ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 19.12.2003 N 1480
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 1998 г. N 14-15/5053
О ЦЕЛЕВЫХ ПРОВЕРКАХ ПО НЕРЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ
Представляю для информации сведения о работе подразделения
валютного контроля Московского таможенного управления за период с
1994 по 1997 годы (таблица N 1) по исполнению Приказа ГТК России
от 29.12.95 N 796 "О распределении компетенции по контролю
таможенной стоимости и валютному контролю" и указания от 29.07.96
N 01-14/843 "Об уточнении порядка информационного обмена в целях
валютного контроля".
Из анализа данных таблицы N 1 следует:
- работа по проведению проверок информации, содержащейся в
Карточках учета результатов валютного контроля (далее КУ) о
нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров по ряду причин
проводилась неэффективно: из 105963 направленных в МТУ КУ проверка
проведена лишь по 37206 КУ (или 35%);
- за 1997 год эти показатели еще хуже - проверка проведена по
3,8% КУ, то есть всего по 384 КУ из 9603 КУ;
- основные усилия в этой работе были сосредоточены на закрытие
КУ с информацией о частичной нерепатриации валютной выручки в
размере менее 1000 долл. США в каждом случае (экономический эффект
от этой работы - самый минимальный и составляет 5,9 млн. долл. США
предполагаемой суммы непоступления валютной выручки - против
1254,2 млн. долл. США по случаям нерепатриации в размере свыше
1000 долл. США и 6175,6 млн. долл. США по случаям полной
нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров).
Эти обстоятельства свидетельствуют в первую очередь о том, что
подразделения службы валютного контроля МТУ в оргштатном отношении
и техническом оснащении полностью еще не отлажены и ранее этому
вопросу уделялось недостаточное внимание.
На итоговой коллегии ГТК России 03.02.98 Правительством
Российской Федерации и руководством ГТК России основной задачей
таможенных органов в 1998 году определена задача пополнения
доходной части федерального бюджета за счет улучшения собираемости
таможенных платежей. Не последняя роль в обеспечении выполнения
этой задачи принадлежит службе валютного контроля ГТК России.
В соответствии с положениями проекта Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (который
будет принят в середине текущего года), в целях обеспечения
экономической безопасности Российской Федерации, служба валютного
контроля таможенных органов Российской Федерации должна
осуществлять:
- выявление,
- предупреждение,
- предотвращение
незаконных валютных операций резидентов и нерезидентов
Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности, а также
борьбу с утечкой капиталов из Российской Федерации и с
легализацией ("отмыванием") капиталов, полученных незаконным
путем.
Исходя из перспектив работы и дополнительных функций по
валютному регулированию и валютному контролю, отраженных в проекте
нового Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" на службу валютного контроля таможенных органов
Российской Федерации будут возложены новые, более сложные задачи
по контролю валютных (в том числе и рублевых) и товарообменных
операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации по всем
внешнеэкономическим сделкам и таможенным режимам.
Естественно - служба валютного контроля таможенных органов по
всей ее вертикальной структуре должна быть готова к решению новых
задач. Все это объективно свидетельствует о необходимости развития
подразделений валютного контроля в таможнях и региональных
таможенных управлениях.
Учитывая вышеизложенное, а также четырехлетний положительный
опыт работы отдела валютного контроля Западного таможенного
управления под руководством, прошу в период реструктуризации МТУ и
Московских таможен:
1. Усилить отдел ВК МТУ в оргштатном и техническом отношении,
изыскать возможность усиления группы целевых проверок
(существующая группа целевых проверок при отделе ТС и ВК МТУ,
созданная за счет штатов таможен Московского региона, желаемых
результатов за 1,5 года работы не дала и будет расформирована
соответствующим приказом ГТК России, проект которого находится на
этапе согласования).
2. За счет внутренних резервов разделить отделы ТС и ВК во
вновь организуемых четырех Московских таможнях (а в перспективе -
во всех таможнях Московского региона) на отделы таможенной
стоимости и отделы валютного контроля с усилением функции целевых
проверок. (Вопрос согласован с Управлением тарифного и нетарифного
регулирования ГТК России.)
3. При заключении контрактов с сотрудниками на должности
начальников отдела ТС и отдела ВК МТУ, начальников отделов ТС и ВК
четырех Московских таможен согласовать кандидатуры начальников
отделов с Управлением валютного контроля ГТК России. (Вопрос
согласован с руководством ГТК России.)
Положительный результат таких решений не замедлит сказаться.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Начальник Управления
валютного контроля
В.И.ТИТОВ
Приложение
Таблица N 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛЕВЫХ ПРОВЕРОК УЧАСТНИКОВ ВЭД В МТУ
ПО НЕРЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЗА 1994 - 1997 ГГ.
(ПО КАРТОЧКАМ УЧЕТА (КУ) БАЗЫ ДАННЫХ УВК)
------T----------------------------------------------------------¬
¦ Год ¦ Нерепатриация полных сумм ¦
¦про- +------T--------T------T------T--------------T-------------+
¦верки¦кол-во¦предпо- ¦кол-во¦% про-¦предполагаемая¦подтвердивша-¦
¦ ¦ КУ, ¦ лагае- ¦прове-¦верен-¦сумма нерепат-¦яся сумма не-¦
¦ ¦подле-¦мая сум-¦ренных¦ных КУ¦риации по про-¦ репатриации ¦
¦ ¦жащих ¦ма нере-¦ КУ, ¦ ¦ веренным КУ ¦по проверен- ¦
¦ ¦ про- ¦патриа- ¦ шт. ¦ ¦ ¦ ным КУ ¦
¦ ¦верке,¦ ции, ¦ ¦ +------T-------+------T------+
¦ ¦ шт. ¦ млн. $ ¦ ¦ ¦в млн.¦ в % ¦в млн.¦ в % ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ $ ¦ ¦ $ ¦ ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1994 ¦11619 ¦1201.57 ¦ 4757 ¦40.94 ¦234.39¦ 19.51 ¦ 37.41¦ 3.11 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1995 ¦19716 ¦3516.54 ¦ 6816 ¦34.57 ¦601.87¦ 17.12 ¦164.17¦ 4.67 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1996 ¦13021 ¦1249.26 ¦ 2885 ¦22.16 ¦ 90.78¦ 7.27 ¦ 5.24¦ 0.42 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1997 ¦ 4047 ¦ 208.22 ¦ 102 ¦ 2.52 ¦ 3.14¦ 1.51 ¦ 2.83¦ 1.36 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦Всего¦48403 ¦6175.59 ¦14560 ¦30.08 ¦930.18¦ 15.06 ¦209.65¦ 3.39 ¦
L-----+------+--------+------+------+------+-------+------+-------
------T----------------------------------------------------------¬
¦ Год ¦ Частичная нерепатриация сумм свыше 1000$ ¦
¦про- +------T--------T------T------T--------------T-------------+
¦верки¦кол-во¦предпо- ¦кол-во¦% про-¦предполагаемая¦подтвердивша-¦
¦ ¦ КУ, ¦ лагае- ¦прове-¦верен-¦сумма нерепат-¦яся сумма не-¦
¦ ¦подле-¦мая сум-¦ренных¦ных КУ¦риации по про-¦ репатриации ¦
¦ ¦жащих ¦ма нере-¦ КУ, ¦ ¦ веренным КУ ¦по проверен- ¦
¦ ¦ про- ¦патриа- ¦ шт. ¦ ¦ ¦ ным КУ ¦
¦ ¦верке,¦ ции, ¦ ¦ +------T-------+------T------+
¦ ¦ шт. ¦ млн. $ ¦ ¦ ¦в млн.¦ в % ¦в млн.¦ в % ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ $ ¦ ¦ $ ¦ ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1994 ¦ 5340 ¦ 255.32 ¦ 1955 ¦36.61 ¦ 86.79¦ 33.99 ¦36.62 ¦14.34 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1995 ¦ 5213 ¦ 363.15 ¦ 1003 ¦19.24 ¦ 46.97¦ 12.93 ¦ 5.74 ¦ 1.58 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1996 ¦ 3717 ¦ 556.75 ¦ 522 ¦14.04 ¦ 15.1 ¦ 2.71 ¦ 0.29 ¦ 0.05 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1997 ¦ 1807 ¦ 78.98 ¦ 15 ¦ 0.83 ¦ 0.48¦ 0.61 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦Всего¦16077 ¦1254.2 ¦ 3495 ¦21.74 ¦149.34¦ 11.91 ¦42.66 ¦ 3.4 ¦
L-----+------+--------+------+------+------+-------+------+-------
------T----------------------------------------------------------¬
¦ Год ¦ Частичная нерепатриация сумм менее 1000$ ¦
¦про- +------T--------T------T------T--------------T-------------+
¦верки¦кол-во¦предпо- ¦кол-во¦% про-¦предполагаемая¦подтвердивша-¦
¦ ¦ КУ, ¦ лагае- ¦прове-¦верен-¦сумма нерепат-¦яся сумма не-¦
¦ ¦подле-¦мая сум-¦ренных¦ных КУ¦риации по про-¦ репатриации ¦
¦ ¦жащих ¦ма нере-¦ КУ, ¦ ¦ веренным КУ ¦по проверен- ¦
¦ ¦ про- ¦патриа- ¦ шт. ¦ ¦ ¦ ным КУ ¦
¦ ¦верке,¦ ции, ¦ ¦ +------T-------+------T------+
¦ ¦ шт. ¦ млн. $ ¦ ¦ ¦в млн.¦ в % ¦в млн.¦ в % ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ $ ¦ ¦ $ ¦ ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1994 ¦11198 ¦ 2.11 ¦ 7314 ¦65.32 ¦ 1.47 ¦ 69.64 ¦ 0.25 ¦11.84 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1995 ¦13936 ¦ 1.57 ¦ 6620 ¦47.5 ¦ 0.62 ¦ 39.15 ¦ 0.39 ¦24.81 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1996 ¦12600 ¦ 1.6 ¦ 4970 ¦39.44 ¦ 0.51 ¦ 31.57 ¦ 0.01 ¦ 0.9 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦1997 ¦ 3749 ¦ 0.62 ¦ 247 ¦ 6.59 ¦ 0.03 ¦ 5.12 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+-----+------+--------+------+------+------+-------+------+------+
¦Всего¦41483 ¦ 5.91 ¦19151 ¦46.17 ¦ 2.62 ¦ 44.36 ¦ 0.65 ¦11.07 ¦
L-----+------+--------+------+------+------+-------+------+-------
|