной промышленности России, в том числе об освобождении
организаций по добыче угля от таможенных платежей и пошлин, налога
на добавленную стоимость, налога на горно - шахтное оборудование,
не имеющее отечественных аналогов и приобретаемое для технического
перевооружения организаций по добыче угля;
разработать программы экономического и социального развития
шахтерских городов, градообразующие предприятия которых включены
в планы и программы реструктуризации угольной промышленности
России, согласовав их с Федеральной комплексной программой
развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях
экономической реформы. В целях финансового обеспечения реализации
указанных программ:
разработать и внедрить механизм пропорционального
финансирования за счет средств бюджетов всех уровней расходов на
содержание объектов социальной сферы, принятых на баланс органов
местного самоуправления от организаций по добыче угля;
рассмотреть целесообразность и возможность использования
средств от налогов, уплачиваемых ликвидируемыми организациями по
добыче угля, на решение социальных проблем в шахтерских городах.
2. В январе 1999 года заслушать Правительство Российской
Федерации о ходе выполнения положений настоящего Постановления.
3. Продлить срок деятельности Комиссии Государственной Думы по
выявлению причин и последствий кризиса в угольной промышленности и
социальной инфраструктуре угледобывающих регионов России до
декабря 1999 года и привлекать ее к разработке проектов
нормативных правовых актов, регламентирующих отношения,
возникающие в ходе реструктуризации угольной промышленности
России. В целях реализации указанных в настоящем Постановлении
задач создать при указанной Комиссии постоянно действующую рабочую
группу из числа депутатов Государственной Думы, представителей
государственных органов, профессиональных союзов работников
угольной промышленности России и иных организаций Российской
Федерации. Указанной Комиссии привлекать к своей работе экспертов
Правового управления Аппарата Государственной Думы и других
экспертов.
4. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением
незамедлительно рассмотреть причины социально - экономического
кризиса в угольной промышленности России и принять меры по его
ликвидации.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
|