ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 марта 1998 г. N 17
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПРОКУРАТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Обсуждение на заседании коллегии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации результатов проверки показало, что
деятельность прокуратуры Тюменской области сосредоточена на
решении актуальных проблем укрепления законности и борьбы с
преступностью.
Выбор приоритетных направлений, разработка организационных и
практических мер по обеспечению действенности прокурорского
надзора основывались на выводах из анализа складывающейся
обстановки, приказов и указаний Генерального прокурора. С учетом
значительного обновления за последнее время кадрового состава
прокуроров и следователей повышенное внимание уделялось их
профессиональной учебе, оказанию практической помощи
горрайпрокурорам.
Творческий поиск оптимальных форм и методов организации работы
позволил добиться определенных результатов.
Активно действовал прокурорский надзор за исполнением законов
и законностью правовых актов. Этому способствовала отлаженная
система конструктивного взаимодействия с органами власти и
управления, информационного обеспечения, что позволяло постоянно
быть в курсе нормотворческой деятельности, предупреждать принятие
незаконных правовых актов на стадии разработки законопроектов в
сочетании со своевременным опротестованием противоречащих закону
актов.
Усилен надзор за исполнением налогового, земельного,
природоохранного законодательства, за расходованием бюджетных
средств, по всем фактам нецелевого расходования принимались меры
реагирования, поддерживалось деловое сотрудничество с
контролирующими органами.
В борьбе с правонарушениями целенаправленно использовались
гражданско - правовые средства. В суды общей юрисдикции заявлен
4251 иск на сумму более 13 млрд. руб. В арбитражный суд - 78 исков
на сумму 91 млрд. руб.
Осуществлен ряд конкретных мер по обеспечению и дальнейшему
развитию координационной деятельности прокуратуры. Наиболее важные
аспекты борьбы с преступностью обсуждались на координационном
совещании руководителей областных правоохранительных органов, по
результатам вносились соответствующие коррективы в
правоприменительную деятельность. На основании анализа
криминогенной ситуации разрабатывались согласованные предложения в
органы власти и управления, осуществлялись выезды на места для
комплексного изучения положения дел и оказания практической
помощи. Входит в практику организация совместной профессиональной
учебы, что положительно сказывается на эффективности
взаимодействия следователей и работников оперативно - розыскных
служб, результативности функционирования постоянно действующих
следственно - оперативных групп.
Слаженные действия прокуратуры и оперативно - розыскных служб
привели к разоблачению в прошлом году 5 бандитских группировок,
численностью более 50 активных участников, совершивших 30 убийств,
18 разбойных нападений и другие преступления, у них изъято большое
количество оружия, взрывчатых веществ и наркотиков; раскрыто 23
умышленных убийства прошлых лет, длительное время остававшихся
нераскрытыми.
Прокуратура области ответственно подошла к исполнению указания
Генерального прокурора о принятии дополнительных неотложных мер по
пресечению организованной преступности и проявлений коррупции.
Совместно с региональным управлением по организованной
преступности и налоговыми органами проводилась работа по выявлению
предприятий, коммерческих структур, созданных при непосредственном
участии лидеров уголовно - преступной среды и их близких связей.
Прекращена деятельность 83 организаций и фирм, находившихся под их
контролем. В отношении участников организованных преступных групп
возбуждено 168 уголовных дел. К уголовной ответственности
привлечено свыше 200 человек, в том числе 75 лидеров преступных
группировок.
Под постоянным надзором областной прокуратуры находилось
состояние дел в учреждениях системы исполнения уголовных
наказаний. С участием прокуратуры разработана и реализуется
общеобластная Программа "Социальная защита исправительной системы
и эффективная трудовая занятость спецконтингента". Принятые меры
позитивно сказались на укреплении законности и правопорядка в
местах лишения свободы.
Вместе с тем эффективность работы органов прокуратуры области
значительно снижается из-за недостатков и упущений в
организаторской деятельности, в постановке контроля исполнения, в
работе с кадрами.
Серьезные нарекания вызывает организация надзора за
исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью.
В динамике и структуре преступности отмечаются крайне
негативные процессы: за последние пять лет возросло количество
тяжких и особо тяжких преступлений; особую тревогу вызывают
постоянный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств и совершаемых на почве пьянства, преступный
рецидив. Эти вопросы не были предметом глубокого изучения со
стороны областной прокуратуры.
Значительно ослаблена работа по борьбе с преступлениями,
направленными против интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления. Несмотря на общие тенденции
криминализации экономики, характерные для всей Российской
Федерации, количество выявленных преступлений экономической
направленности сократилось на 40%.
Неблагоприятная криминогенная обстановка усугубляется
неудовлетворительной раскрываемостью преступных проявлений. За год
остались нераскрытыми 36,8% преступлений, из тяжких - 50,6%.
По многим делам осмотры мест происшествия осуществлялись
некачественно, не принимались надлежащие меры к закреплению следов
преступлений и обнаружению вещественных доказательств, по
некоторым делам не назначались криминалистические экспертизы, не
обеспечивалась полнота расследования, имели место профессиональные
ошибки и просчеты, отсутствовало должное взаимодействие
следственного аппарата и оперативно - розыскных служб.
Грубые нарушения законности допускались при приостановлении
предварительного следствия. Расследование приостанавливалось на
стадии, когда не исчерпаны возможности для собирания доказательств
и изобличения преступника.
Почти каждое пятое дело возвращено следователям прокуратуры
для производства дополнительного расследования.
Прокурорский надзор не оказывал должного предупредительного
воздействия, не было надлежащего спроса с руководителей
следственных подразделений.
Неудовлетворительно поставлена организация надзора за
законностью деятельности органов внутренних дел. Распространены
нарушения требований закона при разрешении заявлений и сообщений о
совершенных преступлениях. Ежегодно прокурорами вновь ставится на
учет более 600 ранее укрытых преступлений, большинство из них -
только в ходе комплексных проверок деятельности горрайпрокуратур.
Из-за отсутствия системы в надзоре, последовательности и
настойчивости в достижении реальных результатов практически нет
сдвигов в наведении порядка на этом участке.
Прокуроры не обеспечивали своевременный надзор за законностью
возбуждения уголовных дел, многие из которых прекращались за
отсутствием состава и события преступления, нередко - без
достаточных оснований. Большинство таких решений принималось по
нераскрытым хищениям чужого имущества по мотивам
малозначительности причиненного ущерба. Каждое четвертое
постановление следователей органов внутренних дел о прекращении
уголовного дела впоследствии отменялось органами прокуратуры.
В существенной корректировке нуждается практика избрания меры
пресечения в виде заключения под стражу. При принятии таких
решений не всегда обеспечивался дифференцированный подход,
допускался формализм в оценке оснований для дачи санкции на арест.
В 1997 г. из числа лиц, в отношении которых в качестве меры
пресечения был применен арест, по приговорам судов каждый 5 - 6-й
был освобожден в связи с назначением наказания, не связанного с
лишением свободы. Из рассмотренных судами 847 жалоб по 210 -
обвиняемые из-под стражи освобождены, но в то же время при
вынесении приговоров под стражу взято 588 человек.
Низкий уровень надзора за следствием и дознанием, оперативно -
розыскной деятельностью объясняется в основном просчетами в
организаторской деятельности руководства областной прокуратуры,
коллегии по исполнению требований Приказов Генерального прокурора
"Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с
преступностью" и "Об организации прокурорского надзора за
предварительным следствием и дознанием", недостаточностью
требовательности к горрайпрокурорам, отсутствием контроля
исполнения.
Имеют место факты формального отношения к проверке законности
вынесенных приговоров. Так, из 230 случаев отмены или изменения
приговоров по жалобам участников процесса в 188 судебных
заседаниях участвовали государственные обвинители. Снизилась
эффективность кассационного опротестования.
Ослаблена роль органов прокуратуры в организации надзора за
исполнением законодательства, направленного на предупреждение
преступлений.
С учетом изложенного приказываю:
1. Обратить внимание прокурора Тюменской области -
государственного советника юстиции 3 класса Валеева Э.А.,
заместителей прокурора области Русских В.А. и Власова Н.В. на
существенные недостатки в организации работы прокуратуры области,
ослабление требовательности к подчиненным и контроля за
исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской
Федерации, направленных на организацию борьбы с преступностью и
обеспечение надзора за предварительным следствием, за законностью
судебных постановлений по уголовным делам.
2. Прокурору области Валееву Э.А., коллегии областной
прокуратуры:
2.1. Осуществить практические меры по устранению просчетов и
упущений в организации надзора за раскрытием и расследованием
преступлений:
основное внимание сконцентрировать на вопросах усиления
контроля за работой нижестоящих прокуратур, организации и
обеспечения необходимого уровня взаимодействия подразделений
аппарата, в первую очередь при подготовке вопросов, требующих
комплексного решения;
повысить личную ответственность прокуроров городов и районов,
руководителей следственных подразделений за состояние работы по
раскрытию и расследованию преступлений, за обеспечение
качественного проведения первоначальных следственных действий,
своевременное изучение дел о нераскрытых преступлениях; исключить
случаи неисполнения законных требований прокурора, виновных в этом
привлекать к административной ответственности, а при наличии
оснований - к уголовной ответственности;
всесторонне изучить практику применения ареста в качестве меры
пресечения с точки зрения законности и обоснованности таких
решений, особое внимание обратить на основания отмены судами этой
меры пресечения в порядке ст. 220.2 УПК РСФСР, сделать предметные
выводы из допущенных ошибок и нарушений для повышения
эффективности надзора и контроля с тем, чтобы в каждом конкретном
случае обеспечивался взвешенный подход к избранию меры пресечения,
исходя из требований закона и материалов уголовного дела (срок -
май - июнь 1998 г.);
на основе глубокого анализа качества работы следственного
аппарата органов прокуратуры разработать систему мер по улучшению
организации надзора за предварительным следствием, результаты
рассмотреть на коллегии прокуратуры области (срок - апрель 1998
г.);
прокуратуре области совместно с другими правоохранительными
органами выработать согласованные действия по усилению борьбы с
корыстными преступлениями, направленными против интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления,
коррупции и взяточничества и обсудить их на координационном
совещании (срок - май 1998 г.).
2.2. Предметно разобраться с каждым случаем вынесения судами
оправдательных приговоров, одновременно повысить эффективность
воздействия органов прокуратуры на судебную практику, организовать
работу таким образом, чтобы допускаемые судом ошибки и нарушения
закона устранялись по кассационным протестам прокуроров (срок -
апрель 1998 г.).
2.3. Осуществить дополнительные меры по улучшению надзора за
законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания
наказания, за деятельностью уголовно - исполнительных инспекций,
установлением административного надзора. В рамках координационной
деятельности во взаимодействии с органами внутренних дел
разработать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение
рецидива среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с
лишением свободы (срок - апрель 1998 г.).
3. Рекомендовать научно - методическому совету прокуратуры
области с привлечением научных работников высших учебных заведений
области провести криминологические исследования причин роста
тяжких и особо тяжких преступлений в регионе, а также связанных с
незаконным оборотом наркотических средств; проанализировать
причины и предпосылки рецидивной преступности (срок - июнь 1998
г.).
4. Прокуратуре области, горрайпрокурорам совместно с другими
правоохранительными органами в рамках координационной деятельности
принять участие в разработке системы профилактических мероприятий,
направленных на устранение причин и условий, способствующих
совершению преступлений, предупреждение преступности
несовершеннолетних, пьянства, наркомании и рецидивной
преступности; внести в исполнительные и представительные органы
предложения по возрождению социальной профилактики преступлений
(срок - июнь 1998 г.).
5. Прокурору Тюменской области Валееву Э.А. о принятых мерах
по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и
предварительных результатах исполнения настоящего Приказа доложить
подробной запиской к 25.07.98.
6. Управлениям по надзору за расследованием преступлений
органами прокуратуры и по надзору за следствием, дознанием и
оперативно - розыскной деятельностью в органах внутренних дел
Главного следственного управления Генеральной прокуратуры
Российской Федерации повысить действенность контроля за работой
прокуратуры Тюменской области по раскрытию и расследованию
преступлений.
7. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской
Федерации изучить в прокуратуре Тюменской области состояние работы
по подбору, расстановке, воспитанию и закреплению кадров, обратив
особое внимание на причины их большой текучести. Оказать
необходимую помощь в организации этой работы (срок - июнь 1998
г.).
8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Чайку Ю.Я., заместителей Генерального прокурора Российской
Федерации - начальника Главного следственного управления Катышева
М.Б. и Розанова А.А.
Приказ направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным
к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных
прокуратур.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|